КИПРНАШ и Садовница погостили у Первой леди и Президента Республики Кипр Никоса Христодулидиса в их летней резиденции на склонах Олимпа
Нас пригласили. Точнее будет сказать, не только нас, но любого, кто не поленился знойным утром 7 сентября 2024 года метнуться на машине в Троодос.
Ещё за две недели до события появились сообщения о том, что по инициативе Первой леди Филиппы Карсера Христодулидис (Φιλίππας Καρσερά Χριστοδουλίδη) в летней резиденции Президента Республики Кипр пройдёт фестиваль традиционных вкусов и ремёсел Pame Troodos.
В рамках благотворительной деятельности Филиппа Карсера Христодулидис решила таким образом поддержать малый бизнес деревенских общин горного региона Троодос.
Честь средств, полученных от продаж на фестивале, предполагалось передать в Совет по благотворительности общин сельской местности (ΕΚΕ ΚΥΠΕΡΟΥΝΤΑΣ).
КИПРНАШ:
Не поленитесь дочитать до конца публикации! После рассказа о Фестивале Pame Troodos, вы сможете узнать несколько любопытных фактов из истории комплекса летней резиденции Верховного комиссара и Генерал-губернатора, а затем и Президента Кипра.
Как прошло
Надо отдать должное организаторам. Инициатива, возможно, исходила и от Первой леди. Но за проведение отвечала Пресс-служба и информационное бюро Республики Кипр (ΓΡΑΦΕΙΟ ΤΥΠΟΥ ΚΑΙ ΠΛΗΡΟΦΟΡΙΩΝ - ΓΤΠ), больше знакомое экспатам по абривиатуре PIO (англ. The Press and Information Office’s). Всё было на уровне!
Прибывающие авто размещали на паркинге недалеко от главной площади посёлка Троодос, откуда был налажен челночный трансфер микроавтобусами.
Никакой предварительной записи. Проверки документов. Металлоискателей и досмотров.
Доехали, выгрузились возле ворот резиденции и...
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
Дальше пешком.
Место прекрасное. Крутой склон, покрытый вековыми соснами. Запах хвои и шум ветра в верхушках деревьев.
Пологий едва заметный подъём в сторону невысоких строений, облицованных природным камнем.
Вдалеке слышен гул небольшой толпы там, где виднеются шатры Фестиваля.
Сотрудники Пресс-службы раздают печатные материалы, посвящённые истории и современности, а также удобные пластиковые бутылки, которые тут же можно наполнить родниковой водой.
Проходим по рядам. Видно, что участники тщательно отобраны. Никаких левых «коммерстантов» с ядовитыми китайскими игрушками и продавцов контрафактных аудиозаписей.
Тут и вкусы и ремёсла. Атмосфера самая благожелательная. Всё можно попробовать и оценить.
Я приобрёл бутылку одной из трёх представленных тут марок Коммандарии – Revecca 2020 года от винодельни Агиас Мамас. Садовница соблазнилась на баночку яблок в уваренном виноградном соке с базиликом и экстрактом розовой герани Ρετζέλια.
Познакомились с очень милой молодой парой, угощавшей своей выпечкой. Он – священник, она – кормящая мать очаровательной дочурки. На мою просьбу без жеманства позволили себя сфотографировать.
Всё время, что мы там находились Президент и Первая леди гуляли в толпе, уделяя внимание всем участникам Фестиваля вкусов и ремёсел. Немногочисленная охрана и несколько видео операторов и журналистов то и дело создавали заторы в проходах между шатрами. Но никто не толкался и не выказывал нетерпения.
Трудно поверить?
Убедитесь сами, посмотрев подробный видеорепортаж, снятый КИПРНАШ.
Пока мы гуляли, у самого входа на ярмарку две сноровистых женщины варили крем и на выходе удалось приобщиться к замечательному десерту – в крем добавили цукаты из фруктов и рубленные орешки.
Чудесный ливень. Форель. И... опера!
Бывает же такое! Стоило направиться в сторону автобуса, как начал накрапывать дождь. Пришлось ускориться. Раздались раскаты грома.
Едва автобус тронулся, как разверзлись хляби небесные. Полил ливень с градом. Водитель крайне осторожно пробирался по серпантину узкой старой дороги. Лишь выехав на новую трассу он немного ускорился.
Как на заказ автобус остановился буквально в нескольких метрах от нашей машины. Не успев намокнуть, мы забрались внутрь и через минуту уже спускались с Олимпа. Туда, где недалеко от водопада Каледония нас ждал забронированный столик в ресторане Ψηλό Δεντρό (греч. «Высокое дерево»).
Из-за непрекращающегося ливня нечего было и думать разместиться под кронами огромных эвкалиптов. Но радушная хозяйка Элизабет, с которой мы дружим скоро 15 лет, припасла нам удобный столик внутри.
Жареная на гриле свежая форель. Белое домашнее вино. Барабанящий за окном дождь. Просто мечта для вырвавшихся из прибрежного зноя начала сентября!
Наполненные впечатлениями, в прекрасном настроении после вкусного обеда, мы спускались к морю по дороге из Продромоса на Агиос Николаос мимо популярных у туристов венецианских мостиков.
Впереди у нас было ещё одно удовольствие – после 3-летнего перерыва в Пафос вновь пришла Большая опера – в рамках фестиваля Pafos Afrodite Festival 2024 у древнего форта в гавани 6 и 7 сентября Тбилисская государственная опера, группа Тбилисского государственного балета и Кипрский симфонический оркестр давали оперу Джузеппе Верди «Травиата».
И у нас были билеты!
Жизнь удалась!
* * *
В качестве бонуса:
Кто, когда и зачем построил резиденцию в Троодосе
Решение о возведении «Особняка» (англ. Mansion) было принято через год после прибытия британцев на Кипр, в сентябре 1879 г. В том же году второй Верховный комиссар острова, генерал-лейтенант сэр Роберт Биддульф (Robert Biddulph), инициировал строительство летней резиденции на прохладных склонах Троодоса.
Следуя британской традиции, по которой правительственные резиденции и офисы предпочитали строить вдали от основных центров власти, Биддулф последовал местному обычаю кипрской знати переезжать в Троодос, спасаясь от невыносимой жары летних месяцев, в места, известные как «горные станции».
С 1910 года британская колониальная администрация, аключая Верховного комиссара с семьёй, а также большая часть правительственного аппарата, с июня по сентябрь перебиралась в Троодос.
Рядом с правительственными резиденциями и офисами, расположенными в Платресе, в Полемидии располагались летние казармы британской армии. В отчёте от 4 января 1879 года полковник королевских инженеров Дж.П.Макуэй (J.P.Maquay) писал: «Платрес, по-видимому, является лучшим местом для горной станции и может быть легко соединён с Лимассолом дорогой, что также открыло бы один из самых плодородных и винодельческих районов острова».
Историк Андрикос Варнава отмечал, что «в Троодосе Кипр нашел свою собственную Симлу — свою летнюю столицу — точно так же, как индийский город Симла стал летней столицей Британской Индии в 1864 году».
Архитектура
Что касается строительства резиденции, как мы узнаём из меморандума Департамента общественных работ от 7 ноября 1931 года, направленного Департаменту лесного хозяйства, работы начались в 1879/1880 годах. Одновременно с работами над правительственной резиденцией, в этом районе также строился британский военный лагерь. Похоже, что основные работы были завершены быстро, так как в газете от сентября 1880 года сообщалось «...что <островные> власти в настоящее время покидают Троодос, возвращаясь в Никосию».
Летняя правительственная резиденция была спроектирована и построена членом корпуса Королевских инженеров лейтенантом Джорджем Уайзли (George Wisely) на южном склоне Троодоса, несколькими сотнями футов ниже британского военного лагеря.
Строительство было начато в сентябре 1879 года, а уже к марту 1880 года кладка стен, крыша и большая часть отделочных работ были завершены.
Собственно резиденция представляет из себя трёхэтажное здание с 21 комнатой, построенное с использованием местного голубого известняка и французской плитки. В резиденции были погреб, конюшни, помещения для персонала, а также теннисные и крокетные корты.
Для снабжения водой был построен акведук от источника минеральной воды.
Со временем комплекс неоднократно модернизировали и расширяли в соответствии с потребностями каждой эпохи. Сегодня он состоит из семи отдельно стоящих зданий и претерпел две крупные реконструкции: ещё в британскую эпоху в 1932–1933 годах, а затем во время президентства Глафкоса Клиридиса (Γλαύκος Κληρίδης) в 1999–2001 годах.
Миф о Рембо́
Легенда связывает французского поэта-символиста Артюра Рембо́ (1854-1891) с летней резиденции Верховного комиссара острова Кипр. Она основана на письме поэта своей матери от 23 мая 1880 года, в котором он упомянул, что находится в Троодосе, наблюдая за строительством некоего дворца (Palais), возводимого для правительства. Его следующее письмо было отправлено 4 июня 1880 года уже из Лимассола, в нём он сообщал об отъезде с Кипра. Так или иначе, это дало повод биографам Рембо́ утверждать, что он имел отношение к строительству резиденции в Троодосе и едва ли не руководил работами в течение девяти месяцев, начиная с первых дней сентября 1879 года.
В 1948 году тогдашний губернатор Кипра лорд Винстер (Winster) установил мраморную доску у входа в центральное здание. На ней по-французски написано:
«Arthur Rimbaud, poète et génie français, malgré sa renommée, a contribué de ses propres mains à la construction de cette Palais» — «Артюр Рембо, французский поэт и гений, несмотря на свою известность, внёс свой вклад в строительство этого дома».
Парадокс в том, что в 1880 году Рембо ещё не был знаменит. Как предположил уже упоминавшийся историк Андрикос Варнавас, причиной появления таблички у входа в резиденцию было не столько желание увековечить память о поэте, сколько подчеркнуть местную колониальную идентичность и значимость этого места.
КИПРНАШ:
Вот такая история.
Понравилось?