Под крылом КООПЕРАТИВА НИШТЯК, выступление на разогреве у ДДТ и как девушки в 80-х и 90-х начинали слушать рок-музыку. Вторая часть интервью с вокалисткой группы БЕЛАЯ ГОРЯЧКА Татьяной Гармановой (Кузнецовой).
- Таня, ты в БЕЛОЙ ГОРЯЧКЕ с самого основания группы. Расскажи, как вы собрались первым составом?
– На втором курсе университета мы раззнакомились с Ольгой Губиной и Верой Куминовой. Оля сейчас – профессор исторических наук. Написала диссертацию по китайской философии. Не так давно мы с ней пересекались на концерте, даже вместе на сцену вышли, спели песню «Дух». Вера Куминова живет в Полевском около Екатеринбурга, по профессии – географ.
А тридцать лет назад в один прекрасный день Ольга нас с Верой затащила на встречу к Кириллу Рыбьякову (лидер группы КООПЕРАТИВ НИШТЯК) в рок-кафе. Кирилл как раз задумал создать женскую группу.
Перед тем, как идти на «смотрины» к Рыбьякову, наклепали пару песен, чтобы было чего показать, и пришли в «Искру» – Дом детского творчества в Тюмени, где Кирилл заведовал рок-клубом. Там же увидели Свету Рычкову. Кирилл сразу определил, что Света будет играть у нас на барабанах. Это был 1994 год.
А мы с Ольгой и Веркой заранее решили, кто на чём играть будет. Меня определили в вокалистки. Помню, Кирилл первые песни послушал и сразу спросил меня: «А ты что поешь, как в церковном хоре?»
А я на самом деле пела на клиросе в церкви, была альтом.
- Как попала в храм? Ты верующий человек?
– Мы жили напротив церкви. Её как раз только отреставрировали, начались службы. Я готовилась к вступительным экзаменам, часто сидела рядом с храмом на солнышке на пригорочке, такая хиппушка, – учила билеты. Как-то подошёл батюшка, спросил: «Девушка, вы петь умеете?» Да, говорю. Он: «А давайте я вас благословлю, а то у нас певчих не хватает».
Я попробовала, у меня оказался альт. Певчая храма тётя Нина быстро объяснила, как выстраивать голоса. Спелись мы хорошо, я научилась читать по-старославянски, и меня поставили на Часы. А когда поступила, бегала в наш Знаменский собор на вечерние службы. С биофака ещё одна девчонка со мной ходила туда. Насчёт веры – это личное. Православие – сугубо личное. Друг Вовка тоже как то увязался и, вылетев с биофака, летом угодил в Тобольскую семинарию – отучился там. Вот такие дороги...
В общем, в «Искре» мы с девчонками стали группой. Света уже рассказывала, как мы получили от Кирилла название БЕЛАЯ ГОРЯЧКА. Кто не знает, может почитать ее книгу «Туса».
Стиль игры у нас был очень простой, потому что все мы самоучки. Только Светлана Геннадьевна с музыкальным образованием: у неё за плечами музшкола и два курса училища искусств по фортепьяно, ну, и барабаны – это уже андрюшкинская школа.
- Кто у вас в группе был ответственный за тексты?
– Раньше у нас «доминировала» Оля Губина. У нее хантейская тематика, шаманская: духи огня и всякое такое… Самая известная ее песня так и называется – «Дух». «Вспышка», «Домой» – тоже ее тексты.
У Светы более мелодичные песни, женские, самые ходовые – «Перехожий», «Дож и догаресса». Есть у нее ещё такая очень страшная песня – «Мордор». Мы играли ее на разогреве перед концертом ДДТ.
Ну, и моих текстов немножко, «Весна», например. Я не считаю себя поэтом. Я всё больше пишу нечто печальное, про безнадёгу, беспросветность – пишу, когда плохо. У меня всё-таки любимый автор Янка, поэтому тут ничего другого ожидать и нельзя, наверное.
- Что за история с концертом ДДТ?
– Это было в середине 90-х в тюменском Дворце профсоюзов. Накануне 13 мая мы всей группой справляли день рождения нашей гитаристки Ольги Губиной. Ольга тогда жила в Заречном, ночью мы еще пошли купаться в непонятном состоянии, а с утра Оля нас распинала – пора было собираться на концерт.
Музыканты ДДТ – прикольные ребята. Такие домашние-домашние. Дядя Юра вообще большой такой папа. Ходит, кофе предлагает всем. А я что-то сижу трясусь: то ли от страха, то ли с похмелья. Помню, Ольга мне кричит: «Надо распеваться перед концертом!» И я не нашла ничего лучше, как спеть: «Кто такие мухи? Это птицы. Птицы с волосатыми ногами…» (напевает под мотив шевчуковской «Что такое осень» – прим. авт.) Пою и понимаю, что как-то на ДДТ похоже получается…
- Как Шевчук отреагировал?
– Да, нормально отреагировал. Говорит: «Ну, пойдёмте, девчонки, кофе пить».
Он нам потом дал переписать диск с альбомом «Актриса весна». Сказал: «Девки, только надо этот диск вернуть». Мы за ночь переписали альбом, утром пришли в гостиницу «Нефтяник», где остановились музыканты, вернули альбом и ушли совершенно счастливые.
- Таня, ваша барабанщица Светлана Рычкова написала, как она попала в рок-тусовку, в своей книге «Туса». Расскажи про себя: для тебя с чего всё началось?
– Можно сказать, пошла по стопам брата. У меня есть брат Олег (старше меня на шесть лет). Он слушал рок-музыку, когда я еще была салагой. Брат поступил в летное училище в Омск, откуда его направили в Салехард. Там он попал в очень крутую тусовку: ребята вовсю слушали западную музыку, фарцевали, распечатывали фотографии групп (IRON MAIDEN, AEROSMITH, BLACK SABBATH, DEEP PURPLE, PINK FLOYD) и сами играли на гитарах. А у нас в деревне тогда чё знали – ЛАСКОВЫЙ МАЙ.
Как-то мы с родителями поехали к брату в гости. Олег посадил меня между колонок и просветил, что нужно слушать: поставил ПИНК ФЛОЙД, МЕТАЛЛИКУ – я просто пропала... Причем, это были не просто бобинные или кассетные записи. У олегиного товарища Вали Гусева была на тот момент целая стена фирменного винила.
Парни как-то раз над Валентином пошутили: закинули в дом дымовую шашку и кричат: «Валя, твоя фонотека горит!» Он бедный, побежал спасать. Потом долго за друзьями-товарищами гонялся...
Спустя некоторое время, когда я была уже в классе 10-11-м, по телику начались передачи «Программа А», «Музыкальный ринг» – записывала музыку на магнитолу «Томь». Потом поступила в наш универ на биофак и попала в тусовку тюменских музыкантов.
- А когда сама за гитару взялась?
– Гитару освоила еще в восьмом классе: у меня папа музыкант, играл в оркестре на разных инструментах: фортепиано, кларнете, баяне, трубе, гитаре, контрабасе... Так что музыка – это и от него тоже. Папа был не только музыкант, он ещё и моряк. Помню времена, когда мать приходила с работы и обнаруживала, что чего-то в доме не хватает. Глядь – чемодана нет, а на столе – записка: «Прости, дорогая, ушел в море». Чтобы мама его не пилила и не ругала, отец собирал тихонько чемодан и уезжал в плавание без долгих проводов. В общем, мой папа – это мой папа. Мне сейчас его очень не хватает. Отец погиб в ДТП в 1999-м. У меня тот год стал рубежом: до этого момента жизнь вспоминается весело, всё воспринималось радостно. А после как будто началась неполоса... Помню, как отец уехал в свой последний вечер на велосипеде... А меня что-то дёрнуло, я села писать песню. Потом так ее и назвала «Папа».
Часть 3. «Мама была против рок-н-ролла». Из истории группы БЕЛАЯ ГОРЯЧКА
Слушать песню "Про весну" группы БЕЛАЯ ГОРЯЧКА