Найти тему

Подготовка УАЗа к езде по бездорожью. Ликбез для тех, кто не знаком с этим.

Оглавление

Советский внедорожник УАЗ-469 был разработан Ульяновским автозаводом практически по спецзаказу страны. Планировалось, что такой автомобиль будет использоваться в армейских и силовых ведомствах. Замысел также включал в себя обойти американский Wrangler, который активно применялся в США.

В итоге внедорожник получился на славу – характерный брутальный дизайн УАЗа притягивал взгляды обычных людей, а тех, кто не в ладах с законом, заставлял спасаться бегством. Проходимость «козлика», как его до сих пор называют, была на высоком уровне, обычным легковым автомобилям по бездорожью за ним было не угнаться.

Вскоре автомобиль отправился служить в предназначенные для него ведомства, страна претерпела реформы и преобразования, а УАЗ-469 остался неизменным, без шанса на закономерный и желаемый рестайлинг. Многие семьи смогли позволить себе приобретение автомобиля для личных нужд, и многие владельцы задумались над тем, как сделать машину еще более привлекательной, проходимой и функциональной. Именно с этого началось массовое увлечение бездорожьем, гонками по пересеченной местности и доработками автомобиля.

Доработка стандартного УАЗ-469 – это бесконечный процесс. Многие автовладельцы не отказываются от этого увлечения. Наоборот, они покупают УАЗы, дорабатывают их, продают и снова приобретают новые машины, чтобы снова взяться за их модернизацию. Подготовка автомобиля для езды по бездорожью – это целый образ жизни, который затягивает и не отпускает. Несмотря на трудоемкость этого занятия, оно может быть увлекательным даже для некоторых женщин. Так что можно смело приступать к первоначальной доработке автомобиля. Вперед!

Тюнинг автомобиля: на что обратить внимание в первую очередь

Тюнинг автомобиля подразумевает его доработку с целью улучшения потребительских качеств. Перед началом работ важно определить, что именно владелец хочет улучшить и для каких целей готовит свой автомобиль. Различают два основных вида тюнинга внедорожников: создание экспедиционного варианта и подготовка автомобиля для участия в соревнованиях. Между ними есть существенные отличия.

Тюнинг для экспедиций предполагает более щадящий подход, когда владелец не стремится максимально выжать из машины. Напротив, автомобили для соревнований доводятся до уровня настоящих "монстров", способных показать максимальные результаты.

Так как экспедиционный тюнинг является более распространенным, рассмотрим его подробнее. Начнем с внешнего вида автомобиля.

Внешний тюнинг: покраска как способ изменить облик автомобиля

Первое, что бросается в глаза при осмотре автомобиля – это его цвет. Зачастую он кажется непрезентабельным, особенно если учитывать год выпуска машины. Многие владельцы предпочитают перекрашивать свои автомобили в камуфляжные расцветки, буквально рисуя пятна на кузове. Стоит отметить, что это физически затратный процесс. Если владелец хочет добиться качественного результата, то экономить здесь не стоит, ведь цвет автомобиля – это своего рода лицо машины.

-2

Покраска автомобиля в камуфляжный цвет начинается с того, что снимаются все выступающие элементы, закрываются старыми газетами фары и стекла, а кузов обрабатывается антикоррозийным покрытием. Затем основной цвет приводится в норму, их может быть три: УАЗ-469 выпускался в сером, светло-коричневом и хаки. Далее клейкой лентой выкладываются контуры пятен и закрашиваются краской.

Сам процесс покраски состоит из трех этапов, поскольку камуфляжный рисунок подразумевает три различных оттенка. Для автомобиля цвета хаки подходят коричневый, темно-зеленый и черный цвета пятен, для серого основного - белый, темно-серый и черный, а для светло-коричневого - темно-коричневый, бледно-желтый и черный. Важно начинать с более светлых красок, чтобы не допустить просвечивания темных оттенков. Для такой работы идеально подходят краски в баллончиках, на каждый цвет потребуется по 2 баллончика.

Покраска автомобиля в камуфляжный стиль потребует около 3-4 полных дней. При условии самостоятельного выполнения работ, затраты составят порядка 5-8 тысяч рублей. Однако стоит быть готовым к тому, что поначалу может возникнуть немало сложностей, поэтому потребуется запас терпения и нервов.

Тем не менее, после того, как автомобиль приобретет новый яркий облик, владелец сполна ощутит преимущества такого тюнинга. В лесной местности машина практически сливается с окружающей средой, а в городских условиях непременно привлечет внимание прохожих. Нет сомнений, что данный автомобиль будет вызывать всеобщее восхищение.

Силовые обвесы автомобиля, или так называемый "кенгурин"

-3

Силовые обвесы автомобиля представляют собой прочные металлические бамперы. Они необходимы тем, кто часто отправляется на охоту или рыбалку, эксплуатируя автомобиль в лесных массивах, редколесьях и заснеженных районах. Чем толще сталь силового бампера, тем тяжелее становится автомобиль. Однако для внедорожников, таких как УАЗ, это скорее плюс, чем минус, поскольку дополнительный вес облегчает движение по бездорожью.

Силовые бамперы для автомобилей обычно изготавливаются из прочного швеллера. Для их создания требуется тщательно произвести необходимые замеры и четко представлять конечный результат. Возможно, этот вопрос стоит рассмотреть более подробно в отдельной теме, включив туда чертежи и схемы. Если же приобретать готовые решения, то можно рекомендовать бамперы марок "Риф" или "Хантер".

Под термином "кенгурин" подразумеваются специальные металлические дуги, которые устанавливаются сверху на передний бампер автомобиля. Основная функция кенгурина – защита оптики и передней части кузова, в том числе при столкновении с крупными животными, например, лосями. Стоимость готовых силовых бамперов в магазинах обычно составляет 30-40 тысяч рублей за единицу. Однако при самостоятельном изготовлении затраты могут быть в 7-8 раз меньше. Если рассматривать покупку, то можно обратить внимание на силовые бамперы в сборе от компании "Риф" – они зарекомендовали себя как качественные и надежные.

Электрическая лебедка: необходимый инструмент для УАЗа

Бездорожье – это территория, где водитель сталкивается лишь с указанием направления движения. Это значит, что маршрут будет виден только на карте, а не прямо перед капотом автомобиля. В таких ситуациях отличным помощником является лебедка. Это устройство с мотором и редуктором, оснащенное металлическим тросом, которое способно вытащить транспортное средство из затруднительного положения.

Принцип работы лебедки заключается в подтягивании или вытаскивании автомобиля с использованием троса. На модель УАЗ-469 обычно устанавливают электрические лебедки с тяговым усилием в 5 тонн. Использовать более слабые модели не рекомендуется, иначе владельцу придется прибегать к дополнительным ухищрениям, пытаясь вытащить застрявшее транспортное средство.

Уазоводы в простонародье ласково называют свою помощницу «лебедь», и почти каждый из них хоть раз в жизни «лебедился». Процесс «лебедения» – это целое искусство! Выйдя из машины, водитель внимательным взглядом оценивает местность и место, куда его занесло. С характерным посвистыванием он снимает тормоз и разматывает трос лебедки. Заранее присмотрев подходящее дерево или куст, куда можно будет зацепить трос, уазовод закрепляет его, продолжая напевать свою песню. Не забывая упомянуть чью-то родственницу, которая, видимо, и стала причиной его нелегкого положения, водитель возвращается в салон. Взяв в руки джойстик лебедки, он начинает аккуратно подтягивать трос, постепенно увеличивая усилие. При этом важно не забыть прибавить газ, чтобы нагрузка не вывела из строя ремень генератора. Через 5-7 минут упорной работы УАЗ наконец-то выбирается на дорогу или на небольшую поляну.

Единственная рекомендация – всегда возить с собой запасной ремень генератора для УАЗ-469, а лучше несколько штук, они вам обязательно пригодятся.

Электрические лебедки устанавливаются как на передний, так и на задний бампер УАЗа. Для этого внедорожника обычно достаточно одной лебедки. На рынке представлено множество производителей таких аксессуаров, поэтому цена на электрическую лебедку может варьироваться. Минимальные затраты на приобретение и установку лебедки составят около 20-25 тысяч рублей.

Экспедиционный багажник: вместительное решение для вашего снаряжения

-4

Экспедиционный багажник – незаменимый атрибут любого уазовода. Именно здесь водитель разместит запасное колесо, домкрат и прочие необходимые вещи. Такой багажник не только визуально увеличит высоту автомобиля, но и значительно расширит возможности для транспортировки грузов.

Такие багажники можно изготовить самостоятельно или приобрести готовые, затраты на которые составят 5-15 тысяч рублей. Но экспедиционный багажник нужен не только для перевозки груза, но и для установки дополнительного оборудования, например, световых приборов.

Дополнительное освещение на УАЗе: зачем устанавливать "люстру"?

Привычная люстра в зале дома служит для освещения помещения. Аналогично, дополнительное освещение используется на внедорожниках для передвижения в темное время суток. Люстра в переводе с древнеузковского означает установку на автомобиле четырех или более фар. Фары монтируются владельцем самостоятельно на багажник. Различают два типа дополнительного освещения: фарное и лайт-бары. Фары оснащены 5-8 светодиодами за стеклом, а лайт-бары представляют собой продолговатую конструкцию с 32 и более светодиодами. Для люстры требуется 4 фары: две с ближним направленным светом в центре и две с дальним рассеивающим светом по краям, или достаточно одного лайт-бара.

Средняя стоимость такого дополнительного освещения составляет: четыре фары – 8000 рублей, а один лайт-бар – от 8 до 16 тысяч рублей. Сравнивать, что лучше или хуже в данном случае некорректно, поскольку установка более бюджетного фарного освещения ничем не уступает покупке лайт-бара. Выбор зависит от предпочтений и финансовых возможностей автовладельца.

Что такое тапки и зачем их менять

Уазоводы по природе суровые, но добрые люди. Они ласково прозывают свой автомобиль и используют непонятные для непосвященных слова.

— Пора тапки менять, хочу на размерчик больше.

Для многих будет неясно, что такое "тапки" и почему "на размерчик больше". Поясняем: тапки – это колеса. Бывают АТэшные и МУДовые тапки. Эти названия произошли от классов резины: All Terrain и MUD Terrain. АТ-резина имеет выраженный протектор, используется и в лесу (30%), и на асфальте (70%). МУД-резина – с агрессивным протектором, массивными грунтозацепами, хорошо очищается, применяется в лесу (80%), но не подходит для асфальта, быстро изнашиваясь. Учитывая высокую стоимость качественных МТ-шин, ездить на них по дорогам нецелесообразно.

На стандартный УАЗ с простыми мостами и без поднятия кузова подходят 31-дюймовые тапки. Чтобы установить более крупную резину, потребуется поднять машину и расширить колесные арки. Без доработки арок установка большего размера тапок приведет к их выдергиванию на сильных кочках при максимальных вывешиваниях подвески.

Стоимость шин зависит от диаметра колес, класса резины, бренда и производителя. Например, популярные БФ Гудрич в небольшом размере обойдутся в 10 000 рублей за баллон. Самые дорогие в своем сегменте – ТСЛ Боггеры, шина 35-го размера может стоить 30-35 тысяч рублей.

Обучаем автомобиль плаванию, или Что такое шноркель.

Помните, о чем мы говорили в разделе про лебедки? Так вот, засадить машину в грязь – не самое страшное. Самое опасное для неподготовленного автомобиля – забраться в воду. Вода угрожает двигателю и топливной системе, поэтому предусмотрительные уазоводы устанавливают на машину шноркель – специальную пластиковую трубу, забирающую воздух с высоты крыши. Правильно установленный шноркель позволяет смело преодолевать ручьи и заводи, защищая автомобиль от "водяной болезни".

Самостоятельное изготовление шноркеля не рекомендуется, лучше доверить эту задачу профессионалам. Производители уже разработали множество моделей шноркелей специально для УАЗа. Установить готовый шноркель можно и самостоятельно, его стоимость обычно варьируется от 2500 до 4500 рублей.

В качестве послесловия автора хотелось бы отметить, что представленные в статье сведения – лишь малая часть обширных знаний опытного уазовода. Учиться никогда не поздно, особенно если речь идет о создании по-настоящему шедевральных внедорожников.

Хотелось бы более подробно рассмотреть каждый аспект тюнинга и модернизации УАЗ-469, показать, каким может стать автомобиль в руках хорошего владельца. Поделиться секретами выбора и установки электрических лебедок, рассказать обо всех тонкостях подбора подходящих шин. Пожелать начинающим энтузиастам терпения и веры в свои силы – ведь после всех доработок их верный УАЗик не только станет более проходимым, но и по-настоящему преданным. А на дорогах таким машинам будут завистливо завидовать.

Кстати, для тех, кто хочет приобрести качественные запчасти и аксессуары для своего внедорожника, рекомендуем заглянуть на сайт redBTR.