Найти в Дзене

Какой ужас сейчас смотрят дети!

Оглавление

А для чего они его смотрят? И зачем его создают взрослые и сами дети? Вот главные вопросы, которые нужно задать, чтобы понять психологическую природу детских страшилок.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Классика жанра

Вспоминали как-то логопед и психолог советские мультики… В контексте работы с подростками и педагогической нетерпимости. Вот это все: «Какой ужас сейчас смотрят дети!». Оба специалиста были склонны скорее поиронизировать над своими детскими страхами и получившимся результатом. На чём вырос? И что ты преодолел? И для чего пугаться и пугать? Рассказывает Ольга Александровна Величенкова, доцент ИПКР МГПУ, кандидат педагогических наук, руководитель онлайн-проекта «Школьные технологии».

Вместо того, чтобы стремиться вместить всю сложность взросления в рамку, данную старшими, попробуем пересмотреть свой опыт. Как взрослели мы? Что сформировало рождённых в семидесятые или в восьмидесятые? Что вызывало страх, восхищение? У каждого есть хотя бы одно воспоминание о странном мультике, который запомнился навсегда. Начнем с них.

Когда мультфильмы начали создавать в СССР, то выпускали в основном дидактические сказки: реалистичные фоны и проверенные временем поучительные сюжеты. «Серая шейка» – образчик такого сюжета и неспешного повествования, не допускающего никакой иронии, неоднозначных персонажей, пугалок. Бедная птичка, злая лиса, храбрый зайчик. Мультик – образовательный и воспитательный продукт. Но, кажется, очень скучный…

Здесь и далее даны ссылки на сервисы, которые не требуют регистрации для просмотра. Но вы можете найти мультфильмы в лучшем качестве на других ресурсах.

Жуткая жуть

В 1960-х талантливым художникам стало тесно в рамках классических форм. Мультипликация во всём мире ушла в эксперименты и авангард. Сначала британо-американский рисованный фильм на музыку The Beatles «Жёлтая подводная лодка» (1968). Потом появилась «Весёлая карусель». Помните эти мультфильмы с заставкой? В этом цикле «Рассеянный Джованни» (1969) Анатолия Петрова в пересказе выглядит очень страшно: кукольный мальчик гулял по городу и терял части своего тела, которые потом приносили его маме сердобольные прохожие. После режиссёр продолжил пробовать разные темы и стили в той же «Весёлой карусели». В 1971 году он выпустил короткометражку «Голубой метеорит». Здесь Петров вдохновлялся работами гиперреалистов и картинами Пабло Пикассо.

Мультфильм «Рассеянный Джованни» (1969). Скриншот: https://my.mail.ru/inbox/ubudilin/video/_myvideo/294.html
Мультфильм «Рассеянный Джованни» (1969). Скриншот: https://my.mail.ru/inbox/ubudilin/video/_myvideo/294.html

А давайте вспомним работу Валерия Угарова «Халиф-аист». Признавайтесь, боялись его? Му-та-бор! Зловеще-неуверенный шепоток Смоктуновского навсегда засел в голове. И видеоряд, и озвучка создают ощущение глубинной жути.

Иногда даже не понимаешь, что страшно. Но оооочень страшно! Например, психоделическая «Шкатулка с секретом» того же Угарова по мотивам сказки Одоевского «Городок в табакерке».

А мультфильмы Армена Саакянца? Это взрослые мультики, точнее мультики семейные. С кучей политических отсылок, безжалостной сатирой и даже эротикой.

Мультфильм «Ух ты, говорящая рыба!». Скриншот: https://my.mail.ru/mail/andrei.chekunov.chern/video/_myvideo/339.html
Мультфильм «Ух ты, говорящая рыба!». Скриншот: https://my.mail.ru/mail/andrei.chekunov.chern/video/_myvideo/339.html

А вот еще некоторые странные, задумчивые, вдохновляющие и чуть-чуть зловещие мультфильмы:

Ещё стоит вспомнить дивную пластилиновую мультипликацию и любимую всеми «Тайну третьей планеты».

Всё это – огромный культурный пласт. И не надо говорить, что в наше время этого не было. Давайте поразмышляем, какое влияние оказали на нас страшные советские мультфильмы? Глаза бы мои их не видели? Или жутко, интересно, незабываемо?

Мультфильм «Контракт» (1985). Скриншот https://vk.com/video1113527_456261914
Мультфильм «Контракт» (1985). Скриншот https://vk.com/video1113527_456261914

Зачем нужны страшилки

Они инициировали нас. Делали взрослее. Иногда слишком резко, и тогда – страх, порой непреодолимый. Но чаще вовремя. И тогда мы справлялись с принятием потерь, неудач, тренировались для взрослой жизни. И тренировали своих друзей и младших ребят.

Помните, как детьми мы рассказывали друг другу страшные истории? Кто-то знакомился с ними в пионерском лагере, кто-то — по книжкам. «Жуткий детский фольклор» — сборник детских страшных историй, собранных Андреем Усачёвым и Эдуардом Успенским. Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы, гроб на колёсиках, чёрное пятно. Скажете, не было?

Впрочем, ноги у страшилок растут из более ранних времён. Ужасы есть во многих известных детских сказках. Достаточно вспомнить пугающие произведения братьев Гримм («Гензель и Гретель», «Можжевеловое дерево»), Андерсена («Красные башмаки», «Девочка, наступившая на хлеб»). В русских народных сказках немало историй про мертвецов, колдунов и ведьм с отрубленными руками. А задумывались ли вы, почему у Бабы-Яги костяная нога, а у Мальвины голубые волосы? А Чуковский? Помните: «Он бежал по дорожке и ему перерезало ножки»?

Почему страшилки так манят детей?

Такие истории имеют важное значение для инициации. Озвучивая страхи, дети делают первый шаг к их преодолению: не только переживают пугающую ситуацию, но и учатся побеждать свой страх. Ребенок испытывает страх в прирученном виде. С одной стороны, ребёнку страшно, а с другой, он знает, что это просто игра. Он понимает, что не одинок, что его окружают сверстники, которые испытывают такие же чувства. Это придаёт силы и снижает степень остроты переживаний. Пережить страх понарошку – словно «переболеть» им в легкой форме.

Литературоведы считают, что страшилки благодаря своей структуре обладают поучительной, воспитательной функцией: предупреждение (бабушка запретила покупать чёрное пианино) – нарушение (чёрное пианино всё-таки купили) – наказание (пианино чуть не убило внучку). Вывод – надо было слушать бабушку.

А еще страшилки зависят от времени и среды. Например, в советском детском фольклоре «маленький мальчик нашел пулемёт…», а вот в американском того же времени обычно маленькие братики и сестрички хулиганов страдали от миксеров и мясорубок.

Наши дети не глупее и не хуже нас. Чтобы лучше их понимать, важно не забывать своё детство. Как говорил Питер Пэн, главное – помнить, как летать. Куклы, игры, мультики и сказки, приручающие страх – важная часть культуры и инструмент взросления. Просто будьте внимательны к выбору, помогите, но не запрещайте. Приручайте страх вместе!

О.А. Величенкова, доцент ИПКР МГПУ, кандидат педагогических наук, руководитель онлайн-проекта «Школьные технологии». Фото: mgpu.ru
О.А. Величенкова, доцент ИПКР МГПУ, кандидат педагогических наук, руководитель онлайн-проекта «Школьные технологии». Фото: mgpu.ru