Когда не получится сделать и зачем вообще делать.
Автопроизводители для улучшения устойчивости и управляемости автомобиля предусматривают для конкретной модели определённые положение передних и задних колёс относительно друг друга, а также плоскости дороги. Параметры развала, схождения и кастера принято называть углами установки колес (УУК). Ну а в народе уже установилось прочное название «сход-развал» или «развал-схождение».
Все три параметра очень важны для понимания важности правильных углов установки колёс, поэтому разберём каждый параметр отдельно.
Схождение
– это сумма углов между плоскостью, которая проходит через центры колёс и продольной осью автомобиля. Простыми словами, это непараллельность колёс между собой при взгляде сверху или снизу. Схождение может быть положительным (для передних колёс) – в таком случае автомобиль становится более стабильным на высокой скорости, но при этом возрастает недостаточная поворачиваемость. Отрицательное схождение передних колёс делает рулевое управление более точным, но при этом увеличивается износ шин, и все неровности дороги отзываются на руле. В идеале схождение передних колёс, как и задних, у большинства автомобилей близко к нулю: непараллельность колёсных дисков на одной оси не должна быть больше 1–3 мм.
Развал
– это угол наклона колёс по отношению к поверхности дороги. То есть угол отклонения плоскости колеса от вертикали. Развал также может быть отрицательным – если верхняя часть колеса имеет наклон к центру автомобиля (колёса стоят «домиком»). Или же положительным – когда верхняя часть колеса наклонена от центра машины. Для гражданских автомобилей развал, как и схождение, конструктивно заложен в околонулевых (как правило, отрицательных) значениях. В этом случае получается оптимальный баланс между устойчивостью машины и равномерностью износа шин.
Кастер
– угол между вертикалью и осью поворота колеса или угол продольного наклона оси поворота колеса. Это положение также, как и другие параметры, влияет на управляемость – немного увеличенный кастер делает рулёжку более «острой». При совпадении оси поворота с вертикалью – кастор нулевой.
⠀
❗Углы установки колёс могут сбиваться после регулярной/частой езды по плохой дороге.
❗️Проверять сход-развал рекомендуется каждые 10 тыс.км. или раз в полгода — можно совместить со сменой шин.
❗️Ну а регулировать сход-развал нужно всегда после ремонта ходовой части или элементов рулевого управления
⠀
Основные причины, из-за которых НЕ получится сделать качественный сход-развал
⠀
- Неисправности в рулевых механизмах: рейка, наконечники, тяга
- Рычаги подвески, сайлентблоки, втулки, шаровые
- Опоры и направляющие элементы стоек, сами "мёртвые" стойки
- ЛЮФТЫ во всех вышеописанных элементах 👆🏼👆🏼👆🏼
- Сгнившие несущие элементы кузова и подрамника
- А ещё невозможно сделать качественный сход-развал, если стёрты шины, если они неравномерно изношены или когда колеса разного размера.
Всегда перед процедурой сход-развала мастер осматривает подвеску/рулевое управление. Если обнаружатся недочёты, мастер посоветует НЕ делать сход-развал, пока не будут устранены неисправности — иначе это будут деньги на ветер без какой-либо пользы для машины.