Найти тему

Воин дорог

2010 год. США. Режиссер – Симон Бартесаги. В ролях: Джонатан Трент, Элизабет Робертс, Джонно Робертс, Ленни фон Долен

Время апокалипсиса: 2021 год

Причина апокалипсиса: экономический кризис, истощение нефтяных запасов

Масштаб апокалипсиса: вся планета

«Безумный Макс» вдохновил очень многих. После оглушительного успеха первой и второй части сотни режиссеров и продюсеров со всего мира бросились превращать в съемочные площадки разные пустыри и заброшки, наряжать каскадеров в полиэтиленовые пакеты и заставлять их гоняться друг за другом на двух и четырехколесных монстрах ручной сборки. Постапокалиптический бум начался в 1980-е и с переменным успехом продолжался до начала следующего тысячелетия.

-2

Однако были слоупоки, которые как будто пропустили эти десятилетия безумия и угара и продолжили снимать ровно тоже самое и в 2010-е. Причем на голубом глазу, без всякого постмодерна, перезагрузок и переосмыслений. Одним из самых характерных примеров подобного творчества является фильм «Воин дорог» от студии Movieland Classics, ее продюсера Филиппа Кима и режиссера Симона Бартесаги.

-3

В начале 2020-х годов нефть наконец закончилась совсем. Одновременно с этим все женщины на Земле заболели раком и умерли. А мужчины принялись убивать друг друга за воду, еду и источники энергии.

Государства в этот момент как будто исчезли, так что красную кнопку так никто и не нажал. Но люди справились и без оружия массового поражения и довольно скоро земное население значительно сократилось. Немногочисленные выжившие слоняются по пустошам, копаясь в отбросах или вступают в смертельные схватки с такими же бедолагами, в надежде протянуть хотя бы до вечера. Однако есть в этом хаосе один парень, который знает, что делать.

-4

Гения зовут Уэс. Он колесит по бывшим Соединенным Штатам на джипе Cherokee в компании с беспородным псом по кличке Лагоси и ищет город Плутопию, где все работает на холодном термоядерном синтезе. Якобы. Не все так просто, никто, кроме самого Уэса, даже не слышал про Плутопию.

В постапокалиптических фильмах слишком многое основано на жанровых конвенциях. В этом есть пес, как в классическом «Парень и его собака», каннибализм, как в «Дороге» или «Книге Илая», дефицит топлива, как в «Безумном Максе», хаос и анархия, как в любом другом представителе жанра. Однако неоригинальность сценария и обширные заимствования еще не делают «Воина дороги» плохим фильмом (кстати «Воином дороги» его назвали уже российские локализаторы, в США он шел в кинотеатрах как Downstream, в смысле – «по течению»).

-5

Значительно осложняет коммуникацию со зрителем то, что создатели фильма нарушают озвученные в начале собственные конвенции уже к десятой минуте. Во вселенной где больше нет бензина и полностью вымерли женщины, герой постоянно в дороге за рулем внедорожника, а девушку он встречает в первом же населенном пункте. Причем там вокруг нее не возведен алтарь или пуленепробиваемая стена, чтобы молиться или оградить от толп страждущих. Дама просто прогуливается по улице и никто не обращает на нее особенного внимания.

Чуть позже герой спасает красотку от бандитов и садит в свой автомобиль. Но тоже не проявляет к ней какого-то запредельного интереса – а ведь по сценарию он не видел женщин много лет. Не говоря уже о том, что эту постапокалиптическую малышку играет богическая женщина неземной красоты Элизабет Робертс.

-6

Уэс, красавица и пёсик, действительно, скорее плывут по течению, чем выполняют какое-то конкретное задание. Такое ощущение, что придумав идею фильма, авторы сценария успокоились и просто не стали что-то писать дальше. Действия персонажей отличает хаотичность и сумбур. Сложно даже понять герои перед нами или злодеи. Уэс то продает свою пассажирку в рабство, то бросается ее освобождать, то не чает души в своем питомце, то пытается его съесть, без особенной причины.

На груди у него весь фильм болтается таинственная флешка, с какими-то крайне важными данными, которые незадолго до конца света записал туда отец Уэса, крупный учёный и изобретатель. В нескольких сценах создается ощущение что эта информация - ключ к новому будущему, а сама флешка - предмет уникальный и решающий. Но незадолго до финала герой просто выбрасывает ее, оставляет на могиле и в дальнейшем этот мегаартефакт уже никак не влияет на сюжет.

-7

Тоже самое касается и диалогов. Герои несут бред, разговаривают с собакой, болтают просто так, чтобы заполнить паузы между экшн-сценами.

Которые оставляют желать лучшего. Здешние драки и погони заставляют вспомнить «Воинов Бронкса» и забыть о том, что это кино снимали в 2010-м, уже после всех «Матриц» и «Пиратов Карибского моря».

По этим причинам «Воин дороги» остался единственным проектом, как для режиссера Бартесаги, так и для продюсера Кима и всей студии Movieland Classics, которая прекратила свое существование вскоре после кассового провала «Воина» в США. В Европе Downstream вышел сразу на DVD, что, к сожалению или счастью, не особенно исправило финансовую катастрофу студии, ведь продюсеры потратили на производство фильма миллион долларов.

-8

За час и сорок минут экранного времени Downstream так и не смог предложить зрителям свежих идей, интересных конфликтов, нестандартных ситуаций и не может выделиться из череды других постапокалиптических фильмов ничем, кроме своей убогости и нелепости. Тем не менее, для поклонников жанра он может стать любопытным пополнением коллекции, своего рода антифильмом, полностью состоящим из ошибок. Студентам киношкол следует показывать его хотя бы для того, чтобы они знали, как делать не следует.

Удачного просмотра.