В первой части я рассказала как мы доехали до Владикавказа. Так как мы ехали по этому маршруту в первый раз, то решено было заночевать во Владикавказе, а по утру тронуться дальше, покорять Военно-грузинскую дорогу.
Вообще я каталась много по серпантинам, и в Крыму, и в Сочи, но тут начитавшись сомнительной информации я испугалась этой дороги заочно. Да ещё и у машины были проблемы с тормозами, хотя после ремонта все в порядке, просто какое то не 100% доверие было.
В итоге после дороги мы улеглись спать аж в седьмом часу вечера. И понятное дело проснулись рано, в 00.30. Решено было ехать дальше. Заправились под завязку на Лукойле и тронулись в путь. От Владикавказа до границы Верхний Ларс (единственная действующая сухопутная граница с Грузией) примерно 30-40 км, смотря откуда вы тронулись.
Туда границу мы прошли примерно за два часа. На русской границе стояли час, нейтральную зону проскочили, я как водитель с машиной прошла быстро, а мужу пришлось постоять в очереди , перед ним автобус высадился.
Итак в 3,40 мы оказались на грузинской стороне и начинался дождь.
Из-за ливня нам пришлось пережидать пока рассветет, спрятавшись в тоннеле.
Для посещения Грузии обязательно требуется автомобильная страховка. Есть несколько вариантов ее сделать: онлайн, но для этого нужна карта зарубежного банка, на границе за рубли - так мы и поступили, можно в других местах за лари. Самый дорогой вариант на границе за рубли -1800 вышло на 15 дней, но зато дальше мы покатили совершенно спокойно. Без страховки обойтись нельзя, если остановят или при выезде на границе будет довольно большой штраф.
Мы держали путь на Кобулети, Батуми или Уреки , разница в 20 от Кобулети влево или вправо. До него 460 км, НО не надейтесь что быстренько за 5 часов проскочите этот маршрут. Во первых это 200 км горной дороги с ограничением скорости, во вторых если попадется тихоход обойти его будет очень проблематично, в третьих последние примерно 100 км это поселки с ограничением скорости от 40 до 60 км. В Грузии нет погрешности в 20 км, есть знак 40, значит и надо ехать 40.
После поворота на Тбилиси начинается автобан до Батуми, но на сегодня он ещё полностью не готов, едем примерно 70 км по скоростному (максимум 110) шоссе, дальше опять горные повороты примерно км 30, снова автобан, повороты и уже поселки.
Именно поэтому быстро пройти этот участок дороги не получится. Мне повезло штрафов я не нахватала. Оплатить их можно в специальных пунктах/банках, онлайн если есть карта иностранного банка, ну или на границе, но там комиссия 30% и только нал в лари.
В этом собственно и загвоздка, на обратном пути мы заправились на последние лари и катили уже без местных денег.
Конечно военно грузинская дорога поражает своей красотой, но туда мы ничего не увидели , шел дождь, туман, а вот на обратном пути аж дух захватывало.
До крестового перевала дорога идёт на подъем (не крутой), после идёт длительный спуск, почти до автобана. Крестовый перевал находится на высоте 2400 км над уровнем моря. Серпантин - несколько петель в районе Гудаури. Когда ехали обратно шли КАМАЗы-зерновозы, с прицепами, вот если на такой нарваться в горном районе - придется ползти очень долго.
Местные гоняют, для них идти на обгоны в Лерой поворот, плевое дело. Лучше пропустить , себе дороже.
В целом я думала дорога будет сложнее, но по красоте она не уступает конечно.