Им стало одобрение администрацией США новой ядерной стратегии.
Администрация США, несмотря на приближающееся завершение сроков полномочий президента Джо Байдена, продолжает следовать курсом нагнетания международной напряжённости. Свидетельством тому является обновлённая ядерная стратегия, принятая Белым домом. На что она направлена и к чему может привести её реализация? Об этом идёт речь в интервью «Красной звезде» члена-корреспондента Академии военных наук РФ Александра БАРТОША.
– Александр Александрович, Белый дом в очередной раз обновил ядерную стратегию США…
– Причём ещё в марте. Однако мировое сообщество узнало об этом буквально на днях из публикации газеты «Нью-Йорк таймс». Согласно ей, Джо Байден подписал тогда скорректированную стратегию, получившую название «Руководство по применению ядерного оружия». При этом документ настолько строго засекретили, что нет даже электронных копий. Сделано только небольшое количество печатных копий, которые розданы нескольким высшим чиновникам из сферы национальной безопасности и руководству Пентагона.
Выясняется, что о документе, который предусматривает подготовку страны к ядерным конфликтам, не был уведомлён даже конгресс США. Это ещё только собирается сделать Байден до окончания срока его полномочий в Белом доме (январь 2025 года) – Белый дом доведёт новую стратегию до конгрессменов в её несекретном варианте.
– А чем продиктовано обновление стратегии, которая была принята в 2022 году, и почему она, в отличие от предыдущих версий, столь засекречена?
– Говорить об этом приходится, лишь опираясь на публикацию в «Нью-Йорк таймс», так как других источников нет. По сложившейся в США традиции ядерная стратегия обновляется раз в четыре года. То, что нынешний её пересмотр произошёл на два года раньше, объясняется двумя факторами.
Во-первых, необходимостью переориентации США на «сдерживание Китая» с его растущими возможностями. Во-вторых, «стремлением по-новому подготовить США к скоординированным ядерным вызовам…» Согласно публикации «Нью-Йорк таймс», Вашингтон озабочен оборонными связями России и Китая, а также возможностями КНДР. Правда, в Белом доме утверждают, что новый документ не является, как выразился представитель совета национальной безопасности Шон Сэветт, «ответом на какое-либо отдельное юридическое лицо, страну или угрозу».
Тем не менее сообщение о переориентации ядерной стратегии на Китай, словно по команде, вызвало в США поток публикаций, авторы которых пытаются обосновать такой шаг американской администрации. Вспомнили о сделанных ещё несколько лет назад коммерческими спутниками снимках территории КНР, где будто бы выявлены 330 шахт для МБР. В этом же ряду сообщения американских информагентств о разработке в КНР новых типов стратегических вооружений, включая гиперзвуковой планирующий аппарат стратегической дальности и атомную подлодку с баллистическими ракетами, способными достичь континентальной части США.
– Не приходится сомневаться, что эти сообщения привлекли внимание китайской стороны…
– Совершенно верно. Например, имеющая англоязычную версию китайская газета Global Times написала, что США кричат «волк» из-за будто бы существующей «ядерной угрозы» со стороны Китая, одновременно расширяя свой собственный ядерный арсенал, чтобы сохранить статус гегемона на планете. Как подчёркивает китайское издание, КНР и США имеют принципиально разные представления о стратегической роли ядерного оружия. Китай, сохраняя свой ядерный потенциал на минимальном уровне, придерживается ядерной стратегии самообороны и привержен политике неприменения ядерного оружия первым.
В свою очередь представитель министерства иностранных дел Китая Мао Нин заявила, что постоянная шумиха вокруг «китайской ядерной угрозы» является для США удобным предлогом для того, чтобы уклониться от своих обязательств по ядерному разоружению и расширить собственный ядерный арсенал. Соединённые Штаты упорно следуют политике ядерного сдерживания, допускающей применение ядерного оружия первыми.
У Пентагона имеется широкомасштабная программа ядерной модернизации общей стоимостью порядка 1,7 триллиона долларов
– А что в новой американской стратегии говорится о ядерном потенциале самих США, какие изменения предусмотрены в нём?
– Никаких сведений на этот счёт в сообщениях американских информагентств не приводится. Собственно говоря, и понятно почему – именно из-за этих сведений стратегию и засекретили. Хотя сейчас идёт достаточно бурная полемика о состоянии американской стратегической триады и проблемах, которые возникли при её модернизации.
Известно, что ядерный арсенал США в настоящее время насчитывает, согласно открытым данным, 5044 боеголовки. Из них 1770 развёрнуты на средствах доставки, 1938 зарезервированы, 1336 списанных боеголовок ожидают демонтажа. Из развёрнутых боеголовок 970 находятся на баллистических ракетах подводных лодок, 300 – на авиабазах в США, примерно 100 тактических бомб – на европейских базах, остальные – на 400 межконтинентальных баллистических ракетах в наземных шахтах.
У Пентагона имеется широкомасштабная программа ядерной модернизации общей стоимостью порядка 1,7 триллиона долларов. Предполагается развернуть 400 МБР нового типа («Сентинел»), 12 стратегических подводных лодок типа «Колумбия» и 100 стратегических бомбардировщиков B-21 «Рейдер». Однако существуют проблемы с наземной МБР «Сентинел»: расходы на её создание превышают запланированные более чем на треть, разработчики отстают от графика уже на два года.
Тем не менее программа модернизации СЯС в целом реализуется. Начато производство новой крылатой ракеты воздушного базирования с ядерной боеголовкой, идёт разработка крылатой ракеты морского базирования – тоже под ядерный боезаряд. Национальное управление ядерной безопасности разрабатывает боеголовку новой конструкции под индексом W-93 и строит два новых объекта по производству плутония. Общий потенциал – 80 боезарядов в год.
Известно также, что в Штатах изучается возможность размещения некоторой части новых МБР в дорожной конфигурации, переоборудования бомбардировщиков B-52, которые в соответствии с договором о сокращении стратегических наступательных вооружений были лишены возможности использовать ядерное оружие. Обсуждаются и варианты базирования ядерных сил США в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
– Часть ядерного арсенала американцы хранят на территории своих европейских союзников по НАТО…
– В пяти европейских странах размещено порядка сотни единиц тактического ядерного оружия. Речь идёт о нескольких модификациях бомб B61, которые сейчас заменяют на корректируемые В61-12 с изменяемой мощностью заряда, а в дальнейшем – на ещё более точную В61-13. Сейчас идёт подготовка к размещению ядерных бомб на авиабазе в Великобритании. Некоторые эксперты не исключают возможности их появления и в Финляндии. На днях с призывом к парламенту Латвии приступить к переговорам с союзниками по НАТО о размещении ядерного оружия на территории республики обратилась некая общественная группа единомышленников.
Натовские страны не только позволяют США хранить ядерное оружие, но и готовятся к его совместному применению. Происходит это на учении под кодовым названием «Стойкий полдень», на котором отрабатываются протоколы и процедуры безопасности, связанные с обращением с ядерным оружием. В ходе учения бомбы изымаются из хранилищ и подвешиваются на самолёты-носители. Затем самолёты, но уже без бомб, вылетают в районы бомбометания и наносят условный удар. При этом идёт отработка координации действий самолётов разных типов, разных стран и разных систем управления. В этом году такие учения пройдут с 14 по 24 октября в воздушном пространстве Великобритании, Бельгии, Германии, Дании и Нидерландов.
– В связи с выдвижением Камилы Харрис в президенты – а это автоматически и пост верховного главнокомандующего – в американском обществе здравомыслящие граждане стали задаваться вопросом, а кто в США принимает решение о применении ядерного оружия?
– Ситуация, говоря откровенно, весьма тревожна. Судите сами: для того, чтобы отдать приказ на нанесение удара беспилотником по радикальному исламисту, подозреваемому в терроризме, необходимо согласовать этот удар по всей цепочке командования – вплоть министра обороны и даже президента. Для того, чтобы масштабно применить обычные вооружённые силы на территории другой страны, требуется, чтобы президент обратился к конгрессу с просьбой об официальном объявлении войны или о разрешении на применение военной силы. Решение же о ядерном ударе американский президент принимает единолично без консультации с конгрессом, обсуждения его с министром обороны или председателем объединённого комитета начальников штабов.
Приняв такое судьбоносное для всей планеты решение, президент отдаёт приказ в национальный военный командный центр в Пентагоне, подтверждая свою личность с помощью специального кода, который ежедневно меняется. Этот код – на специальной карточке размером с кредитную. Эта карточка, называемая на сленге «бисквит», а также ещё три предмета – «Чёрная книга», в которой содержатся варианты ядерного удара, книга с секретными местоположениями ядерных сил и папка с процедурами системы экстренного вещания – хранятся в так называемом ядерном чемоданчике – в кожаном портфеле, которые американцы чаще называют «ядерный футбольный мяч». Из него возле ручки торчит маленькая антенна, что говорит о том, что в «мяче» также находится какое-то оборудование связи. Носит его один из сменяемых военных помощников президента – по одному от каждого из шести видов вооружённых сил.
После проверки подлинности приказа экипажам атомных подводных лодок, бомбардировщиков и ракет в подземных шахтах отправляется распоряжение о запуске. Стартовые команды ещё раз удостоверяются в подлинности приказа, проверяя специальные коды, а затем запускают ракеты в соответствии с планом. Этот процесс занимает всего пару минут.
История знает целый ряд недопустимых происшествий, связанных с «футбольным мячом». Одно из них произошло ещё при президенте Ричарде Никсоне. В последние дни своего правления накануне импичмента он часто был пьян и подавлен, что вызвало тревогу в конгрессе. Там подняли вопрос о пересмотре президентских полномочий на единоличное принятие решения о применении ядерного оружия, но четырёхдневные слушания не привели к изменениям. А президент Джимми Картер, который любил носить карточку с ядерными кодами в кармане, однажды отправил пиджак с ней в химчистку…
Нечто похожее случилось и с Рональдом Рейганом. После покушения в 1981 году его срочно доставили в больницу, где перед операцией с раненого президента сняли всю одежду. Карточка с ядерными кодами позже была найдена сотрудниками ФБР в пластиковом пакете в мусорном баке!
В 2017 году, когда Дональд Трамп был в Белом доме и угрожал военными действиями против КНДР, демократы в конгрессе разработали законопроект, который требовал от президента заручиться согласием парламента на нанесение первого ядерного удара. Но документ так и не был поставлен на голосование. При Джо Байдене в политических кругах уже несколько раз поднимался вопрос о лишении президента единоличных полномочий по использованию кодов ядерного запуска. Но опять же ни к чему это не привело.