«За счет целевой субсидии из республиканского бюджета были приобретены дизельный генератор, трансформаторная подстанция, водоочистное сооружение, автобус. В рамках государственной программы Чувашской Республики «Доступная среда» приобретено реабилитационное и абилитационное оборудование. Также начат ремонт административного корпуса», – заявляла на одном из совещаний директор Шомиковского дома-интерната Елена Чернова. При этом она не упомянула еще один источник финансирования.
Согласно законодательству, интернат имеет право взимать определенные суммы с проживающих в психоневрологическом учреждении дееспособных инвалидов в размере 25% от их пенсии. Обычно на практике соцучреждения в интересах подопечных покупают продукты и бытовую химию. Черновой же денежные средства пенсионеров использовались в собственных целях, она их просто присваивала себе. По документам проводила покупку продовольствия по завышенным ценам. Речь о хищении в размере около 10 миллионов рублей. От ее действий пострадали более 100 подопечных.
Вообще-то вполне правомерно задаться вопросом: Как такое оказалось возможным, неужели никто не контролировал деятельность директора? По документам учреждение вроде не оставляли без внимания, здесь бывали различные официальные лица, начиная от ответственных сотрудников Минтруда и заканчивая Уполномоченным по правам человека. Но каких-то серьезных нарушений никто не находил. Особо отмечалось, что в учреждении постоянно проходят праздники и прочие развлекательные мероприятия с благотворительным уклоном. Печеньки доставались каждому.
Один скандал, не связанный с финансами, но ярко характеризующий нравы этого социального учреждения, выплыл на поверхность почти случайно. Однажды в закрытом кабинете врача-психиатра были обнаружены два недееспособных пациента, которые… оформляли на своих собратьев по несчастью медицинскую документацию, если точнее, то индивидуальные программы реабилитации и абилитации.
Сей факт врач объяснил необходимостью привлекать пациентов к умственной трудотерапии. А свой кабинет он покинул, «так как группа опекаемых бесконтрольно работала на улице с помощью травмирующих колюще-режущих предметов».
Если же вникнуть в предысторию, то можно подумать, что здесь какая-то особая почва для злоупотреблений. Как сообщала «Правда ПФО», в свое время за мошенничество и растрату был осужден экс-директор Шомиковского психоневрологического интерната Сергей Вачаев. Ущерб исчислялся в 1,5 млн. Его приговорили к 5 годам колонии общего режима и штрафу в размере 500 тыс. рублей. Также был осужден его пособник, директор ряда ООО Алексей Дмитриев. Он получил 2,5 года лишения свободы и 300-тысячный штраф.
Между подельниками было заключено 19 госконтрактов, согласно которым компании Дмитриева обязались провести ремонт в интернате. Работы были выполнены едва наполовину, а Вачаев подписал фиктивные документы о приемке всего объема, в связи с чем вся сумма была перечислена на счет акционерных обществ Дмитриева. Финансирование ремонта проводилось из средств, которые поступали на пенсии пациентов.
Также директор получил из кассы интерната более 450 тыс. рублей, якобы на приобретение пелёнок, а также одежды и обуви для пациентов. Своим подчиненным он поручил оформить документы о том, что инвалидам передали эти вещи, хотя никто их в глаза не видел.
Конечно, Чернова была в курсе этой нашумевшей истории. Но почему-то полагала, что ее подобные разбирательства не коснутся. В свое время она являлась немаловажной фигурой в республике, почти три года занимала пост заместителя министра культуры Чувашии. А трудовую деятельность начинала в 1991 году методистом в Моргаушской районной детской библиотеке. После этого долгое время работала начальником отдела культуры и архивного дела администрации Моргаушского района.
По рассказам бывших коллег, одно время в интернате была трудоустроена ее дочь – Мария Чернова, демонстрировавшая пренебрежительное отношение к окружающим. Девушка оказалась не чужда гламуру, любила размещать красивые фото в соцсетях. Сейчас правоохранители проверяют ее возможное участие в преступной схеме.
Что касается Черновой-старшей, то Моргаушский районный суд удовлетворил прошение органов следствия и избрал в отношении нее меру пресечения в виде ареста с водворением в СИЗО. Ее фамилия исчезла с официального сайта Шомиковского дома-интерната без указания причин.
«Правда ПФО» следит за развитием событий.
Фото vk.com/ Шомиковский дом-интернат