11 сентября 1907 года родилась актриса Людмила Глазова (1907-1983)
Десятки, сотни «звезд» немого кинематографа, военных и послевоенных лет канули в Лету и их имена известны лишь узкому кругу историков кино. Людмиле Сергеевне Глазовой повезло больше – она снялась, как минимум, в двух шедеврах, вошедших в «золотой фонд» отечественного кино и ставших классикой. Это спортивная комедия «Вратарь» и военная музыкальная комедия «Небесный тихоход». Двух главных ролей актрисе сполна хватило, чтобы «проснуться» знаменитой, почувствовать себя популярной и обожаемой миллионами зрителей.
Правда, финал жизни получился трагическим: личные драмы, невостребованность, одиночество и страшная загадочная смерть.
«НЕ ХУЖЕ ВЕРЫ ХОЛОДНОЙ»
Людмила Глазова появилась на свет 29 августа (11 сентября - по новому стилю) 1907 года в городе Ижевске Вятской губернии, и стала второй, младшей дочерью в семье военного и работницы швейной фабрики. В годы Гражданской войны отец воевал в рядах Красной армии, воспитанием детей занималась мама и бабушка.
Как вспоминала актриса, именно мама привила ей любовь к лицедейству и театру. «Мамочка в юности активно участвовала в самодеятельности, но даже выйдя замуж, не оставила свое увлечение – играла в спектаклях местной драматической студии, а нас с сестренкой Томой, поскольку оставить было не с кем, часто брала с собой».
Увиденное на сцене так захватило маленькую Люду, что еще в детстве она решила стать артисткой. Повзрослев, организовала в школе кружок самодеятельности, вместе с одноклассниками ставила спектакли и играла в них. Преподаватели хвалили и советовали ни в коем случае не бросать это дело. «Из тебя, Людмила, может выйти артистка не хуже Веры Холодной!»
В 1923 году демобилизованного из армии главу семейства Сергея Глазова назначили директором термитно-стрелочного завода. Так семья оказалась в Москве. Вскоре старшая сестра Тамара поступила в архитектурный институт, а 19-летняя Люда успешно сдала вступительные экзамены в школу-студию киноактеров «Творчество», которую основал один из первых российских кинорежиссеров Борис Витальевич Чайковский.
И надо признать, что ей очень повезло. Потому что за свою короткую жизнь Борис Чайковский (он умер в 1924 году в возрасте всего 36 лет) не только снял более 50 фильмов, но и собрал в своей студии прекрасных педагогов. Кстати, помимо Людмилы Глазовой, из этой студии «вышли» будущий мэтр режиссуры Ефим Дзиган («Мы из Кронштадта», «Первая конная»), один из основоположников латвийского кино Павел Арманд, основатель жанра научно-популярного кино, лауреат двух Сталинский премий Борис Долин, актер Николай Кутузов, наш великий киносказочник Александр Роу и многие другие.
Еще будучи студенткой, Людмила дебютировала в кино. Она сыграла небольшую роль - пионерку Тоню в детском фильме «Хочу быть летчицей» («Герои воздуха»). К сожалению, эта лента не сохранилась - ее режиссер Казимир Гертель был обвинен в шпионаже, приговорен к высшей мере, в 1938 году расстрелян, а фильм уничтожен.
Эта картина примечательна тем, что во время съемок начинающая актриса познакомилась со своим будущим мужем – 27-летним актером Яном Буринским. Молодые люди поженились. Вскоре у них родился сын Вячеслав.
За следующие 7 лет Людмила Глазова снялась еще в 7 фильмах, правда, в совсем небольших ролях. Любопытно, что, например, в ленте Константина Эггерта «Настенька Устинова» (1934 год) вместе с ней в эпизодах снялись будущие народные артисты СССР балерина Марина Семенова и Лидия Смирнова, а также будущая «главная Баба-Яга СССР» Георгий Милляр.
На фотографиях тех лет Людмила – настоящая красавица, стройная, голубоглазая. Просто прелесть – чудо как хороша! Режиссеры охотно использовали ее прекрасные внешние данные, однако больших работ не предлагали. Поэтому актриса обратила свои взоры на театральную сцену, с успехом сыграла в нескольких постановках известного актера и режиссера Василия Топоркова и даже получила предложение войти в труппу театра имени Ермоловой, которое собиралась принять.
«ВСЕ ВРАЩАЕТСЯ ВОКРУГ НЕЕ»
Но тут в ее судьбу вмешался Его Величество Случай. В 1935 году на одной из репетиций спектакля «Коварство и любовь» по Шиллеру ее заметил кинорежиссер Семен Тимошенко. Он запускался с фильмом «Вратарь», искал актрису на одну из главных ролей, и сразу понял, что Людмила подходит для нее идеально.
Глазова свой шанс не упустила. Легкая, лирическая комедия о простом рабочем парне, ставшем знаменитым вратарем, его сложных отношениях с коллективом прославила на всю страну Григория Плужника (вратарь Антон Кандидов), Татьяну Гурецкую (Груша), Анатолия Горюнова (инженер Карасик). И, конечно, Людмилу Глазову, сыгравшую конструктора Анастасию Валежную.
«В Людмиле Глазовой, - писали в одной из рецензий, - чувствуется энергия, задорность, уверенность в себе. Её героиня является лирическим стержнем фильма. Она подвижна как шарик ртути и все вокруг просто вращается вокруг нее, бьет ключом и пышет энергией. Удача, огромная удача актрисы».
Между прочим, именно роль во «Вратаре» актриса всю жизнь называла своей лучшей и любимой. Возможно, потому, что во время съемок у Людмилы Глазовой и Семена Тимошенко вспыхнул роман, завершившийся ее разводом с первым мужем и свадьбой с режиссером.
В 1938 году актриса сыграла еще одну главную роль – Людмилу в экранизации пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». И хотя они с Сергеем Столяровым (Руслан) на экране не произнесли ни слова, фильм пользовался огромным успехом, их тандем называли «самым красивым и романтичным».
Во время Великой Отечественной войны Людмилу Глазову и ее мужа эвакуировали в Алма-Ату. Там она снялась в военной драме Абрама Роома «Нашествие» (1944) – одной из лучших картин этого мастера. А самый звездный час актрисы пробил еще через год - после выхода музыкальной комедии Семена Тимошенко «Небесный тихоход». Режиссер отдал любимой супруге роль очаровательной девушки - штурмана женской эскадрильи старшего лейтенанта Екатерины Кутузовой, и она справилась с ней блестяще.
Эта лента о забавных похождениях трех фронтовых друзей-летчиков, давших клятву до конца войны «не влюбляться даже в самых красивых девчат» (и естественно нарушивших свою клятву), стала настоящим кинохитом того времени. Только в год премьеры ее посмотрели более 21 млн зрителей, ее сразу разобрали на цитаты, а исполнители главных ролей - Николай Крючков, Василий Нещипленко, Василий Меркурьев, Алла Парфаньяк, Тамара Алешина и Людмила Глазова моментально сделались народными любимцами. Песни из фильма «Первым делом – самолёты» и «Пора в путь-дорогу» распевала вся страна.
УШЛА НА ПИКЕ СЛАВЫ
Самое странное, что сразу после премьеры - на самом пике популярности - Людмила Сергеевна на долгие годы ушла в тень. Не снималась почти 15 лет. Не появилась даже в последней ленте мужа – еще одной замечательной комедии «Запасной игрок» (1954), где блистали Георгий Вицин, Павел Кадочников, Татьяна Конюхова и другие актеры.
Почему - причину мне выяснить не удалось. Хотя старался. Готовя эту публикацию, обзвонил знакомых - старейших сотрудниц «Ленфильма» и питерской Студии киноактера, где когда-то работала Людмила Глазова. К сожалению, они ничего нового не рассказали – слишком давно это было.
Не удалось прояснить историю с гибелью ее единственного сына. Известно, что он утонул – провалился под лед - подростком. Но когда? Если в 1959-ом, как пишут многие авторы статей об актрисе и как написано в Википедии, то получается, Вячеслав – сын от Тимошенко. Но в сети есть свидетельство Александра Яновича Буринского, сына первого супруга Глазовой, который утверждает, что Вячеслав – его сводный брат. То есть он никак не мог погибнуть в 1959-ом. Значит, это было намного раньше - во время войны.
После войны Глазова и Тимошенко жили в Ленинграде, и жили - душа в душу. Семен Алексеевич писал сценарии и книги по искусству кино, читал лекции, снимал документальные фильмы. Людмила Сергеевна время от времени участвовала в концертах, вела драмкружок в школе №86, со школьниками ставила спектакли. С 1957-го года была в штате Ленинградской студии киноактёра и играла в нескольких постановках.
А потом Тимошенко серьезно заболел, несколько лет был прикован к постели. Жена выхаживала его, как могла, но в ноябре 1958 года он скончался.
Только после этого Людмила Глазова, которой уже шел шестой десяток, вернулась в кино и снялась в 12 фильмах. Правда, все роли были эпизодическими. Безымянный «врач» - в фильме «В троих руках жизнь» (1959), «пленная русская женщина» - в военной драме «Жаворонок» (1964), «мать пациента» - в «Ноль три» (1964), «женщина на рынке, продающая детские ботиночки» - в детском детективе «Зеленые цепочки» (1970)…
О последних годах жизни актрисы известно мало. Сестра Тамара умерла, трагически погиб от ножа каких-то отморозков ее единственный племянник. Правда, удалось найти живое свидетельство последних лет ее жизни в интернете.
«Так случилось, что я оказалась в гостях у Людмилы Сергеевны, - написала в своем «ЖЖ» некая Lena_SHL. - Когда я училась в школе на Петроградской стороне, нас, школьников, отправили разносить агитационные листовки к выборам… Это был дом недалеко от Ленфильма. Поднялись по крутой лестнице, кажется, на последний этаж. Дверь нам открыла старушка, пригласила в квартиру - выпить чаю. Нам и в голову не приходило, что перед нами - актриса. В ее маленькой квартире стоял комод c зеркалом, а над ним очень много фотографий. Мы заинтересовались, и она рассказывала, как снималась в кино, о своем сыне, который трагически погиб в юношеском возрасте. Она была очень одинокой и в ее голосе звучали слезы. В кино она уже не снималась, жила отрешенная от мира, всеми забытая и радовалась каждому посещению… Я после этого несколько раз ее видела на улице. Она брела в магазин. Старая, брошенная и одинокая, но по-прежнему красивая. Вот как бывает - яркая жизнь и столько горя».
Действительно, уйдя в 1971 году на пенсию, Людмила Сергеевна вела уединенный образ жизни, почти ни с кем не общалась, выходила на улицу только за пенсией и за продуктами. Ее последней картиной стала драма Динары Асановой «Никудышная» (1980), в которой актриса сыграла бабушку главной героини.
…Ее не стало 16 мая 1983 года. До сих пор в сети можно встретить версию, дескать, актриса сушила над конфоркой волосы, они загорелись, и она скончалась от несовместимых с жизнью ожогов. Это не так. Точно установлено, что Людмила Сергеевна отравилась газом. Но случайно ли – в результате утечки, или открыла вентили умышленно? Эту тайну она унесла с собой.
Похоронили «звезду» своего времени, заслуженную артистку РСФСР Людмилу Сергеевну Глазову на Серафимовском кладбище Ленинграда рядом с мужем, которого она пережила на 25 лет.
Сегодня ее могила в запустении, за ней никто не ухаживает. О некогда популярной актрисе и режиссере, снявшем как минимум три шедевра, напоминает лишь зарастающее мхом каменное надгробие Семена Тимошенко, маленькая табличка на нем: «Глазова Людмила Сергеевна (1907-1981), заслуженная артистка РСФСР». И две ее фотографии в роли штурмана Кати Кутузовой из фильма «Небесный тихоход».
«СПАСИБО, ЛЮДМИЛА СЕРГЕЕВНА!»
Но об актрисе помнят. На сайте «кино-театр.ру» ее поклонники и просто зрители до сих пор оставляют свои отклики.
«Случайно пересмотрел «Вратаря». Почему-то думал, что там Ладынина играет. Оказалось, - это Людмила Глазова, которую никто почти и не помнит сейчас. А ведь совершенно очаровательная и гармоничная была актриса! Удивительно, что карьера ее в кино не очень сложилась... Наверное, Орлова с Ладыниной со своими могучими мужьями тогда «лишних блондинок» отодвигали... Царство Вам небесное, Людмила!»
«По красоте, шарму, «европейскому» умению держаться - ей нет равных. При всем уважении к кинозвездам того времени - им до нее как до Луны. Даже старавшаяся «соответствовать» Орлова - не выдерживала конкуренции. Но это на мой взгляд. Повторюсь: ее «соперницы» были очень талантливы. И все же Марлен Дитрих – «курит за углом»...»
«До чего же она хорошенькая, Людмила Сергеевна Глазова. Киножизнь ее начиналась так счастливо. Главные роли... И как мало ролей! Наверное, она очень переживала. Были мечты, планы... С удовольствием вспоминаю «Небесный тихоход», «Вратарь». Легкие, радостные! Мама вспоминала, что на эти фильмы залы клубов набивались до отказа. Шли толпами. А когда шли обратно, пели песни из кинофильмов. Добрые фильмы, доброе время...»
«Запомнилась по фильмам «Вратарь» и «Небесный тихоход». Последний фильм с детства смотрел наверное раз 50. Наизусть знаю весь. И ведь не надоедает. Вроде бы и сказка и немцы-идиоты и явно неправда, а ощущение остается теплое и светлое. Свою страну любить хочется и людей любить хочется…»
«Спасибо, Людмила Сергеевна, за светлые роли!»
«Очень мне нравилась эта актриса ещё с детства! Особенно в «Небесном тихоходе». Несмотря на обилие красивых и талантливых актрис в то время, она всё же выделялась. И напрасно, по-моему, здесь пишут о том, что она не состоялась и мало кто её помнит. И состоялась, и помнят! Уверяю вас! Помнят те, кто понимает! Ну а трудная личная судьба... Кто же от неё застрахован? Да никто. У всех - какие-то свои неурядицы. И своё горе. Ну не получается без этого прожить! Людмила Глазова осталась в истории советского кинематографа. Это немало! И в нашей памяти осталась. Тоже, знаете, не каждому дано! И спасибо ей за это!»
Уверен, под этими строками могли бы подписаться сотни тысяч благодарных зрителей. А может быть, миллионы…