Найти в Дзене
Ольга Стародуб

Свобода воли

Когда-то людей хоронили в позе младенца – руки-ноги к животу и посыпали охрой, символизируя тем новое рождение в новом круге времен. Потом стали выпрямлять тела, круг времён разомкнулся.
Древние считали, что всё предрешено, всё начертано и нельзя это предначертанное изменить никакими усилиями, разве что вымолить милость эту у богов в виде исключения. Мудрец один, зная, что ему суждено умереть в определённый день, пошёл в этот день в чистое поле, лёг там и ждал до заката. И, когда он уже радовался, что перехитрил судьбу, орёл, пролетавший над полем и несший в когтях черепаху себе на ужин, увидел блестящую лысину мудреца, принял её за камень и шарахнул черепахой по темечку. Никто желаемого не получил, кроме разве что черепахи, – мудрец не обманул судьбу и умер, орёл же лишился ужина, потому как разбилась голова, а не панцирь. Но человек – он не может слепо покоряться и плыть по течению. И вот она – свобода воли, рождённая и обоснованная. Тонкая грань между предписанным и сотворённым, хру

Когда-то людей хоронили в позе младенца – руки-ноги к животу и посыпали охрой, символизируя тем новое рождение в новом круге времен. Потом стали выпрямлять тела, круг времён разомкнулся.
Древние считали, что всё предрешено, всё начертано и нельзя это предначертанное изменить никакими усилиями, разве что вымолить милость эту у богов в виде исключения.

Мудрец один, зная, что ему суждено умереть в определённый день, пошёл в этот день в чистое поле, лёг там и ждал до заката. И, когда он уже радовался, что перехитрил судьбу, орёл, пролетавший над полем и несший в когтях черепаху себе на ужин, увидел блестящую лысину мудреца, принял её за камень и шарахнул черепахой по темечку. Никто желаемого не получил, кроме разве что черепахи, – мудрец не обманул судьбу и умер, орёл же лишился ужина, потому как разбилась голова, а не панцирь.

-2

Но человек – он не может слепо покоряться и плыть по течению. И вот она – свобода воли, рождённая и обоснованная. Тонкая грань между предписанным и сотворённым, хрупкий шанс построить свою жизнь самостоятельно. Но он – дан. И теперь, вроде бы, зависит только от тебя, кем ты станешь в этой жизни, как проведёшь линию своей судьбы на ладони мироздания. И кем ты станешь при новом перерождении.
Однако, многие ли из нас пользуются в полной мере этим шансом?

Тут тонкость ещё одна есть, по крайней мере для христиан. Бог всё знает, всё в руках бога – так как ты можешь противиться его воле? И в то же время, тот же самый бог человека создал по подобию своему, дав, к тому же, завет обрезания, то есть изменения сделанного им самим. Получается, трепыхаться можешь ты для собственной видимости, в пределах не слишком большой погрешности. А тут ещё возмущающий фактор добавлен – Сатана.
«Всё предвидено, но воля дана» (рабби Акива из Мишны)

-3

Сложно. У древних было всё гораздо проще. Они лучше нас умели подчиняться и гораздо меньше страдали от рефлексий и глубинных копаний в себе. Интересы рода – на первом месте, а личность ценна только с точки зрения пользы для рода. У славян было ещё одно интересное верование: души попадают в вирий, но – если род пресекается – они отправляются в царство Ящера. Сам не хочешь детей – подумай о тех, кто был до тебя.

Уклонилась я от того, что вообще-то хотела сказать, занесло в дремучие дебри. Думается вот о чём, оставив в стороне отношения теологические.

Каждый человек имеет право поступать так, как ему представляется правильным. Каждый. Это не осуждается до тех пор, пока не причиняет вреда окружающим, близким и дальним, это выбор его, его право и свобода воли. И у взрослого и дееспособного человека поведение регламентировать не стоит, если – повторю – поведение не наносит вред обществу.
Но и каждый может реагировать на поведение других людей так, как ему представляется правильным или возможным. Опять же до той границы, пока реакция твоя не причиняет вреда. Это не значит, что обозвали тебя дураком – а ты в ответ пальнул из револьвера. Это значит, что ты имеешь полное право обидеться, если тебя обижают. Или не обидеться, если тебя не тронуло.

Дело твоё.