Найти тему
Пенсионер

Иран обращается за помощью к Китаю со спутниками наблюдения, говорят чиновники

Тегеран стремится заключить сделки с двумя китайскими компаниями, которые специализируются на небольших спутниках с мощными камерами. Оценки разведки вызывают беспокойство по поводу возможного военного применения.

На этом изображении, взятом из видеозаписи, показанной иранским государственным телевидением 5 ноября 2022 года, показан запуск спутниковой ракеты-носителя Корпусом стражей исламской революции из неизвестного места в пустыне

По словам представителей западных служб безопасности, Иран развивает партнерские отношения с двумя китайскими спутниковыми компаниями, поскольку он стремится расширить свои возможности для дистанционного наблюдения и сбора разведывательной информации, потенциально включая изображения с высоким разрешением военных целей в Израиле и на Ближнем Востоке.

В последние месяцы эта информационно-разъяснительная работа включала в себя многочисленные обмены делегациями между иранским Корпусом стражей исламской революции и китайскими компаниями, которые производят и эксплуатируют спутники дистанционного зондирования со сложными камерами, по словам официальных лиц США, Европы и Ближнего Востока, знакомых с отчетами разведки, описывающими встречи.

За ухаживанием Ирана за двумя компаниями внимательно следят на фоне опасений, что любая заключенная сделка может позволить Ирану значительно улучшить свои возможности шпионить за военными объектами США и Израиля, а также за объектами арабских конкурентов в Персидском заливе, заявили официальные лица, которые говорил на условиях анонимности, чтобы обсудить конфиденциальную информацию. Обе компании предлагают линейку спутников с оптическим оборудованием, которое как минимум в два раза чувствительнее, чем самые современные спутники, эксплуатируемые Ираном.

Визиты происходят на фоне более тесных связей между Пекином и Тегераном после 25-летнего пакта о политическом и экономическом сотрудничестве, подписанного министрами иностранных дел обеих стран три года назад. Ранее Иран обращался за помощью к России в разработке сети контролируемых Ираном спутников наблюдения, и эта помощь расширилась, поскольку Россия стала зависеть от Ирана как поставщика ударных дронов, используемых в СВО против Украины.

Конфиденциальная оценка, предупреждает, что сделка с Китаем может предоставить Ирану расширенные возможности по нацеливанию его арсенала баллистических ракет, а также системы раннего предупреждения для обнаружения надвигающихся атак. Тогда Иран сможет предоставлять спутниковую разведку таким союзникам, как йеменские повстанцы-хуситы, которые нанесли ракетные удары по коммерческому судоходству в Красном море, или сирийским и иракским ополченцам, ответственным за беспилотные и ракетные обстрелы военных баз США. в регионе. Ранее Иран предоставлял таким группам спутниковые снимки, купленные в Китае, говорится в документе.

Хотя сообщений об официальном соглашении пока не поступало, в оценке описываются процветающие отношения между Тегераном и одной из компаний, Chang Guang Satellite Technology Co., с несколькими обменами делегациями и длительным пребыванием сотрудников и официальных лиц КСИР в Китае. Компания Chang Guang, базирующаяся в Чанчуне в северо-восточной китайской провинции Цзилинь, производит небольшие и недорогие спутники «cubesat», оптическое оборудование которых по-прежнему способно создавать изображения с разрешением до 30 сантиметров, что сравнимо с возможностями самых современных американских и американских спутников. Европейские коммерческие спутниковые компании. Иранский спутник Хайям создает изображения с разрешением около 1 метра.

Иранские чиновники также стремились к деловому соглашению с базирующейся в Пекине компанией MinoSpace Technology Co., которая производит спутники дистанционного зондирования серии Taijing, и участвовали в обмене делегациями с ней, говорится в оценке.

Ни одна из китайских компаний не находится под американскими или международными экономическими санкциями. Силы «Кудс» КСИР, элитное подразделение, проводящее зарубежные операции, сталкиваются с многочисленными санкциями США за предполагаемую поддержку террористических операций.

Чанг Гуан и MinoSpace не ответили на электронные письма с просьбой прокомментировать ситуацию. Миссия Ирана при ООН в Нью-Йорке не ответила на запрос о предоставлении информации о контактах с китайскими фирмами.

В прошлом году компания Chang Guang оказалась втянутой в противоречие после сообщений о том, что она поставляла спутниковые услуги и изображения российской группе наемников Вагнера. В сообщениях говорится, что компания связана с соглашением на сумму 30 миллионов долларов, подписанным официальными лицами Вагнера в ноябре 2022 года, через девять месяцев после начала СВО России в Украину.

Китай, исторически один из важнейших военных партнеров Ирана, приостановил большую часть продаж оружия Тегерану примерно в 2005 году, поскольку западные страны ужесточали санкции из-за быстро расширяющейся ядерной программы Ирана. Отношения с Пекином постепенно улучшались в течение последнего десятилетия, начиная с соглашения Китая в 2015 году о поставке Ирану технологий спутниковой навигации, которые позволили Тегерану повысить точность своих ракет и беспилотников.

Многие электронные компоненты для иранских самолетов производятся в Китае. В соответствии с соглашением 2o21 обе страны обязались проводить учения и будущую совместную разработку самолетов и вертолетов.

Китай в настоящее время является крупнейшим покупателем нефтепродуктов для Ирана, а торговля между двумя странами процветает, поднявшись в прошлом году до 32 миллиардов долларов. Но эта цифра затмевается торговлей Китая с крупнейшими соперниками Ирана в Персидском заливе: Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами.

В то время как Пекин предпринял шаги по укреплению своего альянса с Тегераном, китайские официальные лица по-прежнему осторожны в отношении предоставления такой военной помощи, которая может усилить напряженность в отношениях с соседями Ирана или вызвать международные санкции против китайских компаний. Китай также, похоже, опасается способствовать эскалации на Ближнем Востоке, которая может перекрыть жизненно важные водные пути Персидского залива для нефтяных танкеров.

После нападения ХАМАС на Израиль 7 октября Китай неоднократно критиковал Соединенные Штаты за их роль в регионе, одновременно призывая все стороны положить конец насилию. Он не осудил публично ХАМАС, группу, активно поддерживаемую Ираном.

Аналитики говорят, что Китай может полагать, что у него есть законное гражданское прикрытие для оказания помощи иранской космической программе, поскольку спутники наблюдения имеют множество невоенных применений, таких как мониторинг окружающей среды и реагирование на стихийные бедствия.

«Конечно, вполне вероятно, что китайские компании будут работать с Ираном над технологией наблюдения, поскольку с китайской точки зрения это не то же самое, что поставка оружия», — сказал Гэри Самор, бывший главный советник по контролю над вооружениями в администрациях Клинтона и Обамы, который является директором Королевского центра ближневосточных исследований в Университете Брандейса. «Китайцы стараются держаться вне политики. Ближний Восток является источником нефти и газа, и они не хотят ставить под угрозу свои отношения с Саудовской Аравией и Эмиратами».

Тем временем Москва остается крупнейшим сторонником растущей космической программы Ирана. С 2022 года Россия запустила на орбиту как минимум два иранских спутника наблюдения, в том числе спутник дистанционного зондирования Земли «Парс-1», который был отправлен в космос в феврале на борту российской ракеты «Союз-2». Иран заявил, что в январе успешно запустил четыре спутника с помощью собственных ракет. Три из них были спутниками связи, а четвертый — орбитальным аппаратом дистанционного зондирования Земли, принадлежащим КСИР.