Вечность Рима — понятие многогранное. Давайте рассмотрим его вечность с точки зрения неизменности. Рим, изображенный художниками полтысячелетия назад, до сих пор узнаваем.
Спустя почти полтысячелетия Колизей легко узнать:
Сегодня, 15 сентября 2024 года, в Пушкинском музее последний день работает выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко».
На выставке представлено множество гравюр. Самые ранние из них созданы в XVI веке. Вот, например, изображение Замка Святого Ангела:
А вот таким мы его увидели осенью 2011 года:
Нельзя сказать, что за столетия ничего не изменилось, но замок очень легко узнать.
Большую часть выставки составляют гравюры из частной коллекции российского архитектора и художника Максима Борисовича Атаянца, также представлены произведения из собраний Пушкинского музея, Нижегородского и Дальневосточного художественных музеев. Выставка очень большая, буду рассказывать о ней в нескольких статьях.
Один из самых интересных экспонатов выставки – книга, которую держал в руках Пётр I:
В этой книге подробно рассказано о методах сооружения зданий и о перемещении обелисков. Этими рекомендациями по советам Петра I пользовались при строительстве Санкт-Петербурга при его жизни и столетия спустя.
Тут же на выставке рядом с книгой представлены гравюры с изображениями перемещения обелисков:
История египетских обелисков в Риме и их перемещений очень интересная и заслуживает отдельной статьи. Расскажу позже и покажу, как эти обелиски выглядят сейчас.
Еще интересно было посмотреть на древние планы и карты Рима, на которых город выглядит изображенным с высоты птичьего полета.
Самая старая карта показывает Рим 1493 года:
Гравюра с видом Рима была выполнена Михаэлем Вольгемутом, учителем Альбрехта Дюрера, по оригиналу Вильгельма Плейденвурфа. Художник никогда не бывал в Вечном городе и в своей работе опирался на доступные ему изображения Рима. Город показан с высоты птичьего полета. В открывающейся перспективе центральное место занимают базилика Святого Петра и папская цитадель — замок Святого Ангела, хотя они и находились на окраине. Таким образом, художник подчеркивает значение Рима как центра христианства. Из узнаваемых памятников Античности на гравюре показаны Пантеон, Колизей, статуи Диоскуров на Квиринале, Аврелиановы стены и некоторые другие постройки.
Еще одна карта уже 1574 года:
На гравюре Дюперака Рим показан как плотно застроенный город, едва умещающийся в границах древних Аврелиановых стен, но при этом имеющий логичную планировку с развитой системой улиц и площадей. Его доминантами становятся знаменитые античные памятники: Колизей, Пантеон, цирки, термы, мавзолеи Августа и Адриана, изначальный облик которых Дюперак реконструировал на основании сохранившихся руин, изображений на римских монетах и других письменных и изобразительных древних источников. На фоне роста интереса к антикварным штудиям панорамы Дюперака обрели популярность и разошлись по всей Европе.
Самая новая и самая большая карта Рима 1748 года на выставке разложена на огромном столе, вся она в объектив не поместилась:
План Нолли – ключевой памятник в истории римской картографии. Работа над ним началась еще в 1736 году, когда «геометр и архитектор» Нолли получил разрешение на измерение церквей и монастырей Рима, включая женские обители. Работа продолжалась двенадцать лет, а ее результатом стал план, который оставался самой точной картой Рима до второй половины XX века.
Нолли совершил переворот в традиции составления римских карт. Прежде их не ориентировали по сторонам света, а располагали Пьяцца дель Пополо – главный въезд в город – слева, следуя европейской традиции чтения слева направо. Нолли же помещает «ворота Рима» в правильном месте – на севере, ведь именно отсюда и приезжало в город большинство путешественников.
Но на меня самое большое впечатление произвела другая карта Рима:
«Панорама славного города Рима» явилась итогом многолетней деятельности сицилийского мастера Джузеппе Вази, посвятившего свою жизнь изображению Вечного города. На протяжении 18 лет он делал гравюры для многотомной серии «О великолепии Рима древнего и современного», пока в 1765 году его труд не увенчался созданием грандиозной панорамы: «Для того, чтобы каждый, кто еще не был в Риме, мог охватить одним взором весь Город».
Вази называл свою отпечатанную на 12 листах панораму «mappa» [маппа], то есть «карта», снабдив ее развернутой легендой. Пронумерованные памятники разделены автором на 8 групп – это маршруты, следуя которым возможно осмотреть Рим за восемь дней. Дополнением к панораме служил ранее написанный Вази путеводитель, который пользовался популярностью у путешественников вплоть до начала XIX века.
Именно панораму Рима с Яникульского холма мы мечтали увидеть еще до первого посещения Рима, и наша мечта сбылась. На холм к памятнику Гарибальди мы приехали перед закатом, именно в это время с холма открываются лучшие виды на Рим. Вот такую панораму мы увидели в ноябре 2011 года:
По фрагментам:
В центре на переднем плане Палаццо Корсини:
Собор Святого Петра:
На фотографии собор виден частично справа кадра, мешает дерево:
Замок Святого Ангела:
Огромный купол Пантеона на следующем фрагменте не сразу разглядишь:
А на фотографии его видно гораздо лучше:
В самой правой части этой карты изображен фонтан Аква-Паола:
Этот фонтан находится на Яникульском холме, вот он на фото вблизи:
Если присмотреться, то видны и другие сохранившиеся сооружения. Можно увеличивать и сравнивать до бесконечности, находя знакомые архитектурные памятники на старинной панораме.
А сам памятник Гарибальди на Яникульском холме вот:
В следующих статьях покажу другие гравюры и картины с выставки и соответствующие современные фотографии.
Курсивом в тексте статьи выделены цитаты из Аудиогида.