Почему материализм – это квази-мировоззрение, и можем ли мы говорить о квази-идеализме? Начнём с определения материализма.
Материализм – монистическая позиция, видящая объективную реальность материи онтологической первопричиной. С позиции материализма, причиной бытия выступает материальное начало во всей своей объективности, а имматериальное (душа, сознание, сверхчувственный опыт) является лишь следствием взаимодействия материальных объектов.
Не считая необходимым вступать в тысячелетний спор материалистов и идеалистов, рассмотрим вместо этого парадокс, лежащий в основе построений сторонников первичности материи. Как мы помним из прошлой статьи, объективное получает своё существование через выделение из него субъективного посредством процессов сознательного восприятия, именно эти процессы соединяют означаемое с означающим, производя субъективную и объективную реальности. Объективное до возникновения субъекта имеет бытийную форму всё-ничто, другими словами, не имеет сущностей и существования, это чистое бытие в своем досознательном виде.
Бытие априори не может быть помыслено в категориях сущего. В связи с этим, как уже говорилось, с целью преодоления дистресса и фрустрации психика использует категории объективной реальности, как наиболее схожей с досознательной реальностью. В основе этой подмены лежит, вероятно, такая характеристика объективного, как независимость от субъекта. Тем не менее, использование подобной аналогии явно ошибочно, поскольку досознательная реальность бытия лежит вне плоскости объективного и субъективного.
В прошлых статьях мы также говорили, что сознание перманентно стремится к абстракции, поскольку первая конкретность в виде мегалитических сооружений слишком близко подводит индивида к границе реальности, за которой всё становится ничем, отрицается разделение субъективного и объективного, исчезает сам субъект. Соответственно, любое мировоззрение служит своего рода защитным умопостроением, не являются исключением и мысленные конструкты вокруг дихотомии материальное-имматериальное, то есть материализм и идеализм. Разница лишь в том, что идеализм ищет защиту от абсолютной конкретности первого сущего в субъективном, а материализм – в объективной конкретности материи. Но относительно абсолютной конкретности первой точки сущего наша объективная материя становится субъективной, в том смысле, что её существование опосредуется независимостью от субъективного, посредством взаимодействия означаемого и означающего.
Таким образом, идеализм и материализм одинаково избегают факт первой конкретно-существующей материи, но идеализм просто отрицает это избегание, в то время как материализм избегает материю через ложное стремление к субъективно-опосредованной материи, именно по этой причине он может считаться квази-материализмом.