От студентов я часто слышу мнение, что общего смысла жизни нет, поэтому у каждого он свой. То есть человеку с высшим разумом и осознанной интеллектуальной деятельностью смысл нужен, отсюда и потребность определить собственный. Но действительно ли единого смысла существования нет?! Давайте разбираться.
Суть и сущность понятия
Анализ разных источников толкования показывает, что понятие «смысл» многогранно по своей природе. В контексте его употребления нет строгого определения, из-за того, что им оперируют и в философии, и в психологии, и в филологии, и в педагогике. Это добавляет трудностей в когнитивном определении смысла бытия.
Оксфордский словарь:
Смысл — это внутреннее содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом.
Во втором значении смысл трактуется, как цель или разумное основание чего-нибудь.
Толковый словарь Ожегова:
В некоторых сочетаниях: разум, разумность. Например, здравый смысл, действовать со смыслом или нет смысла в таком решении.
Википедия пытается объять необъятное:
Смысл — сущность феномена в широком контексте реальности, неисчерпанная совокупность (в отличие от значения, которое исчерпаемо) всех психических (сознательных) когнитивных процессов, связанных со словом.
Общим в этих определениях является то, что смысл вырабатывается разумом. И что он несет в себе высшую цель какого-то действия. То есть мы можем отождествлять смысл с предназначением вещей, слов, понятий или действий, осознанных конкретной личностью или социальной группой.
Например, банан. Это фрукт, выросший на пальме и пригодный для пропитания травоядных, а в нашем случае, и хищников. То есть смысл банана — быть пропитанием для травоядных. Иначе, он сгниет и превратится в удобрение для почвы. Хотя и в таком случае в нем сохранится смысл — сдобрить почву.
У каждого действия или бездействия, у каждого живого существа в природе есть смысл, осознать который может человек. При этом осмысливание предназначения явления или предмета определяется через его функциональные особенности. То есть смысл можно искать, отталкиваясь от физических возможностей.
«Смысл жизни» в развитии философской мысли
Перейдем к смыслу жизни через развитие философской мысли. Понятие смысла бытия было и в Древнем Египте, и в Древней Индии, и в Древней Греции. Мы же с вами начнем исследование к близкой европейской цивилизации — Античности. Тогда смысл неразрывно связывали с целью жизни человека и обретением им счастья.
Наиболее часто в Древней Греции считалось, что счастье – в удовольствии и наслаждении, а цель жизни — в достижении этих состояний. Тогда времена были мифологизированы и тесно соприкасались с религиозной традицией.
Позднее, когда религия отступила на второй план, продвинутые философы начали привносить в смысл бытия человека духовные ценности.
Сократ смысл жизни видел в разумении и достижении мудрости. Он первым сделал центром своего учения человека. Его ученик Платон говорил, что смысл человека заключается в постепенном самосовершенствовании:
«И в созерцании прекрасного самого по себе … только и может жить человек, его увидевший» – такой фразой Платон подводит рассуждение о смысле существования человека в диалоге «Пир».
Со стремления к прекрасному телу в молодости, потом к познанию любви с другим телом через осознание красоты души. Познание красоты души приведет человека к познанию нравов, потом наук, потом мудрости. И в итоге к познанию красоты во всем её многообразии.
Аристотель смыслом жизни называл счастье, которое состоит в мышлении и познании. И даже Эпикур, который является теоретиком гедонизма, утверждал:
... истинное счастье человека и сладость жизни заключаются не в попойках, наслаждении мальчиками, женщинами или рыбным столом, а трезвое рассуждение, исследующее причины человеческих предпочтений.
Далее тема смыла жизни активно существовала в период Средневековья, к которому я вернусь в следующих частях. Здесь парадигма Бога и греховности человека вышла на первый план. В эпохе Возрождения рушатся многие устои религиозных традиций и в центр ставится человек во всей его духовной и телесной красоте. Смысл смещается в сторону индивидуализма и базируется на развитии идей гуманизма.
В эпоху Просвещения происходит отход от смысла жизни в пользу разума, природы и прогресса. По сути, данная эпоха продолжает идеи Сократа, который считал, что смысл – в познании.
Например, Иманнуил Кант, который внес огромный вклад в развитие философской мысли, изучал вопрос долга и косвенно намекал на то, что смыслом жизни человек должен сделать следование долгу, так как именно это наполняет жизнь человека, так как человек существо морали.
В XX веке всё меняется. Технический прогресс, бурное развитие, мировые войны заставили философов вновь напрямую обратиться к проблеме смысла жизни и переоценить его. В массе происходит отход от Бога в сторону атеизма. В философской мысли появляется течение экзистенциализма. Самые видные представители Камю, Сартр, Хайдеггер.
Сартр пишет:
«Атеистический экзистенциализм, представителем которого являюсь я, учит, что если даже Бога нет, то есть по крайней мере одно бытие, которого существование предшествует сущности… и этим бытием является человек…»
По сути, он говорит, что поиск смысла жизни человека лежит на нём самом и никакой Бог или Абсолют его не определяют.
Хайдеггер смещает фокус внимания с человека на высший космос. И утверждает, что само высшее бытие и говорит через человека.
Согласно же мысли Камю
«в мире нет окончательного, последнего смысла, мир не прозрачен для нашего разума, он не дает ответа на самые настоятельные наши вопросы. Количество измерений пространства и времени, структуры атома и галактики – эти вопросы при всей своей значимости для науки не имеют никакого человеческого смысла. Мы заброшены в этот космос, в эту историю, мы конечны и смертны, и на вопрос о цели существования, о смысле всего сущего наука не дает никакого ответа. Не дала его и вся история философской мысли – предлагаемые ею ответы являются не рациональными доказательствами, но актами веры».
Ещё одной интересной чертой XX века становится то, что смыслом жизни начинают интересоваться не только философы, но и психологи. Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Виктор Франкл. Последний наиболее известен в вопросах определения смысла жизни. О нем пойдет речь во одной из следующих частей.
Онтологический, гносеологический, аксиологический подходы к смыслу
Давайте теперь перейдем к современной философской базе понятия смысла жизни. Она была сформирована на рассуждениях философов-экзистенциалистов.
Итак, онтологический или другими словами, объективный смысл бытия. Осмыслением этой категории занимались Э. Гюссерль, его ученик М. Хайдеггер и Х-Г. Гадамер. Все философы утверждают, что осознание онтологического смысла бытия невозможно без человека. Именно человек наделяет смыслом мир, как базу, которая дана ему при рождении. А объективность достигается в фундаментальной взаимосвязи бытия и сознания.
В гносеологическом аспекте, который органически вытекает из онтологии смысла, мы рассматривает понятие относительно человека. И здесь смысл трактуется как неизбежный результат познания. То есть смысл для человека — это категория понимания сущностных процессов и явлений в процессе обучения.
С точки зрения аксиологии, то есть общей теории ценностей, смысл тесно связан с высшей ценностью человеческого существования. И Сартр, и Камю говорят о том, что высшей точкой природы человека является свобода выбора. И каждый из нас приходит в обезличенную среду с непонятными значениями объектов и процессов и в течение жизни наполняет их личностными смыслами, испытывая каждое явление на собственном опыте.