Вся Москва в эти выходные отмечала День города, а мы вот так - никаких развлечений детям: занятия в спортклубе два дня подряд, учебная суббота (у ребят занятия в лётной школе), уроки. И только в воскресенье мы со средним сыном поехали в театр Российской армии на спектакль Тульского академического театра драмы на тему СВО.
Сразу скажу, что изначально была разочарована. Потому что шла на другой спектакль - по книге Захара Прилепина.
Поскольку на спектакль нам давали пригласительные, то попросила еще два билета: для сына и его девушки.
Постановка Тульского театра, которую они привезли на показ в Москву.
И поскольку в маркировке значилось 16+, то младшего сына решила не брать. С младшими детьми остался папа.
Приехали мы минут за десять до 19.00, встретились со «старшими детьми», с нашими кадетами с родителями и зашли внутрь. На пригласительных был указан почему-то другой спектакль. Пока заходили, глянула мельком, но тогда еще подумала что, возможно, это просто анонс/реклама другого спектакля. Нам показали, куда пройти, рассадка в зале была свободная. Мы нашли удачные места ближе к сцене.
Зал был полон. Присутствовало много журналистов, волонтеров, представителей разных фондов и движений. Были режиссеры, писатели, наши мальчики-кадеты и, конечно же, военные -«краповые береты».
Здесь уже смогла рассмотреть приглашение. Постановка Тульского академического театра драмы, привезенная в Москву в рамках театрального фестиваля.
Мой брат живет и работает в Туле и часто делится со мной восторженными отзывами после спектаклей тульского театра. Стало понятно, что постановка будет интересной, так же как и актерская игра.
Но вызывало сомнение название спектакля. Что это такое - «аксолотль»?
Начало спектакля привнесло ясность, но не объясняло названия.
Более того, забегая вперед могу сказать, что лично для меня название и замысел стали в полной мере понятны только во второй части спектакля.
Аксолотлем оказалась какая-то личинка…
Все это объясняет на сцене один загадочный персонаж. Он как дух или голос в образе мужчины, проводника, советчика…
– А купите аксолотля, а? Да, это абсолютно бесполезное существо, питается и живет только в особенных тепличных условиях, но зато уникален тем, что умеет размножаться, еще даже не достигнув зрелости. Ему для этого совсем не обязательно становиться взрослым. Ведь это же правда удивительно?
С этого начинается спектакль…
На сцене парень, он немного растерян и не понимает, где находится и почему он в каком-то странном месте. К нему приходят люди из его прошлой жизни. Друг, бабушка, которая вырастила его, когда родители сгинули в гибельные 90-е.
Действие одновременно происходит в разном времени и в разных местах, более того, словно в разных мирах. Парень может видеть какие-то сцены из жизни близких. Но он никак не может повлиять и его точно никто не слышит и не видит.
На его глазах его девушка, беременная от него же, обнимается с его лучшим другом и выбирает свадебное платье. Красивое, со шлейфом, украшенное пуговичками с выгравированными на них бабочками….
Он (главный герой) ничего не может сделать. Те двое на его глазах целуются. А он? Где он? Что происходит?…
К нему приходит его бабушка, она жалеет его, а ему только и нужны тепло, внимание и жалость. Вкусные бабушкины пирожки.
Но снова беспокойство - бабушка им не довольна. Зачем он прогнал хорошую девушку Наташу? А ведь она беременна.
– Хорошие мальчики так не поступают… - все повторяет и повторяет.
Бабушка уходит (и почему-то в отличие от героя она может уйти), ее слова будоражат героя - о жизни и ценностях. Герою очень некомфортно, ему душевно плохо и он ведь только что увидел свою девушку с другом, они ждут ЕГО ребенка… А он, Макс? А что же он?..
Новая сцена. Попытка Макса устроится на работу. И до чего же, оказывается, никчемным и бесполезным бывает по жизни человек… Чему он научился, что умеет делать?
Да, окончил когда-то 9 классов. Играл в компьютер, в телефон. Всегда был душой компании, веселый, завсегдатай клубов и вечеринок. Да, бабушка умерла, заложил квартиру. Работал, конечно, но почти не помнит где, вроде, курьером, еще не помнит кем, а, даже актером! Актером быть понравилось. Изображал сендвич в костюме сендвича - две булки и сосиска с кетчупом…
Умоляет его принять, но ему снова отказали, – с такими умениями только в военкомат…
***
Военкомат. Армия. Макс слегка в шоке - здесь все по-настоящему, «прикольно». Знакомство с товарищами и позывной «Прикольный».
Эти сцены особенно щемящие душу, потому что в основу спектакля реальные истории и позывной «Мангуст» - дань благодарности участнику СВО, актеру тульского театра.
Еще одна сцена…
– Мангуст, а как тебя по-настоящему зовут?
– Аслан.
– О! Мусульманин, что ли? Нерусский? – Макс рассмеялся.
– Русский! - оборвал Мангуст, – все мы русские.
– Так ты ж в мечеть ходишь, в Аллаха своего веришь.
Видно, что Мангусту не очень нравится этот разговор, но Макс как ребенок прицепился со своими вопросами и не отстает.
– Ну как верю… Я в себя верю. Ну и в него, конечно, здесь совсем без веры нельзя. А в мечети был несколько раз. Может раза 3 или 4 за всю жизнь.
– А чего же ты мусульманин, а крест православный носишь? – не отцепляется Макс.
– Я его нашел, он на земле в следе от танка лежал. Я его спас. Меня ОН попросил.
– Кто? - не понял Макс.
– Тот, кто на кресте.
– Как попросил?!
– А ты сам посмотри…(показывает оборотную сторону креста…)
****
Бой, ранение и cмepmь. Бабушка из крайнего дома навела.
– А теперь надо разнести гуманитарку и воду.
Макс аж захлебывается. Кому?! Этим?! Из-за которых к ним прилетели? Из-за которых больше нет товарища?!
– Да. Этим. И в КРАЙНИЙ ДОМ ТОЖЕ. – чеканит «»Мангуст». – Что по твоему главное здесь?!
– Выжить!
– Нет, Прикольный, главное - это остаться ЧЕЛОВЕКОМ…
***
Девушка Наташа вышла замуж и ждет теперь своего мужа ОТТУДА, он за ленточкой. А она с группой женщин готовит сухие супы, плетет сети, вяжет носки. Впереди зима, в феврале ей рожать. Ее муж ТАМ, он полевой хирург.
У каждой женщины, девушки своя история…
Все эти моменты, сцены, переплетаются между собой, иногда происходят одновременно, и сначала показываются события из будущего, а потом из прошлого. Открывается новое понимание, история раскрывается и становится понятным, что же произошло с главным героем Максом.
Его с пулей в голове и оперировал в полевых условиях его друг Артем, муж Наташи. Настоящий муж и который, как оказалось и был рядом с ней всегда единственным настоящим мужчиной - помогал и оберегал ее, пока прикольный и веселый Макс, яркий и искрометный скакал с вечеринки на вечеринку.
Но, как говорит сама Наташа, «мы женщины дypы - влюбляемся в ярких и красивых, а надо выбирать надежных и заботливых». Она счастлива и очень любит Артема. А он очень любит своих девочек - у них родилась дочка.
Герой Макс жив, операция прошла успешно. Спектакль - это во многом то, что ему снилось во сне, когда он был без сознания.
А причем тут платье?
И снова из спектакля…
Прислали ТУДА сети, Макс (главный герой, «Прикольный»), Артем и Мангуст разворачивают сеть. И вдруг… изумлению Макса нет предела.
– Во девки дают! Посмотрите, сети сплели из свадебного платья!
Все смотрят… Артем:
– Да это же моя Наташа… Пуговицы с бабочками… и духи ее…
История с платьем - это реальная история девушки, которая вплела свое свадебное платье в маскировочную сеть.
И здесь между Максом и Артемом впервые откровенный мужской разговор о жизни и отцовстве. Всё-таки Макс, оказывается, еще может повзрослеть…
***
Еще сцена…
Женщины были уставшие, но счастливые - они не просто закончили к моменту отъезда машины ТУДА 10 сетей, как планировали, но благодаря Наташе смогли сделать и отправить 12!
– Не жалко, Наташа?! - восхищенно глядя на девушку спрашивала ее подруга.
– Нет, что ты! - беременная Наташа смущенно и счастливо улыбалась. – Я как представила, что там мой Тема в своей полевой форме на снегу, и сверху его видно как на ладони, мне и захотелось его накрыть. И так я словно сама его от всех-всех укрываю!
– Ведьма ты, Наташа! – похвалила ее старшая из женщин.
– Ой, а почему ведьма-то? - удивились молодые.
– Потому что ведьма - это «ведающая мать». В старину это и была женщина, которая знала, как свой дом, мужа и детей уберечь, каким оберегом защитить. Чем и как мужа напоить/накормить, чтобы не бегал налево/направо.
Так в старину и полуфабрикаты не покупали и одежду, а готовили и шили сами с обережными словами и узорами.
Не все мы современные женщины настоящие ведающие матери. Оказывается, быть настоящей ведьмой - это хорошо…
***
Макс жив, и даже совершил ТАМ геройский поступок.
***
Да, аксолотль может измениться, если изменяется окружающая среда или питание. Возможно, тогда он и переродится…
Спектакль полон символов, и аналогий. Всегда найдутся те, кто готов быть аксолотлем, как и готовые их содержать.
В спектакле есть еще несколько сюжетных линий, о которых я не рассказала. Если вы будете смотреть его, то наверняка, прочувствуете его совершенно по другому.
Режиссер-постановщик спектакля Анна Терешина. Спектакль поставлен по пьесе драматурга Рагима-Мусаева- победителя Международного конкурса историко-патриотических пьес гильдии драматургов России «С любовью к Отчизне».
Было ли нам интересно? Понравилось ли?
А сами как думаете?