Найти в Дзене

Педагогическая мастерская "Дневник Блокадного учителя"

Блокада - самая трагическая страница в истории Ленинграда. В ней оказалось около 3-х миллионов человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания. На протяжении всей блокады не прекращали свою деятельность учебные учреждения, учителя ежедневно выполняли свои долг. В течение всего периода войны они продолжали борьбу за спасение людей, прежде всего самой незащищенной категории населения – детей, достойно решали стоявшие перед ними задачи, распространяли идеи патриотизма, воспитывали мужество, самоотверженность, стойкость, подавая таковой пример своим трудом. Сегодняшняя встреча посвящена учителям блокадного Ленинграда.

-2

27 января 2022 года в 78-ю годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады открыли памятник "Блокадному учителю". Композиция разместилась в Соляном переулке в центре города. Памятник был создан по инициативе Надежды Строгоновой. Надежда Васильевна Строгонова — ветеран, заслуженный ленинградский педагог и неутомимый борец за сохранение памяти о блокаде. Она учила детей в осажденном городе и посвятила работе в школе более полувека.

-3

В первые недели войны началась эвакуация детей, которая предусматривала их размещение в значительной части в Ленинградской области, и лишь частично в Ярославской и других областях. Многие школы и детские сады, вывезенные в юго-западные районы Ленинградской области, оказались в зоне военных действий. В спешном порядке их пришлось возвращать обратно в Ленинград. Таким образом, к началу сентября в Ленинграде оказалось более 200тыс.школьников. Их нельзя было оставлять на произвол судьбы. Их нужно было организовать, воспитать, обучать. Часть учителей была призвана в армию, другие вместе со старшеклассниками были отправлены на строительство оборонительных сооружений. Однако школы по своей инициативе начинают занятия.

3 ноября 1941 г. в 103 школах города сели за парты 33176 учащихся старших классов и 60000 учащихся с 1 по 6 классы.

-4

Учителю было предъявлено требование пройти программу полностью и закрепить материал, несмотря на то, что занятия в средней школе начались на полтора месяца позднее в связи с огородными работами. Воздушные налеты про­исходили не только вечером или ночью, но и днем в часы заня­тий. Иной раз тревоги следовали одна за другой с перерывом в 10—15 минут, и за один учебный день учащимся с учителями приходилось по пять раз спускаться в бомбоубежище. Уроки начали срываться. Вначале урок срывался и пропадал. Потом школы приспособились — во время тревоги занятия продолжа­лись в бомбоубежище.

Разумеется, продолжать обучать детей как в довоенное, время было невозможно, война внесла изменения в обучение детей. Перед учителями стояла задача: не только обучать детей, но и накормить их, обогреть в лютые морозы, поддержать детей в трудную минуту, когда они оставались без крова и теряли родных и близких. Хотя сами многие учителя страдали дистрофией и даже вели занятия лежа.

-5

Школа для детей в то время - это как второй дом. Учитель - один из самых близких людей для любого школьника. И всю боль, все страдания, все потери каждого ученика учитель пропускал через себя. В своих воспоминаниях учителя отмечали, что в это время в школах, на переменах было необычайно тихо, школьники не бегали по коридорам, не было шумных разговоров и не раздавался детский заразительный смех.

-6
-7

Но перед учителями стояла еще и другая, крайне важная и от­ветственная задача — развитие в детях чувства патриотизма, любви к Родине. Вся жизнь в дни Отечественной войны, особенно жизнь в условиях осажденного города, способствовала этому. Богатые возможности для работы в этом направлении в классе давал и литературный материал современности: газеты, новые книги и брошюры, плакаты. И вот, несмотря на голод, от которого еще страдали ленинградцы, несмотря на вечную угрозу смерти над головой, начались эти искания, началась творческая работа учителя. Никогда, может быть, так твор­чески, так напряженно не работала педагогическая мысль, как в эти дни. Если бы собрать в одно целое все те искания, опыты — все, что сделали ленинградские учителя за эти неза­бываемые годы, получился бы колоссальный труд.

-8
-9
-10

Многие учителя вели дневники во время Блокады. Одна из таких учителей была Ксения Ползикова-Рубец. Она написала книгу «Они учились в Ленинграде». В основе книги лежит дневник автора, который она вела в 1941–1944 годах. События, рассказанные в книге, подлинные, но большинство имен учеников и педагогов изменено. К. В. Ползикова-Рубец умерла в 1949 году. Ее правдивая книга говорит о любви к Родине, о героическом труде школьников и учителей в дни обороны Ленинграда.

-11

13 ноября 1941 года . К урокам готовлюсь по-новому. Ничего лишнего. Скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь выучить их в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь они не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя.

-12

29 ноября 1941 года

… Ряды учеников редеют. Требуется большая сила воли, чтобы сидеть в стуже почти пять часов в классе. Но мы ведем борьбу за посещение школы детьми. Почему? Нам совершенно ясно: в коллективе детям легче переносить все лишения. Общение с товарищами, учителями отвлекает их от постоянного ощущения голода и холода. Само приготовление уроков наполняет осмысленным трудом бесконечные темные вечера в холодных квартирах. А ведь «вечер» длится с момента прихода детей домой, так как во многих квартирах стекла окон давно заменила фанера.

-13

15 января 1942 года

… Говорят, Наполеону, после взятия Шевардинского редута, сказали: «Русские в плен не сдаются.».

Мне кажется, что Ленинград говорит сейчас эти слова всему миру. Враг бессилен одолеть наш город, так как он — часть нашей огромной, могучей страны.

-14

21 января 1942 года

В школе царит рабочее настроение, почти нет отказов отвечать урок. Если кто-нибудь говорит, что он не знает урока, то причина всегда серьезная. Исчезли шпаргалки, никто не подсказывает. И вопросы дисциплины больше не тревожат учителей. В школе непривычно тихо. Ребята учатся по-настоящему; нет отметок «плохо», и почти нет «посредственно». Вот каково мужество детей!

-15

Несмотря на экстремальные условия, в Ленинграде на протяжении всей войны велась работа по учету детей школьного возраста и охвату их всеобщим обучением. Много творческой инициативы и изобретательности про­явили в этот год учителя, чтобы сэкономить каждую столь дорогую минуту урока, чтобы в минимальное время дать знаний больше, сделать их доходчивыми до каждого ученика.

-16
-17