Вопреки распространенному убеждению, что современные небоскребы состоят только из стекла и бетона, дерево во многих странах остается важнейшим компонентом в многоэтажном строительстве. И речь не только об отделке.
На протяжении последних 15 лет подобные дома возводят в Норвегии, Британии, Австралии, Канаде. В Швеции в 2021 году достроили деревянный небоскреб — один из самых высоких в мире. Из дерева в нем выполнены не только несущие стены и крыша, но даже шахты лифтов.
В России современные дома такого типа начали появляться совсем недавно: в 2022 году в Вологодской области началось строительство первых многоэтажных домов из CLT-конструкций (Cross Laminated Timber — перекрестно склеиваемые деревянные плиты). Из этого материала выполнены все основные элементы: внутренние помещения, потолки, лестничные пролеты и несущие конструкции.
Нас заинтересовал этот тренд — для среднестатистического жителя России сама идея деревянного небоскреба звучит достаточно необычно. Хотя явление это — совсем не новое.
VII век до нашей эры и русская готика
Первые деревянные многоэтажки появились, по некоторым сведениям, в VII веке до нашей эры. Тогда они, как и прочие монументальные постройки, возводились крайне редко и в основном в качестве культовых сооружений. Но познания человечества в архитектуре уже позволяли вести строительство таких масштабов.
Современные деревянные «высотки» стали появляться только во второй половине XX века, и связано это было с появлением панелей CLT (Cross-Laminated Timber). Фактически это деревянные ламели, сложенные в несколько слоев и скрепленные специальной смесью. Изначально новинка создавалась для кровельных систем, но в дальнейшем ее применение расширили, и уже в 90-е годы в Европе появились первые высотные дома из этого необычного материала.
В сегодняшней России деревянные постройки пользуются огромной популярностью, правда, в частном секторе. В 2023 году доля деревянных домов в структуре индивидуального жилищного строительства составила 30–35%. А вот опыт проектирования деревянных многоэтажек у современных специалистов небольшой.
Первым подобным проектом стал дом Сутягина в Архангельске — примерно 13-этажный по высоте, созданный целиком из дерева, без единого гвоздя. Несмотря на оригинальный дизайн, напоминающий одновременно о классическом русском зодчестве и плотницкой готике, судьба здания сложилась печально. Из-за того, что проект не согласовали с властями и не провели обязательных противопожарных мероприятий, дом пришлось снести.
Напоминаем, что ваши оригинальные проекты, отсылающие к русским этническим стилям, мы ждем на конкурсе «Керамогранит в архитектуре». Заявки принимаются до 13 октября.
В России еще недавно не было строительных норм, на которые можно было бы ориентироваться при высотном строительстве деревянных домов. Однако в 2019 году Минстрой разработал и принял соответствующий свод правил, а в конце 2020 года профильные ведомства получили поручение от президента заняться этим вопросом. Сейчас часть проектов с использованием CLT-панелей уже реализуется, а часть находится в процессе разработки.
Зачем нужны такие дома?
Часть экспертов считает, что появление таких построек обусловлено исключительно стремлением следовать эко-повестке. Однако есть для этого и практические причины, и вполне конкретные запросы аудитории, которые застройщики стараются удовлетворить.
1. Меньше химии при изготовлении материалов
Считается, что при «деревянном» строительстве используется больше натуральных материалов, чем при стандартном. Сами CLT-панели действительно очень экологичны, однако многие обеспокоены тем, что в состав скрепляющего раствора может входить формальдегид. Алексей Гурулев, эксперт в проектировании и строительстве, гендиректор Puzzle PropTech, напротив, уверяет, что современные древесные клеи — безформальдегидные. Даже если в них и встречаются подобные компоненты, их выделения значительно меньше, чем от фанеры или мебельного лака. Об этом же заявляет управляющий партнер «Живой комплекс LES» Олег Дедков: по его словам, процент содержащейся в деревянных конструкциях «химии» ниже, чем в комбинациях металла и бетона.
Если для вас важна безопасность и экологичность сырья, для внутренней облицовки таких строений можно использовать керамогранит. Как и дерево, это натуральный материал, причем гипоаллергенный. Он не выделяет вредных веществ даже при высоких температурах. Вот только, в отличие от дерева, не разрушается при прямом контакте с пламенем и не поддерживает горение.
2. В таком доме тепло зимой и прохладно летом
И дело не в отоплении, а в самой теплоизоляции. Дерево, из которого создаются и стены, и полы, и потолки, обладает хорошими теплоизоляционными свойствами. Такие постройки почти не нуждаются в дополнительных утепляющих слоях. Если в бетонном доме без работающих батарей осенью, пока не включили отопление, порой даже холоднее, чем на улице, то в деревянном тепло сохраняется — его не «вытягивают» бетонные ледяные стены.
3. Усадки почти не происходит
По данным Минстроя, здания из CLT-панелей можно возводить практически в любых климатических условиях, этот материал выдерживает высокие нагрузки и достаточно прочен. Тем не менее, речь идет все-таки о сейсмически безопасных регионах: дом, построенный из деревянных панелей, априори более хрупок, чем дом из бетона. Но если груст устойчив, а район — сейсмически благополучен, такое строение может стоять более 50 лет. Срок вполне достойный: стандартные многоэтажки тоже заметно ветшают за несколько десятилетий.
Ольга Магилина, управляющий партнер компании Nordhus, утверждает: по степени долговечности деревянные многоэтажки мало отличаются от классических «хрущевок».
4. Такие многоэтажки строятся быстрее
Не самый важный плюс для строительства в крупных городах, — ЖК там и так растут в достаточно быстром ритме, — но важный для многих других регионов. Панели, изготовленные из LVL или CLT, сразу же обеспечиваются внутренней и внешней отделкой. С помощью высокоточных инструментов в них вырезаются дверные и оконные проемы, создаются отверстия для коммуникаций. Это экономит время.
«Технологию отличают высокая скорость возведения зданий (в 2,5 раза быстрее строительства по классической железобетонной технологии) и энергоэффективность», — заявляют в Минстрое.
А если пожар?
Это первый недостаток, который приходит на ум большинству потенциальных покупателей. Первый — но не единственный.
1. Повышенный риск пожара
Каждый житель России знает истории о том, как раньше во времена пожаров вслед за первым строением сгорали целые села. Пожаробезопасность беспокоит всех — и застройщиков, и будущих жильцов, поэтому при строительстве колонны и балки подобных зданий специально подвергают многочасовому огневому воздействию. Такое же тестирование проходила, например, деревянная башня Ascent в Милуоки, США. Кстати, ее высота достигает 86,6 метров — 25 этажей.
По словам Семена Гоглева, директора по стратегическому развитию Ассоциации деревянного домостроения (АДД), из-за пожарных норм при строительстве дома выше трех этажей дерево должно быть защищено конструктивной огнезащитой — обшито негорючими материалами и снаружи, и внутри.
Кроме того, часть экспертов придерживается мнения, что подобные конструкции сами по себе не так уж легко возгораются.
«Само по себе дерево горит гораздо лучше, чем железобетон, но при пожарах в квартирах и офисах загораются обычно отделочные и поверхностные материалы. Благодаря специфическому строению, CLT-панель под воздействием огня сохраняет несущую способность в 2–3 раза дольше, чем аналогичная конструкция из железобетона», — рассказал в интервью Известиям Олег Дедков, управляющий партнер «Живого комплекса LES».
Также, чтобы дополнительно обезопасить дом от пожара, при отделке фасадов применяется негорючая каменная вата.
2. Вырубка леса
Несмотря на то, что дерево считается возобновляемым ресурсом, леса восстанавливаются не так быстро, как хотелось бы. Растут деревья медленно, а вырубка идет активно: площади потери лесов в стране все еще превышают объемы их восстановления.
«Древесина хороша еще и тем, что сырье производится внутри страны и до недавнего времени шло в основном на экспорт, теперь же закупочные условия для внутреннего потребителя существенно улучшились», — объясняет Ольга Магилина.
Однако продажа дерева внешнему потребителю пока находится на прежнем уровне, и если параллельно увеличатся запросы внутреннего, вырубать лес будут еще активнее.
3. Дерево хуже переносит влагу
В отличие от пожара, риск которого высок, но не гарантирован, от влаги деревянные постройки страдают всегда. Правда, и бетонные конструкции от нее не застрахованы: бетон тоже считается достаточно гидрофобным материалом. В этом смысле на их фоне выделяется керамогранит: в отличие от натурального цемента, глины, дерева плитка имеет практически нулевую пористость. На ней не образовывается ни конденсат, ни плесень. Отличное решение как для внешней, так и для внутренней облицовки зданий — в том числе, конечно, многоэтажных.
Дополнительные проблемы работы с деревом появляются в холодное время года. Из-за сухого морозного воздуха, идущего с улицы, и сухого же воздуха внутри помещения на панелях могут появляться трещины.
Кроме того, дерево серьезно страдает от грызунов и насекомых. Однако последние, по словам некоторых экспертов, CLT-панелям не страшны — за счет крепкой склейки с помощью пресса панель получается очень плотной. Грызунам неудобно прогрызать в ней ходы: волокна дерева расположены в разных направлениях в каждом слое. Впрочем, исследованиями это пока не подтверждено.
Деревянные небоскребы: хорошо или плохо?
Сложно сказать однозначно. Информация достаточно противоречива — это можно понять по внушительным спискам достоинств и недостатков подобных проектов. Мы призываем отнестись к такому строительству с любопытством, как к любой относительно оригинальной идее.
Есть отдельные регионы, где подобные инновации окажутся очень востребованы: например, в Сибири, где пиломатериала очень много, но при этом отмечается дефицит компонентов для каменного строительства и сложности с логистикой.
Так или иначе, подобные дома довольно давно строятся по всему миру, на разных континентах, и возможно, в данном случае будет полезно перенять опыт западных специалистов. Однако активное строительство подобных объектов может начаться в России в лучшем случае через год-два:
«Как только, год-два максимум, мы закончим проведение всех исследований, выпустим нормативные документы в этой части, придет куча застройщиков, инвесторов, желающих вложиться в строительство деревянных объектов», — сказал замминистра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко.