Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

Есть ли жизнь без русских денег: репортаж из расколотой после решения России Абхазии

Оглавление
   Фото: Дмитрий ФЕОКТИСТОВ/ТАСС
Фото: Дмитрий ФЕОКТИСТОВ/ТАСС

«СПЕКТАКЛЬ»? НУ-НУ...

- Володя! Ты, что?! Какие санкции России против Абхазии?! – тормошил меня Беслан (имя изменено), очень высокопоставленный абхаз, когда-то главный советник президента республики, отвечавший за контакты с российским правительством. Он в свое время чуть ли не ночевал в московском Белом Доме. Выбивая. Упрашивая. Договариваясь.

– Ты, правда, в это все поверил?! Это же спектакль! - смеялся он.

- Вы же, артисты, так по миру пойдете, - ворчу.

Вот ведь дела. Лет 15 я ездил в эту чудаковатую страну, увиливающую от собственных законов, и прекрасно обходившуюся понятиями (жертвами чего здесь становились русские – бабушки, лишенные квартир, бизнесмены – выброшенные из собственных заводов), и каждый раз ставил вопрос – что с Абхазией делать?

И вдруг, когда ты уже от безнадеги махнул рукой, сверху прогремело: «Принять меры! Сократить помощь республике!»

И ты в ступоре. Ты правда этого хотел?!

Беслан улыбался над моими волнениями.

Нашел я его случайно, в обычном сухумском дворике, где тот задумчиво грыз семечки. Абхазия – страна-деревня. Она по населению размером с Мытищи. Здесь завернешь за угол – в теории можно встретить президента, на практике – премьера, а если с ленивой случайностью зайти в пацху (что-то вроде ресторанчика), наверняка нарвешься на настоящее, а не притворное заседание парламента, кабинета министров, и даже назначение приговора суда.

Бывший советник президента, судя по тому, что периодически метал громы, молнии, и через слово говорил «идиоты» и «воры», только вернулся с такой пацхи. Сейчас там вся Абхазия спорит – что ответить России? Обороняться? Сдаваться?

Или (уверен, мудрые абхазы на этом остановятся) не делать нечего. Спрятаться.

Поворчит, мол, Москва, погневается, пометает молнии, да отвлечется на что-нибудь … А мы маленькие, ласковые, затихнем. Авось, пронесет…

  Анна МИНАЕВА
Анна МИНАЕВА

РАЗРЕШИТЬ ЛИ РОССИЯНАМ ЖИТЬ? ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС

А вот зря. Москва, похоже, взялась за «воспитание» Сухума всерьез. Напомню, это стало понятно, когда в сети появились (уверен, не случайно, а педагогически выверено) сканы удивительной бумаги. В ней зафиксировано, что в течении 2 недель, до первого 1 сентября (документ датирован 19 августа) Абхазия обязана сделать то, что ее власти обещали Москве 10 последних лет. Ратифицировать соглашение о признании и исполнении судебных и арбитражных решений по экономическим делам, закон о защите иностранных инвестиций.

И самое-самое болезненное для блюстителей абхазской обособленности - позволить гражданам России покупать недвижимость в республике, пусть исключительно – в новостройках-аппартаментах (то есть, без прописки).

Иначе – зловеще предупреждал документ - с 1 сентября Россия частично сократит финансовую поддержку Абхазии, и перестанет отдавать электроэнергию осенью и зимой бесплатно. Дальше шли «обеспечительные меры». Москва потребовала от Сухума списки тех оппозиционеров, кто противится договору. Если, мол, данные лица с российскими паспортами (а таких в Абхазии – все, вплоть до президента), они не должны действовать России во вред.

И в этом была четкая, отрезвляющая логика. Дескать, дорогие абхазы - вы зачем российский паспорт взяли? Если не хотите защищать интересы РФ, без обид – верните гражданство…

И вот Россия, как и обещала, с 1 сентября приостановила часть соцподдержки Сухума.

Глава МИД Абхазии Сергей Шамба честно заявил:

«Остановлены социальные финансирования, которые касаются врачей, учителей, силовых структур и прочее (российские» надбавки к зарплатам абхазских бюджетников. - Авт.). Это очевидно первые шаги…»

- Ничего не будет, - пожимает плечами Беслан, и рассказывает – как погано устроен мир (это чуть позже) и повторяет с хохотом: «Спектакль, это, Володя, спектакль!»

  Владимир ВОРСОБИН
Владимир ВОРСОБИН

«И СЛАВА БОГУ!»

Абхазия в вопросе – «Что делать?» - разделилась. Но, боюсь, самым неожиданным для Москвы образом.

В России господствует точка зрения депутата Госдумы, почетного гражданина Абхазии Константина Затулина. Он в святой уверенности, что «есть достаточно активное меньшинство, которая ведет кампанию против любых соглашений с Россией, пытаясь за каждым таким соглашением видеть какое-то умаление суверенитета Абхазии».

Мол, это меньшинство, элиты, зараженные иностранными НКО, воду мутят, а простой народ – практичный. Народ понимает, что инвестиции – это благо, а без русских денег он пропадет. Следовательно – люди не хотят лишиться финансирования из Москвы.

Вот только есть одно но… Абхазы меня встретили парадоксальной фразой: «И слава Богу! Хватит сюда отправлять деньги!»

Чтобы ее понять, достаточно пройтись по Сухуму, внимательно разглядывая город…

Можно даже не обращать внимание на неприличные ценники магазинов, кафе, гостиниц – наш брат, русский турист и наша сестра – инфляция, отправили их в космос.

И через пару километров пути по разбитому асфальту, который я помню еще молодым корреспондентом, вы обязательно спросите: «А где русские деньги?».

  Виктор ГУСЕЙНОВ
Виктор ГУСЕЙНОВ

И вам расскажут, что за 15 лет Россия дала Абхазии около 110 млрд руб. финансовой помощи. Из них – 30 на инвестиции. Вы, конечно, схватитесь за калькулятор, обнаружите, что на каждого абхаза из российской казны уже выплачено по полмиллиона рублей. И разведете руками. Потому что от этих денег здесь – лишь легкий запах косметики (косметический ремонт) и дорогие внедорожники.

Москва годами бросала деньги в эту пропасть. Но никакие перевороты и смены президентов республики не меняли тут систему координат. Клановая система Абхазии, как ее не переворачивай, напоминает стаю хомяков – каждый тащит в свой клан, что может.

Еще и кивают на Россию.

- Деньги на инвестпроекты в Абхазии в большой степени были просто выводом денег олигархов из России в обход финконтроля, - рассказывал мне экс-советник президента Абхазии точку зрения местных. - Поэтому почти ничего и не строилось. Но в последние времени в России усилилась борьба с коррупцией, такие схемы стали рисковыми.

По словам Беслана, абхазские власти слишком много обещали Москве. И слишком большие российские бизнесы имеют интерес к строительству жилья и отелей в Абхазии. Слишком много у русских соблазнительных планов по превращению этой благословенной земли в туристический рай…

А в марте 2025-го в Абхазии президентские выборы, - напоминает экс-советник. - И Москва не желает заново уговаривать очередного президента, чтоб снова ходить по кругу. Но понимает, что абхазские политики сейчас могут срежиссировать спектакль. Мол, мы не виноваты – это все народ…

  Виктор ГУСЕЙНОВ
Виктор ГУСЕЙНОВ

ЕСТЬ ЛИ ДРУЖБА БЕЗ ВЗЯТОК

А народ в Абхазии уже разделился. Одни говорят – давайте гордо откажемся, к черту 53% русских денег в бюджете, зато очистимся от коррупции, заживем по средствам.

Другие – нельзя так ссорится с Москвой, нужны переговоры, компромисс.

Особенно горячился хозяин моей гостиницы. С горы абхазской логики он несся кубарем.

- Володя, ты знаешь как я люблю Россию, - кричал он. - У меня дед воевал с фашистами! Но зачем сейчас все это?!

- Затем, что русский бизнес сюда не пускаете! – резанул я. – Жилье нашим людям не продаете…

- Володя! – чуть не зарыдал абхаз. - Тут рядом на русские деньги открыли отели. Они сдавали номера по 800 рублей в сутки. Потом 2000… Они выкупили чартеры в Сочи. Они, как пылесосы, забрали себе туристов. Я сейчас еле концы свожу. Ты хочешь, чтоб так было со всеми? Если зайдет Яндекс-такси, наши таксопарки этого не переживут…

- Причем, все это русским, в отличие от нас, придется дать без взяток, просто так?! – ругаются местные предприниматели.

Местный русский друг утешил меня:

«Так устроен идеальный мир абхазов: русский приезжает, отдыхает, платит. И обязательно – уезжает домой. На этом стоит русско-абхазская дружба».

Автор: Владимир ВОРСОБИН