А для чего они его смотрят? И зачем его создают взрослые и сами дети? Вот главные вопросы, которые нужно задать, чтобы понять психологическую природу детских страшилок.
Классика жанра
Вспоминали как-то логопед и психолог советские мультики… В контексте работы с подростками и педагогической нетерпимости. Вот это все: «Какой ужас сейчас смотрят дети!». Оба специалиста были склонны скорее поиронизировать над своими детскими страхами и получившимся результатом. На чём вырос? И что ты преодолел? И для чего пугаться и пугать? Рассказывает Ольга Александровна Величенкова, доцент ИПКР МГПУ, кандидат педагогических наук, руководитель онлайн-проекта «Школьные технологии».
Вместо того, чтобы стремиться вместить всю сложность взросления в рамку, данную старшими, попробуем пересмотреть свой опыт. Как взрослели мы? Что сформировало рождённых в семидесятые или в восьмидесятые? Что вызывало страх, восхищение? У каждого есть хотя бы одно воспоминание о странном мультике, который запомнился навсегда. Начнем с них.
Когда мультфильмы начали создавать в СССР, то выпускали в основном дидактические сказки: реалистичные фоны и проверенные временем поучительные сюжеты. «Серая шейка» – образчик такого сюжета и неспешного повествования, не допускающего никакой иронии, неоднозначных персонажей, пугалок. Бедная птичка, злая лиса, храбрый зайчик. Мультик – образовательный и воспитательный продукт. Но, кажется, очень скучный…
Здесь и далее даны ссылки на сервисы, которые не требуют регистрации для просмотра. Но вы можете найти мультфильмы в лучшем качестве на других ресурсах.
Жуткая жуть
В 1960-х талантливым художникам стало тесно в рамках классических форм. Мультипликация во всём мире ушла в эксперименты и авангард. Сначала британо-американский рисованный фильм на музыку The Beatles «Жёлтая подводная лодка» (1968). Потом появилась «Весёлая карусель». Помните эти мультфильмы с заставкой? В этом цикле «Рассеянный Джованни» (1969) Анатолия Петрова в пересказе выглядит очень страшно: кукольный мальчик гулял по городу и терял части своего тела, которые потом приносили его маме сердобольные прохожие. После режиссёр продолжил пробовать разные темы и стили в той же «Весёлой карусели». В 1971 году он выпустил короткометражку «Голубой метеорит». Здесь Петров вдохновлялся работами гиперреалистов и картинами Пабло Пикассо.
А давайте вспомним работу Валерия Угарова «Халиф-аист». Признавайтесь, боялись его? Му-та-бор! Зловеще-неуверенный шепоток Смоктуновского навсегда засел в голове. И видеоряд, и озвучка создают ощущение глубинной жути.
Иногда даже не понимаешь, что страшно. Но оооочень страшно! Например, психоделическая «Шкатулка с секретом» того же Угарова по мотивам сказки Одоевского «Городок в табакерке».
А мультфильмы Армена Саакянца? Это взрослые мультики, точнее мультики семейные. С кучей политических отсылок, безжалостной сатирой и даже эротикой.
- «Ветер» способен напугать не только детей, но и самых стойких взрослых. Но в конце концов, что может быть страшнее ядерного апокалипсиса?
А вот еще некоторые странные, задумчивые, вдохновляющие и чуть-чуть зловещие мультфильмы:
Ещё стоит вспомнить дивную пластилиновую мультипликацию и любимую всеми «Тайну третьей планеты».
Всё это – огромный культурный пласт. И не надо говорить, что в наше время этого не было. Давайте поразмышляем, какое влияние оказали на нас страшные советские мультфильмы? Глаза бы мои их не видели? Или жутко, интересно, незабываемо?
Зачем нужны страшилки
Они инициировали нас. Делали взрослее. Иногда слишком резко, и тогда – страх, порой непреодолимый. Но чаще вовремя. И тогда мы справлялись с принятием потерь, неудач, тренировались для взрослой жизни. И тренировали своих друзей и младших ребят.
Помните, как детьми мы рассказывали друг другу страшные истории? Кто-то знакомился с ними в пионерском лагере, кто-то — по книжкам. «Жуткий детский фольклор» — сборник детских страшных историй, собранных Андреем Усачёвым и Эдуардом Успенским. Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы, гроб на колёсиках, чёрное пятно. Скажете, не было?
Впрочем, ноги у страшилок растут из более ранних времён. Ужасы есть во многих известных детских сказках. Достаточно вспомнить пугающие произведения братьев Гримм («Гензель и Гретель», «Можжевеловое дерево»), Андерсена («Красные башмаки», «Девочка, наступившая на хлеб»). В русских народных сказках немало историй про мертвецов, колдунов и ведьм с отрубленными руками. А задумывались ли вы, почему у Бабы-Яги костяная нога, а у Мальвины голубые волосы? А Чуковский? Помните: «Он бежал по дорожке и ему перерезало ножки»?
Почему страшилки так манят детей?
Такие истории имеют важное значение для инициации. Озвучивая страхи, дети делают первый шаг к их преодолению: не только переживают пугающую ситуацию, но и учатся побеждать свой страх. Ребенок испытывает страх в прирученном виде. С одной стороны, ребёнку страшно, а с другой, он знает, что это просто игра. Он понимает, что не одинок, что его окружают сверстники, которые испытывают такие же чувства. Это придаёт силы и снижает степень остроты переживаний. Пережить страх понарошку – словно «переболеть» им в легкой форме.
Литературоведы считают, что страшилки благодаря своей структуре обладают поучительной, воспитательной функцией: предупреждение (бабушка запретила покупать чёрное пианино) – нарушение (чёрное пианино всё-таки купили) – наказание (пианино чуть не убило внучку). Вывод – надо было слушать бабушку.
А еще страшилки зависят от времени и среды. Например, в советском детском фольклоре «маленький мальчик нашел пулемёт…», а вот в американском того же времени обычно маленькие братики и сестрички хулиганов страдали от миксеров и мясорубок.
Наши дети не глупее и не хуже нас. Чтобы лучше их понимать, важно не забывать своё детство. Как говорил Питер Пэн, главное – помнить, как летать. Куклы, игры, мультики и сказки, приручающие страх – важная часть культуры и инструмент взросления. Просто будьте внимательны к выбору, помогите, но не запрещайте. Приручайте страх вместе!