Найти тему
Тимофеева Наталья

Рим — вечный город. Сравниваем гравюры и фотографии

Вечность Рима — понятие многогранное. Давайте рассмотрим его вечность с точки зрения неизменности. Рим, изображенный художниками полтысячелетия назад, до сих пор узнаваем.

Спустя почти полтысячелетия Колизей легко узнать:

Фото 2011 года из семейного архива
Фото 2011 года из семейного архива

Сегодня, 15 сентября 2024 года, в Пушкинском музее последний день работает выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко».

Афиша выставки при входе в музей
Афиша выставки при входе в музей

На выставке представлено множество гравюр. Самые ранние из них созданы в XVI веке. Вот, например, изображение Замка Святого Ангела:

А вот таким мы его увидели осенью 2011 года:

Фото 2011 года из семейного архива
Фото 2011 года из семейного архива

Нельзя сказать, что за столетия ничего не изменилось, но замок очень легко узнать.

Большую часть выставки составляют гравюры из частной коллекции российского архитектора и художника Максима Борисовича Атаянца, также представлены произведения из собраний Пушкинского музея, Нижегородского и Дальневосточного художественных музеев. Выставка очень большая, буду рассказывать о ней в нескольких статьях.

Один из самых интересных экспонатов выставки – книга, которую держал в руках Пётр I:

В этой книге подробно рассказано о методах сооружения зданий и о перемещении обелисков. Этими рекомендациями по советам Петра I пользовались при строительстве Санкт-Петербурга при его жизни и столетия спустя.

Тут же на выставке рядом с книгой представлены гравюры с изображениями перемещения обелисков:

История египетских обелисков в Риме и их перемещений очень интересная и заслуживает отдельной статьи. Расскажу позже и покажу, как эти обелиски выглядят сейчас.

Еще интересно было посмотреть на древние планы и карты Рима, на которых город выглядит изображенным с высоты птичьего полета.

Самая старая карта показывает Рим 1493 года:

Гравюра с видом Рима была выполнена Михаэлем Вольгемутом, учителем Альбрехта Дюрера, по оригиналу Вильгельма Плейденвурфа. Художник никогда не бывал в Вечном городе и в своей работе опирался на доступные ему изображения Рима. Город показан с высоты птичьего полета. В открывающейся перспективе центральное место занимают базилика Святого Петра и папская цитадель — замок Святого Ангела, хотя они и находились на окраине. Таким образом, художник подчеркивает значение Рима как центра христианства. Из узнаваемых памятников Античности на гравюре показаны Пантеон, Колизей, статуи Диоскуров на Квиринале, Аврелиановы стены и некоторые другие постройки.

Еще одна карта уже 1574 года:

На гравюре Дюперака Рим показан как плотно застроенный город, едва умещающийся в границах древних Аврелиановых стен, но при этом имеющий логичную планировку с развитой системой улиц и площадей. Его доминантами становятся знаменитые античные памятники: Колизей, Пантеон, цирки, термы, мавзолеи Августа и Адриана, изначальный облик которых Дюперак реконструировал на основании сохранившихся руин, изображений на римских монетах и других письменных и изобразительных древних источников. На фоне роста интереса к антикварным штудиям панорамы Дюперака обрели популярность и разошлись по всей Европе.

Самая новая и самая большая карта Рима 1748 года на выставке разложена на огромном столе, вся она в объектив не поместилась:

План Нолли – ключевой памятник в истории римской картографии. Работа над ним началась еще в 1736 году, когда «геометр и архитектор» Нолли получил разрешение на измерение церквей и монастырей Рима, включая женские обители. Работа продолжалась двенадцать лет, а ее результатом стал план, который оставался самой точной картой Рима до второй половины XX века.
Нолли совершил переворот в традиции составления римских карт. Прежде их не ориентировали по сторонам света, а располагали Пьяцца дель Пополо – главный въезд в город – слева, следуя европейской традиции чтения слева направо. Нолли же помещает «ворота Рима» в правильном месте – на севере, ведь именно отсюда и приезжало в город большинство путешественников.

Но на меня самое большое впечатление произвела другая карта Рима:

«Панорама славного города Рима» явилась итогом многолетней деятельности сицилийского мастера Джузеппе Вази, посвятившего свою жизнь изображению Вечного города. На протяжении 18 лет он делал гравюры для многотомной серии «О великолепии Рима древнего и современного», пока в 1765 году его труд не увенчался созданием грандиозной панорамы: «Для того, чтобы каждый, кто еще не был в Риме, мог охватить одним взором весь Город».
Вази называл свою отпечатанную на 12 листах панораму «mappa» [маппа], то есть «карта», снабдив ее развернутой легендой. Пронумерованные памятники разделены автором на 8 групп – это маршруты, следуя которым возможно осмотреть Рим за восемь дней. Дополнением к панораме служил ранее написанный Вази путеводитель, который пользовался популярностью у путешественников вплоть до начала XIX века.
Панорама Рима с Яникульского холма в 1765 году
Панорама Рима с Яникульского холма в 1765 году

Именно панораму Рима с Яникульского холма мы мечтали увидеть еще до первого посещения Рима, и наша мечта сбылась. На холм к памятнику Гарибальди мы приехали перед закатом, именно в это время с холма открываются лучшие виды на Рим. Вот такую панораму мы увидели в ноябре 2011 года:

По фрагментам:

В центре на переднем плане Палаццо Корсини:

Палаццо Корсини на гравюре 1765 года
Палаццо Корсини на гравюре 1765 года
Палаццо Корсини на фото 2011 года
Палаццо Корсини на фото 2011 года

Собор Святого Петра:

Собор Святого Петра на гравюре 1765 года
Собор Святого Петра на гравюре 1765 года

На фотографии собор виден частично справа кадра, мешает дерево:

Собор Святого Петра на фото 2011 года
Собор Святого Петра на фото 2011 года

Замок Святого Ангела:

Замок Святого Ангела на гравюре 1765 года
Замок Святого Ангела на гравюре 1765 года
Замок Святого Ангела на фото 2011 года
Замок Святого Ангела на фото 2011 года

Огромный купол Пантеона на следующем фрагменте не сразу разглядишь:

Огромный купол Пантеона «прячется» на гравюре 1765 года
Огромный купол Пантеона «прячется» на гравюре 1765 года

А на фотографии его видно гораздо лучше:

Огромный купол Пантеона на фото 2011 года
Огромный купол Пантеона на фото 2011 года

В самой правой части этой карты изображен фонтан Аква-Паола:

Фрагмент гравюры 1765 года
Фрагмент гравюры 1765 года

Этот фонтан находится на Яникульском холме, вот он на фото вблизи:

Фонтан Аква-Паола на фото 2011 года
Фонтан Аква-Паола на фото 2011 года

Если присмотреться, то видны и другие сохранившиеся сооружения. Можно увеличивать и сравнивать до бесконечности, находя знакомые архитектурные памятники на старинной панораме.

А сам памятник Гарибальди на Яникульском холме вот:

Памятник Гарибальди на фото 2011 года
Памятник Гарибальди на фото 2011 года

В следующих статьях покажу другие гравюры и картины с выставки и соответствующие современные фотографии.

Курсивом в тексте статьи выделены цитаты из Аудиогида.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц