Любовь может быть и благополучным исцелением, и мучительным наказанием. Однако нельзя отрицать, что она великая сила, способная перевернуть мир. Наверное, поэтому художники часто пытаются изобразить ее на своих картинах, и Пьер Нарсис Герен не является исключением.
Пьер Нарсис Герен (1774–1834) – барон и придворный художник, а также представитель французской школы ампира – видел в античности эталон грации и благородства. Герен, как и его соотечественники, предпочитал реалистическую манеру фантастическим изображениям прошлой эпохи. Именно поэтому художник правдоподобно передаёт костюмы и антураж античного периода, уделяя внимание каждой детали, как и подлежит историческому живописцу. Во всём – от античной атрибутики (туники, сандалии, копья) до воспевания мужской красоты – можно заметить подчинение традициям периода с щепетильной проработкой.
Полотно «Аврора и Кефал» известно в нескольких вариантах. Первый вариант картины написан в 1810 по заказу графа Д. Б. Соммариева и с 1888 г. хранится в коллекции Лувра. Второй вариант Герен выполнил в 1811 году по заказу князя Николая Юсупова для его поместья в Архангельском.
Картине 1811 года, как и большинству работ Герена, присуща изысканная декоративность, отраженная в гладкой манере письма, мельчайших деталях (например, в многочисленных цветочках), а также в театральности всего полотна. Эти эффекты поддерживаются при помощи фарфорового блеска кожи, обилия изящных складок на телах и одежде, динамичных и в то же время плавных светотеневых переходов. Художник добивается внутреннего свечения всей картины за счет воздушных лессировок (полупрозрачных тонов).
Взгляд зрителя притягивает центр композиции, на котором разворачивается основное действие: Аврора – богиня Утренней зари – похищает прекрасного охотника Кефала. Спящее тело Кефала аккуратно поддерживает амурчик-путто, – характерный персонаж живописи Ренессанса и барокко, образ которого восходит к античным купидонам. Амур старается не разбудить Кефала неловким движением, ведь охотника надо доставить в царство богини Утренней зари до потери им того очарования юности, которое привлекло Аврору.
С виду беззаботная картина хранит в себе мифологическую драму: полотно было написано на основе одного из сюжетов «Метаморфоз» Овидия. Так, Аврора, проклятая разгневанной Афродитой за романтическую связь с богом войны Аресом, обречена вечно искать любовь в объятиях земных юношей. Поэтому молодая и прекрасная богиня Утренней зари снова и снова влюбляется в красивых смертных, а после их старения и смерти ищет себе нового возлюбленного. Так, влюбившись в наделенного неземной красотой Кефала, Аврора похищает его у молодой жены Прокриды, чтобы насладиться блаженством, которое способна подарить ей любовь юноши.
Герен несколько отходит от печальной легенды и запечатлевает идиллию спящего Кефала и влюбленной Авроры. В застывшем эпизоде всё настолько беспечно и прекрасно, что зритель, благодаря умелым приемам живописца, забывает о трагической реальности и отдается наслаждению картиной.
У заинтересованного зрителя возникает вполне очевидный вопрос: смог ли Пьер Нарсис Герен разгадать тайну любви, преодолевающей границы запрета и вседозволенности, земной жизни и вечности? Но ответ на него останется одной из великих загадок, которые дарят неискушенному зрителю бессмертные произведения искусства.
Если вам понравилась статья, вы можете поддержать наш проект лайками и подпиской ❤️
Еще больше материалов про искусство в нашем Телеграм-канале 💫