Дети входят в зал, рассаживаются.
Очень немногим известно, что Ленинградский зоосад продолжал свою работу в течение всей Великой Отечественной Войны. Закрывался он лишь однажды – в самую первую и самую страшную блокадную зиму (1941—1942гг), но уже весной 1942 года истощенные сотрудники зоосада своими силами восстановили часть загонов и вольеров, расчистили дорожки,
чтобы 8 июля зоопарк открыл свои двери для посетителей. Зоосад продолжил работу, доказывая, что осажденный город продолжает жить полной жизнью. Но вернемся к самому началу этих страшных лет. Началась война, и почти сразу,
30 июля 1941 года, сотрудникам зоосада удалось эвакуировать из города 80 ценнейших животных своей коллекции в Казань. Среди них были белые медведи, носорог, тигры, тапир и многие другие. Однако значительная часть коллекции тем не менее осталась в городе.
8 сентября 1941 года сомкнулось кольцо блокады. И в эту же ночь на зоосад упали 3 фугасные бомбы, разрушив многие здания и помещения зоосада.
Погибла любимица горожан – слониха Бетти. Она была погребена под грудой обломков рухнувшего слоновника.
Ленинградский зоосад в годы Великой Отечественной Войны очень сильно пострадал от обстрелов. В основном, из-за близости к Петропавловской крепости. Но сотрудники не падали духом. Они, как могли, спасали и поддерживали животных, оставшихся переживать блокаду Ленинграда.
Известно, что однажды, после очередного обстрела, бизон провалился на дно воронки и не мог выбраться. Обессиленные люди тоже не могли вытянуть его из ямы. Тогда они соорудили настил и, разложив на нем кусочки сена от дна до самого верха, выманили животное наружу.
К зиме 1941 года в зоосаде прекратилось электроснабжение, вышли из строя канализация и водопровод. Животные начали погибать не только под обстрелами, но и от холода и голода.
Но находить пропитание для животных в блокадном городе, как мы прекрасно понимаем, было очень сложной задачей.
В самые первые дни войны сотрудники зоосада подбирали убитых под обстрелами лошадей, собирали овощи на полях. Когда такая возможность исчезла, служители зоосада начали собирать желуди, рябину и оставшуюся на полях хряпу. На покосах, под обстрелами они заготавливали сено. Траву жали серпами во всех доступных частях города.
Животных приходилось переводить на новую пищу.
К новой диете привыкали обезьяны. Медведи ворчали, но, все же, приноровились питаться фаршем из овощей и травы. Но тигрята не могли такое есть. Тогда сотрудники придумали набивать смесью травы, жмыха и хряпы шкурки кроликов, сохранившиеся с довоенного времени, и смазывать это рыбьим жиром. Вкусный мясной запах обманывал животных, и они поедали такие тушки. Так же кормили и хищных птиц, но для них в смесь добавляли немного рыбы. Только беркут отказался есть рыбу, и служители зоосада ловили для него крыс.
Отдельного упоминания заслуживает история бегемотицы Красавицы, жившей Ленинградском зоосаде в то время. Это был второй по величине бегемот в зоопарках мира – очень ценный экземпляр, горячо любимый, как жителями города, так и служителями зоосада.
Бегемоту полагалось 36-40 килограммов корма в день. В блокадном Ленинграде Красавица получала в день 4-6 килограммов овощной и травной смеси, и еще 30 килограмм распаренных опилок для заполнения желудка.
Своей жизнью бегемотица обязана служительнице зоосада Дашиной Евдокии Ивановне.
Каждый день она приносила или привозила на саночках 40 ведер невской воды для заполнения ее бассейна, поила ее, грела и обязательно обмывала теплой водой, смазывала кожу камфорным маслом. Ведь от пересыхания кожа бегемота трескается и покрывается «кровавым потом»!
Красавица очень боялась обстрелов, и чтобы бегемотице было легче это пережить, Евдокия Ивановна во время налетов обнимала ее, ложась вместе с ней на дно бассейна. Благодаря подвигу Дашиной Е.И. Красавица пережила всю блокаду Ленинграда и дожила в зоосаде до 1951 года.
Помогал зоосаду и город.
В ноябре 1941 года у гамадрила Эльзы родился детеныш. Но у истощенной обезьяны не было молока, чтобы его кормить. Тогда близлежащий родильный дом согласился выделять по пол-литра донорского молока ежедневно. В те годы детеныши обезьян редко выживали в зоопарках мира. А в блокадном Ленинграде маленький гамадрильчик выжил!
Летом 1942 года зоосад вновь открыл свои двери для посетителей. Демонстрировалось 162 животных. И за это лето зоосад посетило 7400 человек. И это в городе, где людям было тяжело ходить даже на короткое расстояние!
Все блокадные годы в зоосаде работал театр зверей. Дрессировщики И.К.Раевский и Т.С.Рукавишникова с группой дрессированных животных — медвежатами, собачками, обезьяной, лисицей, козликом — своими выступлениями радовали раненых и детишек города.
Шестнадцать сотрудников зоосада были награждены медалью «За оборону Ленинграда».
В память об их подвиге, зоопарк не сменил свое название вместе с городом. Он и по сию пору называется Ленинградским. На стене центрального входа посетителей встречает мемориальная доска в память о тех страшных годах, на которую к Дню снятия блокады Ленинграда и Дню Победы Администрация зоопарка возлагает свежие цветы.