Найти тему
С книгой в обнимку

"Палата №6" 31 год спустя: отзыв читателя канала

Друзья, в первой учебной четверти марафона "Открой школьную Вселенную!" мы с вами читаем малую прозу.

Перед вами отзыв Романа Мельникова о рассказе Чехова.

Передаю слово автору.

Илл. А. Ванециана
Илл. А. Ванециана

Чехов не относится к числу моих любимых писателей. Он не вызвал у меня отклика, когда я его читал как автора, включенного в школьную программу, и поэтому особого желания к нему возвращаться у меня не возникало. Когда же что-то из его произведений я все же открывал в более зрелом возрасте, то ничего особенно интересного для себя не видел.

«Палату №6» я не перечитывал 31 год – с момента ее изучения в школьном возрасте. Но, перечитав эту повесть в порядке реакции на инициативу Елены, мне показалось, что мне есть что сказать и о чем вспомнить.

Осознание того, что наш мир глубоко трагичен, пришло к главному герою «Палаты №6» доктору Рагину в очень зрелом возрасте. Я же очень остро это чувствовал самого рождения и осознания себя как личности. Ну а познакомиться с «Палатой №6» мне довелось в начале 1990-х – время, когда острая боль от поражения СССР в «холодной войне» еще не прошла. Тогда я очень болезненно воспринимал то, что попытка вывести человека на уровень более высокий, чем санитар Никита, фельдшер Сергей Сергеевич и доктор Хоботов, сокрушительно провалилась, и мне, как и представителям всех последующих поколений, придется жить в мире, где Хоботовы, Сергеи Сергеевичи и Никиты составляют большинство. И сам я как человек недостаточно конкурентоспособный по очень многим критериям в этом мире обречен как минимум на роль третьесортного аутсайдера,  а скорее всего – на очень ранее и очень позорное поражение (самоубийство или даже голодную смерть). Но вдохновляющего примера того, как мне жить и бороться в этом страшном мире, в который я вопреки своему желанию оказался заброшенным, у Чехова я не увидел. Впрочем, я все же увидел такой пример у Джека Лондона в «Мартине Идене» - книге, благодаря которой я сделал все то самое лучшее, что мне все-таки удалось сделать.

Когда я читал «Палату №6» в школьном возрасте, то еще не знал, что в будущем мне доведется достаточно активно соприкасаться с психиатрами и психиатрическими клиниками, что мне доведется год жить с совершенно неадекватной и фактически сумасшедшей мамой, которая со второй попытки все же совершит результативное самоубийство, что папе придется давать взятки психиатрам, чтобы они выпустили маму из палаты №6 после ее первой (неудачной) попытки самоубийства, а мне самому – матерящимся санитаркам (понять содержания оскорблений со стороны которых я в полной мере не мог, потому что не владею матерной лексикой и со столь активным употреблением подобных выражений нигде, кроме больницы, не сталкивался), чтобы они поласковее относились к тяжело больному папе. Но уже тогда я твердо знал, что останусь физически невинным, и что в наш ужасный мир к Хоботовым и Никитам не приведу никого и никогда.

В «Палате №6» есть довольно интересные философские рассуждения, оценить которые в полной мере в 16-летнем возрасте мне было сложно. Только через 6 лет мне предстоит сдать свой самый страшный формальный экзамен в своей жизни – вступительный экзамен по философии в аспирантуру, благодаря результату которого я поступил на бюджетное место. Только через 7 лет мне предстоит сдать кандидатский экзамен по философии, подготовка к которому довольно серьезно расширила мои компетенции в этой сфере. И только через 15-20 лет я прочитаю Шопенгауэра и более или менее серьезно познакомлюсь с философией буддизма.

В своей полемике с Громовым Рагин ссылается на стоиков, но все-таки в контексте их спора было бы гораздо более уместно сослаться на учение Будды. Именно буддизм наиболее последовательно ориентирует человека на освобождение от страданий через отказ от привязанностей и преодоление омрачений. Именно будущий Будда Гаутама накопил в течение множества праведных жизней заслуги, позволившие ему достичь просветления и повернуть колесо дхаммы, проявляя исключительное сострадание к тем, кто его истязал (а не гнев, который Громов и Рагин проявляют по отношению к своим мучителям). Именно буддизм утверждает, что путь к освобождению от страданий лежит через изменение внутреннего состояния,  а не внешних условий, и что архатства вполне можно достичь в условиях больничной палаты психиатрической клиники или даже тюрьмы с гораздо менее комфортными по сравнению с палатой №6 условиями содержания, в которой оказались большинство монахов после захвата Тибета Китаем.

Знакомство с буддизмом не сделало меня буддистом – я остался пессимистом и не верю в третью и четвертую благородные истины. Но все-таки я знаю, что даже в нашем ужасном мире есть не только Хоботовы, Сергеи Сергеевичи, Никиты, Громовы и Рагины, но и люди, заслуживающие самого искреннего уважения и восхищения, которые следуют по невероятно достойному Пути. На страницах Чехова я их не увидел, но соприкоснуться с чудом их присутствия в нашем мире мне довелось. И именно благодаря этому чуду я до сих пор не опустил руки и продолжаю что-то делать.

Спасибо Роману за искренность и взгляд на рассказ сквозь собственный опыт!

Друзья, напоминаю, если вы читатель, отзывы можно присылать на почту любому из организаторов марафона "Открой школьную Вселенную!": "Аннушка и масло|книжки 📕", "Ветер в книгах", "Кот-книголюб" или "С книгой в обнимку". Если вы блогер, не забудьте оповестить, что опубликовали отзыв, тогда он войдет в итоговый список статей марафона.

А вам встречались у Чехова герои, идущие достойным путем, заслуживающие уважения и восхищения?