Найти тему

Боевые отравляющие вещества на фронтах Первой мировой и средства индивидуальной защиты

Оглавление

22 апреля 1915 г. в ходе боёв на р. Ипр наступающие немецкие войска провели массированную химическую атаку с использованием хлора. Было выпущено около 180 тонн этого ядовитого вещества. Эта атака станет первым случаем крупномасштабного применения боевых отравляющих веществ на фронтах Первой мировой войны.

Распыление хлора с немецких позиций.
Распыление хлора с немецких позиций.

Применение химического оружия до Первой мировой войны

Ипрская атака не является первым задокументированным случаем применения боевых отравляющих веществ вообще в истории. Она стала первым масштабным и относительно успешным образцом применения химического оружия. Однако, стоит сказать о более ранних случаях, когда химическое оружие было применено или существовало такое намерение.

Во время Крымской войны 1853 - 1856 гг. и осады Севастополя, британский адмирал Томас Кокрейн стал автором инновационной идеи, которая должна была в считанные часы уничтожить всех защитников Севастополя.

Томас Кокрейн.
Томас Кокрейн.

Предполагалось поджечь 500 тонн серы и 2000 тонн каменного угля и расплавленный сернистый ангидрид, стекая с высот в направлении осажденного города, должен буквально убить все живое в Севастополе. Кроме того, предполагалось сопровождать эту атаку массированным артиллерийским огнём. Однако, пока военное руководство Британии обсуждало реалистичность и необходимость реализации плана Кокрейна, Крымская война закончилась.

Первая оборона Севастополя.
Первая оборона Севастополя.

Научно-технический прогресс второй половины XIX в. был настолько стремительным, что еще за 15 лет до начала Первой мировой войны, на Гаагской международной конференции 1899 г. была принята конвенция "О неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы". Важно отметить, что газобаллонные пуски под эту конвенцию не попадают, что в будущем сыграет заметную роль не только на фронтах Первой мировой.

Делегаты Гаагской конференции 1899 года.
Делегаты Гаагской конференции 1899 года.

На рубеже веков особую популярность приобрел порошок шимосе (шимоза). Порошок шимосе — разновидность взрывчатого наполнителя для снарядов, разработанная японским военно-морским инженером Симосе Масачика. Это взрывчатое вещество активно применялось в японской армии для снаряжения артиллерийских снарядов фугасного действия. Шимоза изготавливается из пикриновой кислоты путём её расплавления при температуре 122 градусов. Однако, ввиду крайне нестабильности данного вещества при хранении, от шимозы быстро отказались, несмотря на её дешевизну и эффективность.

-5

Стоит отметить, что в 1911 г. боевые отравляющие вещества на вооружение приняла не армия, а полиция. Связано это с конкретным событием, которое произошло 3 января 1911 г. и известно как осада Сидней-стрит, во время которой лондонская полиция применила газовые гранаты с отравляющим веществом для штурма дома №100, в котором засели члены латышской анархистской группировки.

Уинстон Черчилль на Сидней-стрит в 1911 г.
Уинстон Черчилль на Сидней-стрит в 1911 г.

Обратив внимание на гранаты, которые использовала английская полиция, в следующем, 1912 г. французская армия принимает на вооружение ружейную гранату с этилбромацетатом, веществом раздражающего действия, более известного как слезоточивый газ. Формально, эти гранаты нарушали Гаагскую конвенцию 1899 г., но французскую армию это не смутило.

Первая мировая война и химическое оружие

По сей день историки спорят: кто был первым и когда? Два наиболее явных кандидата - это французы и немцы. Ряд исследователей считает, что первыми боевые отравляющие вещества применили все-таки немцы, но еще задолго до Ипра, в боях за Нев-Шапель в марте 1915 г., где использовались артиллерийские снаряды с отравляющими веществами. Другие же историки считают, что первыми были французы и тоже в марте 1915 г., применив свои ружейные гранаты со слезоточивым газом. Более того, уже в апреле 1915 г. немецкие солдаты активно применяли ручные дисковые гранаты (diskushandgranate) с химическим веществом в сердечнике.

Ручная дисковая граната.
Ручная дисковая граната.

Несмотря на перечисленные выше случаи того или иного применения боевых отравляющих веществ, они носили локальный характер и особого эффекта не имели. Настоящая химическая война началась 22 апреля 1915 г. на реке Ипр.

Немецкая армия в ходе Второй битвы при Ипре стремилась прорвать оборону союзных войск и для ускорения достижения данной цели, к линии боевого соприкосновения было привезено большое количество баллонов с хлором. Напомним, газобаллонные пуски формально не были запрещены. Дождавшись нужного направления ветра, немецкая армия на 6-ти километровом участке фронта начала газовую атаку, с использованием 180 тонн хлора. В ходе этой атаки пострадало 15 000 человек, более 5 000 погибли. Успех первой массированной химической атаки был обусловлен тем фактором, что союзные части, на которые надвигалось ядовитое облако хлора, приняли самое смертоносное решение - оставить свои окопы и бежать от хлорного облака по ветру. Бегущие в панике люди без противогазов, очевидно, обогнать ветер не смогли.

Что касается, Восточного фронта, то там немцы впервые попытались применить химическое оружие в январе 1915 г. во время немецкого наступления на Болимов. Наступление началось с обстрела русских позиций артиллерийскими химическими снарядами Таппена. Всего было выпущено 18000 снарядов, что составляло 72 т. смеси бромистого ксилила и бромистого ксилилена. В этой атаке использовались 15-см гаубичные осколочно-химические снаряды, названные «черная граната Т» («Т-granate») и разработанные профессором Гансом фон Таппеном. Его снаряжали смесью бромистого ксилила и бромистого ксилилена — лакриматоров, близких друг другу по физическим и химическим свойствам. Поражение глаз парами этих ОВ было очень болезненным. Те, кто испытал их действие на себе, описывали свои ощущения как «удар хлыстом по глазам». Плотность паров бромистого ксилила и бромистого ксилилена в 6,4 раза больше, чем у воздуха, что должно было обеспечить стойкое и длительное удержание паров ОВ на местности. Летучесть бромистого ксилила и бромистого ксилилена на практике сыграла с немцами злую шутку – концентрация паров газов оказалось недостаточной, чтобы достичь боевого эффекта.

Немецкое наступление на Болимов. 1915 г.
Немецкое наступление на Болимов. 1915 г.

Первая успешная газовая атака на Восточном фронте произошла 12 июня 1915 г. во время боев за тот же Болимов. Немцы выпустили на русские позиции 100 тонн хлора, что привело к гибели 1200 русских солдат. Стоит упомянуть и самый знаменитый случай применения газовой атаки на Восточном фронте, это конечно же битва за крепость Осовец, более известная как Атака мертвецов.

"Мы русские! С нами Бог!" Василий Нестеренко
"Мы русские! С нами Бог!" Василий Нестеренко

6 августа 1915 года немецкие войска провели газобаллонный пуск хлора в сторону русской крепости Осовец. Было использовано 50 тысяч баллонов хлора. Передовые русские части были полностью уничтожены, вплоть до последнего солдата. Посчитав, что все защитники крепости мертвы, немцы перешли в наступление. Как вдруг, им навстречу вышло около 60-ти русских солдат, уцелевших после газовой атаки. Их окровавленные лица, обмотанные кровавыми тряпками, их буквально разрывающиеся от кашля легкие, навели смертельный ужас на наступающих немецких солдат и они обратились в бегство. В ходе данного сражения погибли 14 офицеров и 691 нижний чин, ранено, отравлено и эвакуировано 62 офицера и 3012 нижних чинов, пропал без вести 391 нижний чин(В данную цифру потерь включены в том числе части из состава гарнизона, которые не принимали участия в контратаке, но пострадали от артиллерии и газа).

Кроме хлора, пытались применять и другие отравляющие вещества. Пробовали применять синильную кислоту и её производные (хлорциан). Однако, очень быстро выяснилось, что эти вещества легче воздуха и их применение на открытой местности не эффективно. Со временем все воюющие стороны пришли к заключению, что применение газобаллонных пусков и химических снарядов даёт лишь локальное тактическое преимущество. Стараясь увеличить эффективных газовых атак, капитан британской армии Уильям Говард Ливенс в 1916 г. представил проект газового миномёта, или газомёта.

Английские солдаты заряжают батарею миномётов Ливенса.
Английские солдаты заряжают батарею миномётов Ливенса.

Главное его назначение - удар по тылам противника с целью заражения местности и поражения живой силы. Миномёты стреляли сразу газовыми баллонами, которые втыкаясь в землю, начинали газовую атаку в тылу противника. Первые применения газомётов на р. Сомме показали свою высокую эффективность, т.к. они пробивали противогазы и могли даже на короткое время вытеснить весь воздух. Однако, были и серьезные недостатки. Подготовка к газопуску занимала дни, а то и недели. Никуда не делась и дороговизна применения такого вооружения, для эффективного использования которого по-прежнему требовались десятки тонн газа на километр фронта. К 1917-му году практически все стороны отказались от газобаллонных атак, они были признаны неэффективными.

В ночь с 12 на 13 июля 1917 года под бельгийским городом Ипр, с целью сорвать наступление англо-французских войск, Германия применила химическое оружие – жидкий отравляющий горчичный газ кожно-нарывного действия, который по месту боев получил название иприт. Практически не обладающее запахом и цветом, действующее сквозь обмундирование и обувь, стойко заражающее местность, это вещество на тот момент стало самым эффективным видом химического оружия, которое немцы будут активно применять до самого окончания Первой мировой войны.

Опыт применения химического оружия на фронтах Первой мировой в целом оказался неоднозначным. Несмотря на смертоносность, газовые атаки были крайне затратными и зачастую неэффективными. Кроме того, воюющие стороны начали активно разрабатывать средства противодействия газовым атакам.

Средства индивидуальной защиты

-11

К концу лета 1915 года сложились два альтернативных подхода к созданию противогазов. Это влажные - на основе тканей, пропитанных специальной жидкостью, нейтрализующей отравляющее вещество, а также сухие - оснащенные фильтром - коробкой, заполненной твердым веществом, нейтрализующим, либо сорбирующим отравляющее вещество.

Сухая маска образца 1915 г.
Сухая маска образца 1915 г.

Наиболее простым ходом мысли при создании влажных противогазов было увеличение размеров и толщины самого «тампона» и создание на его основе защитного капюшона, покрывающего голову бойца. По этому пути пошли французы и британцы. Первый войсковой германский противогаз 1915г. представлял собой квадратный компресс - подушечку из ваты, пропитанную раствором гипосульфита натрия – зашитый в черную кисею, закрывающий рот и нос. Компресс туго прикрепляли к лицу поперечным бинтом, который завязывали на затылке. При этом верхний край кисеи мог служить защитой для глаз. Респиратор хорошо защищал от небольших концентраций хлора, но плохо прилегал к лицу солдата и быстро рвался. Уже на третий день после газобаллонной атаки под г. Ипр тысячи французских и британских женщин шили подобные «противогазы».

Первый в мире противогаз Зелинского-Кумманта.
Первый в мире противогаз Зелинского-Кумманта.

Летом 1915, когда выяснилось, что германцы добавляют фосген в баллоны с хлором, британские химики стали вводить в состав пропитки щелочной раствор фенолята натрия. Британский «Шлем Гипо», получивший название «шлем Р», имел мундштук с выдыхательным клапаном, вставленным в рот.

Французские химики весь 1915г. совершенствовали найденные у германцев в апреле-мае «подушечки» и «носовые повязки». Пропитки требовалось все больше, поэтому французы наращивали в масках количество слоев марли или кисеи. Появился новый тип маски - маска-рыльце (маски Тамбюте нескольких типов и «влажная маска нового образца»). Для защиты глаз к маске-рыльцу прилагались специальные очки.

Маска-рыльце.
Маска-рыльце.

Вершиной эволюции французской влажной маски стала маска М2 (L.T.N.), которая закрывала лицо и глаза и состояла из 40 слоев марли, пропитанных химическими поглотителями. Маска М2 (L.T.N.) поступила на вооружение в феврале 1916г.

Наилучшим типом русского влажного противогаза стала маска химического комитета Главного артиллерийского управления, разработанная инженером Н. Т. Прокофьевым. Благодаря открытию профессором В. М. Горбенко (август 1915 г.) способности уротропина связывать фосген, у русских появилась пропитка, связывающая фосген почти в шесть раз эффективнее, чем пропитка британского «шлема Р».

Маска Прокофьева была сделана из 30 слоев, пропитанных противогазовой жидкостью (вода, глицерин, поташ, гипосульфит и уротропин), и имела форму рыльца с герметически вставленными очками в металлической оправе.

Маска Прокофьева.
Маска Прокофьева.

Средства противохимической защиты германских войск так же становились образцом для подражания. Например, весной 1916 г. для артиллерийских частей французской армии стал поступать коробчатый респиратор системы профессора Тиссо. Своим покроем маска напоминала германскую. Респираторная коробка весила 4,21 кг и размещалась на спине солдата.

Респиратор Тиссо.
Респиратор Тиссо.

Форму и конструкцию германских противогазов с трехслойным патроном копировал и самый удачный французский респиратор A.R.S. Верхний слой его респираторной коробки представлял собой противодымный фильтр, средний слой - сильно измельченный уголь, нижний - натронная известь, смешанная с углем, окисью цинка и смоченная глицерином. Респиратор A.R.S. стал поступать во французские войска в ноябре 1917 г.

Респиратор A.R.S. обр. 1916 г.
Респиратор A.R.S. обр. 1916 г.

В это же время на вооружение саперов-химиков и специальных технических частей России также был принят созданный профессором А. П. Поспеловым кислородный прибор с маской Кумманта и регенеративными патронами, снаряженными оксилитом. Прибор был на вооружении России до конца войны и использовался в качестве средства защиты в Рабоче-крестьянской Красной Армии.

По итогам применения боевых отравляющих веществ в ходе Первой мировой войны страны-победительницы активно обвиняли Германию в негуманных методах ведения войны. Самое удивительное, что уже в послевоенные годы химическое оружие приобретает статус самого гуманного, т.к. оно наносит куда меньше увечий, чем разрешенные виды вооружений, что конечно же является заблуждением.