В 1802 году было совершено тихое «преступление» против истории: епископ вручил Жозефине золотой реликварий из гробницы Карла Великого. С этого началась операция по установлению истины, которая завершилась лишь в наши дни в лабораториях геммологов. Что они обнаружили?
Этот амулет-талисман девятого века на самом деле является реликварием и выставлен в сокровищнице епископской резиденции в Реймсе, рядом с собором, где когда-то короновались короли Франции. Артефакт интересен еще и тем, что в его истории до сих пор много темных пятен.
В средневековой Европе украшения носили как мужчины, так и женщины, а для детей изготавливались уменьшенные версии украшений для взрослых. Хотя некоторые украшения были чисто декоративными, многие были функциональными, например, застежки для плащей и пояса. Значительная часть этих предметов имела явное религиозное или геральдическое значение.
Стили и направления украшений
Средневековые стили можно разделить на три хронологических этапа. В период раннего средневековья, с 8 по 13 века, византийский двор оказал значительное влияние. Сохранилось относительно немного предметов, относящихся к этому периоду, по сравнению с поздним средневековьем.
К концу XIII века готический стиль, уже доминировавший в европейской архитектуре, начал находить отражение в ювелирных изделиях. Этот стиль оставался основополагающим в дизайне на протяжении всего средневековья. Однако примерно с 1350 года формы стали утончаться и смягчаться, а также стало больше внимания уделяться природе.
На этом заключительном этапе очевидна орнаментация, которая оставалась актуальной вплоть до второй половины I века. В это время влияние эпохи Возрождения начало распространяться из Италии в другие части Европы, привнося новые стили в ювелирные украшения. В этом контексте франкский король Карл Великий был коронован папой Римским как император Священной Римской империи. Он стал первым правителем на Западе, носившим этот титул после падения Рима в 476 году.
При выборе стиля придворных церемоний и регалий на него и его преемников большое влияние оказала Византийская империя, которая могла похвастаться непрерывным римским наследием. Это влияние усиливалось благодаря союзам и королевским бракам между Востоком и Западом, таким как брак византийской принцессы Феофано и императора Оттона II в 972 году.
Это влияние распространялось не только на регалии, но и на более широкую моду. Хотя до наших дней дошло немного ювелирных изделий эпохи Каролингов и Османской империи, в рукописях, юридических кодексах и завещаниях IX века есть ценные документальные свидетельства о золотых изделиях. Знать носила драгоценные камни.
В своих завещаниях женщины оставляли цепочки, броши, ожерелья, серьги и браслеты, в то время как мужчины также оставляли украшения для мечей, шпоры, пояса и броши, украшенные драгоценными камнями. Религиозные украшения также носили с начала средневековья.
Талисман Карла Великого
Подвеска-реликварий IX века, известная как Талисман Карла Великого, является одним из лучших образцов ювелирной работы каролингских мастеров, которые сохранились до наших дней. Оно изготовлено из золота с драгоценными камнями и жемчугом, вставленными в глубокие оправы, самые крупные из которых украшены мотивом переплетенных пальметт аканта. Он имеет форму паломнической ампулы, в которой когда-то содержалась жидкость или земля, привезенная из Святой Земли.
Талисман Карла Великого - артефакт, который передавался из поколения в поколение. Считается, что в нем содержатся частички волос Девы Марии и частица Истинного Креста, что делает его реликварием - вместилищем священных реликвий.
Романтическая история талисмана переплетается с жизнями многих исторических личностей, которые сталкивались с ним во время его путешествия по Германии, Франции и Швейцарии. Первый геммологический анализ талисмана был проведен в течение двух дней в мае 2017 года и июне 2018 года, в результате чего была дана исчерпывающая характеристика его свойств.
Историческая справка
Происхождение талисмана Карла Великого покрыто тайной, поскольку со времен Каролингов оно было утрачено для истории. Трудно определить точные обстоятельства его создания, но считается, что Карл Великий, император Священной Римской империи, умер в городе Ахен, ныне известном как Экс-ла-Шапель, 28 февраля 814 года нашей эры.
Его окружение решило похоронить его в кафедральном соборе Ахена, но нет никаких конкретных доказательств, подтверждающих предположение о том, что на Карле Великом действительно висел этот талисман в гробнице.
Эгинхард, написавший "Vita Karoli Magni" ("Жизнь Карла Великого") вскоре после смерти императора, не упомянул талисман в своем отчете. Однако все еще возможно, что талисман существовал на момент смерти Карла Великого и только позже был утерян или уничтожен.
Хотя характеристики талисмана несколько отличаются от работ, которые можно с уверенностью датировать правлением Карла Великого, эксперты по этому периоду, такие как Де Монтескью-Фезенсак (1962) и Габорит-Шопен и Табуре (1981), уверенно относят его к середине-концу девятого века, всего лишь на один год после правления Карла Великого, что исключало любую возможность подделки.
Учитывая форму драгоценного камня и его типичное каролингское ювелирное мастерство (золотые пуговицы, пальметты, филигрань и повторная обработка), они подтвердили эту датировку.
Эксгумация Карла Великого, проведенная в 1000 году Оттоном III, императором Священной Римской Империи, была зафиксирована Тьетмаром, епископом Мерзебургским, примерно в 1012-1018 годах:
...игнорируя точное место, где покоились кости императора Карла, [Оттон III] тайно сломал декоративную облицовку церкви, где они должны были находиться, затем копал, пока не обнаружил их в королевском саркофаге. Он забрал себе золотой крест, висевший на шее трупа, и часть его еще не разложившейся одежды; после чего с величайшим уважением вернул все на место...
Этот текст слишком неточен, чтобы установить связь с реликварием. Тело Карла Великого было снова эксгумировано в 1166 году для его канонизации по приказу императора Священной Римской Империи Фридриха Барбароссы (Гобри, 1997). И снова о реликварии не было предоставлено никакой информации.
Известные владельцы
В 1802 году епископ Экс-ла-Шапель подарил этот ковчег императрице Жозефине, которая сопровождала Наполеона в паломничестве в этот город, где хранились мощи Карла Великого. Наполеон считал себя преемником Карла Великого и хотел следовать по линии каролингских королей.
Затем Жозефина завещала его своей дочери, Гортензии де Богарне, которая носила его в качестве подвески на одном из своих портретов и упоминала этот талисман в своих письмах. После своей смерти она завещала его будущему Наполеону III, который, в свою очередь, передал его императрице Евгении. Находясь в ссылке и глубоко тронутая бомбардировкой Реймса в 1914 году, она пожертвовала его собору.
Идентичен ли реликварий реликварию девятого века?
Прошло достаточно много времени и вопрос о идентичности поднимался много раз, и причем не без оснований. Из источников нам известно, что первоначально в нем содержались волосы Девы Марии, и, вероятно, в начале девятнадцатого века они были заменены фрагментами, якобы принадлежащими Истинному Кресту.
В 2016 году группа исследователей, историков и геммологов провела исследование, в котором обратила внимание на соответствия и на изменения. Передний кабошон, вероятно, не является оригинальным, потому что в девятом веке оно редко ассоциировалось с золотым обрамлением.
Однако, согласно исследованию, огранка драгоценных камней предполагают, что они являются современниками талисмана. Эти новые подсказки, наряду со многими другими, вместе обогащают захватывающую историю этого артефакта.
Очень интересны результаты геммологических исследований, но это уже следующая тема в направлении изучения этого артефакта.
Интересно? Присоединяйтесь! Лайк и подписка, и вы будете первыми в курсе истории интересных артефактов, их производства и использования.
У нас на канале уже есть что почитать, например: