В Санкт-Петербурге есть несколько трамвайных операторов, в том числе и Транспортная концессионная компания. Ей принадлежат 4 маршрута в Красногвардейском районе города, более известные как Чижик. Однако, они сильно отличаются от основной трамвайной сети города, поэтому я и сделал эту статью. Мы посмотрим на систему с разных сторон: оценим сами трамваи, остановки и маршруты, пересадки на другие виды транспорта и охват сети. Приготовьтесь, будет интересно!
Система имеет два соединения с большой сетью Петербургского трамвая – на проспекте Передовиков и у Ладожского вокзала. Разворотных колец здесь нет, поэтому трамваи с двух сторон ходят двухкабинные. На одной платформе останавливаются городские трамваи красного цвета, на противоположную выезжают оборачиваться Чижики.
Если пройти чуть дальше, начнётся самый крупный пересадочный узел этой трамвайной сети. Под Ладожским вокзалом находятся 4 платформы Чижиков, автобусные остановки и станция метро "Ладожская". С разных платформ отправляются трамваи разных маршрутов. Сразу о минусах: отсутствие быстрой пересадки между трамваем и автобусом (вместо прямого перехода платформы – забор, нужно обходить через переход между двумя платформами), узкие проходы в метро и отсутствие входа в вокзал напрямую с платформы – он просто-навсего закрыт.
Получается, у нас вышел обзор пересадочного узла на Ладожском вокзале (думал поместить его в конце статьи). Тогда поговорим о самих трамваях. Это вагоны Stadler 85600M "Метелица" белорусского производства. Они отличаются хорошими шумоизоляцией и скоростью, а благодаря ровным рельсам ТКК и обособленным участкам почти не качаются. В центре вагона (по накопительным площадкам) места довольно много, а немного мало его рядом с кабинами. Кстати, фишка трамвая: вы можете смотреть вперёд и видеть путь так, как его видит вагоновожатый. Довольно занимательно.
А ещё салоны Чижиков имеют очень приятный зелёный цвет. Это, пожалуй, одно из самых лучших интерьерных решений, даже лучше белого.
Говоря об оплате проезда – принимаются те же способы оплаты, что и во всём транспорте Санкт-Петербурга, из неоспоримых плюсов – возможность купить билет за наличные, если вы из другого города или у вас нет карты, без участия кондуктора. Сделать это можно в таких аппаратах:
Теперь проедем к трамвайному депо (маршрут 59). По масштабу даже напоминает метро – выезды пронумерованы, территория и здания довольно солидны. Где-то здесь, наверное, есть диспетчерская (а вот цех обслуживания видно хорошо). Кстати, вопреки общей пустынности вокруг депо, и здесь, и на предыдущей остановке выходят и заходят люди. Вперёд идут, я полагаю, до торгового центра, а пользователи соседней остановки – на завод Электропульт.
Один из главных плюсов Чижика (в начале его работы это даже стало сенсацией, мало тогда такого было) – приоритет трамвая на перекрёстках. Я только не заметил этого на крупных пересечениях, стоял я там, как на обычном светофоре. Не на том, который по 180 секунд (уже стали обычными...), а на самом базовом. Но стоял определённое время.
Далее прокатимся до конечной 63 маршрута. Здесь пересесть между трамваями двух операторов можно прямо на одной платформе. Заодно расскажу о них [о платформах]. Они хорошие по высоте (прямо к полу трамвая), чистые, имеют табло прибытий, причём некоторые более узкие, другие наоборот пошире (наверное, зависит от пассажиропотока). На некоторых платформах в тёмное время буквы светятся зелёным. Но, конечно, самое главное в трамвайных платформах – это их наличие.
Говоря о маршрутах, то 63 похож на 8, а он, в свою очередь, на всю часть сети в районах многоэтажек. Так что фото, помещённые здесь, описывают собой сразу несколько улиц с маршрутами. Сделано хорошо, добротно, но похоже друг на друга. Все эти маршруты мы не посмотрим, а лучше поедем искать что-то необычное и разнообразное.
И, разумеется, опишем 64 маршрут, до станции Ржевка. Он проходит по восхитительным местам вдоль лесопарка, частных и небольших многоквартирных домов хорошего вида. Инфраструктура хорошо вписана в окружающий ландшафт, проезжать здесь на трамвае и гулять в этих местах – одно удовольствие.
И вот мы на остановке возле станции. Место резко выделяется своими индустриальностью и утилитарностью. Неожиданно и необычно выезжать на это кольцо после уютных коттеджей и зелёных насаждений. Через магазин-рынок попадаем на станцию. Ммда...
Грустновато. Особенно после увиденного. Хотя, немного спасает вечерняя романтика. Проводив последний поезд и пройдя пустынную площадь, я отправился пешком вдоль трамвайной линии, чтобы теперь, гуляя здесь, сильнее ощутить уют вечера и такого живописного района. Спасибо за прочтение!
P.S. Чижик – не сказать чтоб инновационный трамвай будущего, да и разница в целом с транспортом Санкт-Петербурга уже не такая большая. Но во многом именно благодаря Чижику весь транспорт стал лучше, некоторые изменения и реформы прошли быстрее, чем могли бы. Я ехал снимать систему с Финского вокзала на 10 трамвае и могу сказать, что он очень хорош. По уровню шума и скорости не отличается ничем, хочется только больше приоритета. Такое ощущение, что на стыковочные остановки отправляют одни из лучших единиц – и это отлично. Транспорт города подтянулся к Чижику и догнал его, а многие проекты и решения были вдохновлены его примером – и так не только с трамваями в Красногвардейском районе Ленинграда, но со многими другими вещами. Однажды появляется тот, кто двигает дело вперёд, и другие понимают, что не только могут быть не хуже, но и сами начинают вовлекаться в процесс.