Найти тему
Реальное время

Нефтетрейдер Ринат Гаптельхаков построит кондитерскую фабрику?

Совладелец сети АЗС Irbis спроектировал производственный цех по выпуску мучных изделий и тортов

Фото: скриншот realnoevremya.ru аккаунта сети АЗС Irbis Вконтакте
Фото: скриншот realnoevremya.ru аккаунта сети АЗС Irbis Вконтакте

Новое производство запустит в Зеленодольске основатель ГК «ТранзитСити» и автозаправок Irbis Ринат Гаптельхаков. Судя по документам, речь идет о выпуске мучных и кондитерских изделий на базе новой компании, которая будет обслуживать сеть придорожных кафе. Всех деталей в компании пока не раскрывают, ссылаясь на то, что проект еще в стадии обсуждения.

Продавец топлива присматривается к кондитерскому бизнесу

Многие операторы АЗС этим летом несут убытки из-за подорожавших оптовых поставок бензина. В среднем по стране чистая маржа продаж Аи-95 опустилась до минус 1,2 рубля за литр, со ссылкой на аналитиков приводит данные «Ъ». Главной причиной называют быстро растущий спрос, потребности которого не поспевают закрывать производители. В результате владельцы автозаправочных станций вынуждены повышать розничные цены. Так, почти нулевой маржей объяснили недавно подросший ценник и в татарстанской частной сети АЗС Irbis, добавив, что компания не может работать себе в минус.

Впрочем, убытков у нефтетрейдера пока не наблюдается. По данным «СПАРК-Интерфакс», топливная компания «Ирбис» за 5 лет нарастила оборот с 972 млн до 20 млрд рублей, чистая прибыль также выросла в несколько раз — с 15 млн до 176 млн (по состоянию на конец 2023 года).

В среднем по стране чистая маржа продаж бензина Аи-95 опустилась до минус 1,2 рубля за литр. Мария Зверева / realnoevremya.ru
В среднем по стране чистая маржа продаж бензина Аи-95 опустилась до минус 1,2 рубля за литр. Мария Зверева / realnoevremya.ru

В условиях падения доходов с продаж бензина владельцы автозаправочных станций, как правило, начинают развивать другие сегменты бизнеса — не топливные. В общем объеме выручки операторов АЗС доля сопутствующих товаров может варьироваться от 10% до 25%. С одним из таких направлений связан и новый проект группы компаний Рината Гаптельхакова. Как выяснило «Реальное время», бизнесмен планирует построить производственный цех в Зеленодольске. В августе проект предприятия прошел экспертизу и получил положительное заключение.

Согласно документу, производство построит молодая фирма Гаптельхакова, которой нет и года — «Фабрика кухни «Круассан». Общество было зарегистрировано в декабре прошлого года по тому же адресу, что и топливная компания бизнесмена «Связь Петролиум» — в Зеленодольске по ул. Футбольной, 10. Основной вид деятельности ФК «Круассан» — производство хлеба, мучных и кондитерских изделий, тортов и пирожных. Руководит компанией Руслан Сафин, директор и совладелец одной из фирм группы — ООО «Ирбис-Ф». Сама фабрика принадлежит Ринату Гаптельхакову (60%), гендиректору ГК «ТранзитСити» Иреку Валиеву (10%), Елене Семеновой (10%), Игорю Талдыкину (10%), брату бенефициара Рафкату Гаптельхакову (5%) и Ильнару Сотруддинову (5%).

Согласно документу, производство построит молодая фирма Гаптельхакова, которой нет и года — «Фабрика кухни «Круассан». скриншот realnoevremya.ru/yandex.ru/maps
Согласно документу, производство построит молодая фирма Гаптельхакова, которой нет и года — «Фабрика кухни «Круассан». скриншот realnoevremya.ru/yandex.ru/maps

«Проект сыроватый, в стадии обсуждения»

«Реальному времени» удалось связаться с одним из совладельцев «Фабрики кухни «Круассан» и руководителем ГК «ТранзитСити» Иреком Валиевым.

— Мы сейчас не будем комментировать наш проект, потому что он пока сыроватый, на стадии обсуждения, — сообщил Ирек Валиев нашему изданию, уточнив, что больше деталей сможет рассказать позднее.

По данным Единого госреестра заключений экспертизы проектной документации объектов капстроительства, производственный цех в Зеленодольске построят по месту регистрации ФК «Круассан» на ул. Футбольной. Земельный участок (к/н 16:49:011404:277) площадью почти 7,5 тыс. кв. м и кадастровой стоимостью в 9 млн рублей находится в частной собственности. Разрешенный вид использования: для осуществления производственной и хозяйственной деятельности (основная промплощадка).

Поскольку положительное заключение по проекту цеха уже вынесено, проектировщики приступают к подготовке рабочей документации. По данным источников издания, площадь проектируемого здания фабрики составит около 2 тыс. кв. м. Это будет третий пищевой цех в активе компании, два других выпускают более 100 тысяч единиц продукции ежемесячно. На базе сети АЗС трейдер развивает восемь кафе с полным производственным циклом и 55 точек питания и кофейных зон.

На базе разветвленной сети АЗС трейдер развивает восемь кафе с полным производственным циклом и 55 точек питания и кофейных зон. скриншот realnoevremya.ru/yandex.ru/maps
На базе разветвленной сети АЗС трейдер развивает восемь кафе с полным производственным циклом и 55 точек питания и кофейных зон. скриншот realnoevremya.ru/yandex.ru/maps

«За границей бензин идет к продуктам, у нас пока — еда к бензину»

Розничная сеть АЗС Irbis входит в группу компаний «ТранзитСити», представленную на рынке нефтепродуктов с 1998 года. Насчитывает 96 АЗС и АЗК в десяти регионах России. Как сообщается на сайте трейдера, на сегодня компания развивает 10 направлений бизнеса с общим числом клиентов в 1 млн человек.

Доходность розничной торговли нефтепродуктов падает несколько лет подряд. По данным аналитиков, операторы АЗС получают прибыль во время снижения оптовых цен на бензин, а во время их повышения — накапливают убытки. В течение года чистая маржинальность владельцев заправок может варьироваться от отрицательных значений до 4—5 руб./л. Прибыль АЗС оценивают в 5—10%, при этом на сопутствующие товары приходится порядка 35—40% валовой маржи заправочной станции. Так что развитие нетопливного бизнеса — вопрос выживания для многих независимых АЗС, которым больше нечем покрывать потери в низкомаржинальный период.

-5
— Сейчас в стране многие сети АЗС так работают. В Москве, в частности, одна компания тоже фабрику создала — сами производят выпечку, сами пекут и продают на своих заправках, то есть целые заводы открывают. Это здорово, полный цикл с собственной продукцией. Естественно, и бизнес интереснее получается, — заметил глава Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов. — И потом, вы знаете, на таких заправках доля прибыли от сопутствующих товаров растет с каждым годом.

Доходность непрофильного бизнеса на АЗС может зависеть от многих факторов, считает собеседник издания: локации, площадей, ассортимента сопутствующих товаров и услуг. «Речь идет о полноценном кафе или ты всего лишь жвачки с сигаретами и кофе продаешь», — пояснил он.

— Заправки сейчас строят большие, вложения на сегодня просто огромные! К сожалению, частные АЗС, которых у нас в республике не так мало, не могут конкурировать между собой в части дополнительных услуг, всяких обедов, выпечки. Не можем конкурировать, потому что площади нам не позволяют, и заправки построены уже без учета этих нюансов, — добавил Сулейманов.

Тем не менее, с учетом сокращения маржинальности АЗС, тренд развития нетопливного бизнеса на заправках будет нарастать, убежден он: «За границей часто бывает, что рестораны и продуктовые магазины рано закрываются. И только заправки работают круглосуточно, поэтому там — это еще большая доля маржи. Это уже бензин идет к продуктам и бензин к еде. У нас же пока еда и продукты к бензину. Так что в любом случае — это цивилизованный подход».

— Активно развивать сегмент сопутствующих товаров и услуг давно вошло в практику у крупных мейджоров, таких как «Роснефть», «Лукойл» и другие. Сейчас и небольшие региональные трейдеры идут по этому пути, расширяют продуктовую линейку. Это дополнительная маржинальность, а цены на бензин сейчас болезненные. У крупных топливных игроков на долю таких продаж приходится порядка 12% выручки. Предлагать могут все, что угодно: бесплатный Wi-Fi и вплоть до YouTube — вот, смотри, то есть все, что угодно, может быть на АЗС и это все найдет своего потребителя, — считает экономист, член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев.

По этой причине сейчас автозаправочные станции на трассах все больше похожи на торговые центры. Здесь можно не только заправить автомобиль, но и выпить кофе, пообедать в кафе, принять душ, купить лекарства, оформить страховку на машину и даже подать заявку на кредит. Для крупных владельцев АЗС приоритетом становится активное развитие придорожных сервисов, вплоть до строительства гостиничных комплексов.

Спасибо за внимание!

БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ И СВЕЖИХ НОВОСТЕЙ НА КАНАЛЕ «Реального времени».