Блокада - самая трагическая страница в истории Ленинграда. В ней оказалось около 3-х миллионов человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания. На протяжении всей блокады не прекращали свою деятельность учебные учреждения, учителя ежедневно выполняли свои долг. В течение всего периода войны они продолжали борьбу за спасение людей, прежде всего самой незащищенной категории населения – детей, достойно решали стоявшие перед ними задачи, распространяли идеи патриотизма, воспитывали мужество, самоотверженность, стойкость, подавая таковой пример своим трудом. Сегодняшняя встреча посвящена учителям блокадного Ленинграда.
27 января 2022 года в 78-ю годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады открыли памятник "Блокадному учителю". Композиция разместилась в Соляном переулке в центре города. Памятник был создан по инициативе Надежды Строгоновой. Надежда Васильевна Строгонова — ветеран, заслуженный ленинградский педагог и неутомимый борец за сохранение памяти о блокаде. Она учила детей в осажденном городе и посвятила работе в школе более полувека.
В первые недели войны началась эвакуация детей, которая предусматривала их размещение в значительной части в Ленинградской области, и лишь частично в Ярославской и других областях. Многие школы и детские сады, вывезенные в юго-западные районы Ленинградской области, оказались в зоне военных действий. В спешном порядке их пришлось возвращать обратно в Ленинград. Таким образом, к началу сентября в Ленинграде оказалось более 200тыс.школьников. Их нельзя было оставлять на произвол судьбы. Их нужно было организовать, воспитать, обучать. Часть учителей была призвана в армию, другие вместе со старшеклассниками были отправлены на строительство оборонительных сооружений. Однако школы по своей инициативе начинают занятия.
3 ноября 1941 г. в 103 школах города сели за парты 33176 учащихся старших классов и 60000 учащихся с 1 по 6 классы.
Учителю было предъявлено требование пройти программу полностью и закрепить материал, несмотря на то, что занятия в средней школе начались на полтора месяца позднее в связи с огородными работами. Воздушные налеты происходили не только вечером или ночью, но и днем в часы занятий. Иной раз тревоги следовали одна за другой с перерывом в 10—15 минут, и за один учебный день учащимся с учителями приходилось по пять раз спускаться в бомбоубежище. Уроки начали срываться. Вначале урок срывался и пропадал. Потом школы приспособились — во время тревоги занятия продолжались в бомбоубежище.
Разумеется, продолжать обучать детей как в довоенное, время было невозможно, война внесла изменения в обучение детей. Перед учителями стояла задача: не только обучать детей, но и накормить их, обогреть в лютые морозы, поддержать детей в трудную минуту, когда они оставались без крова и теряли родных и близких. Хотя сами многие учителя страдали дистрофией и даже вели занятия лежа.
Школа для детей в то время - это как второй дом. Учитель - один из самых близких людей для любого школьника. И всю боль, все страдания, все потери каждого ученика учитель пропускал через себя. В своих воспоминаниях учителя отмечали, что в это время в школах, на переменах было необычайно тихо, школьники не бегали по коридорам, не было шумных разговоров и не раздавался детский заразительный смех.
Но перед учителями стояла еще и другая, крайне важная и ответственная задача — развитие в детях чувства патриотизма, любви к Родине. Вся жизнь в дни Отечественной войны, особенно жизнь в условиях осажденного города, способствовала этому. Богатые возможности для работы в этом направлении в классе давал и литературный материал современности: газеты, новые книги и брошюры, плакаты. И вот, несмотря на голод, от которого еще страдали ленинградцы, несмотря на вечную угрозу смерти над головой, начались эти искания, началась творческая работа учителя. Никогда, может быть, так творчески, так напряженно не работала педагогическая мысль, как в эти дни. Если бы собрать в одно целое все те искания, опыты — все, что сделали ленинградские учителя за эти незабываемые годы, получился бы колоссальный труд.
Многие учителя вели дневники во время Блокады. Одна из таких учителей была Ксения Ползикова-Рубец. Она написала книгу «Они учились в Ленинграде». В основе книги лежит дневник автора, который она вела в 1941–1944 годах. События, рассказанные в книге, подлинные, но большинство имен учеников и педагогов изменено. К. В. Ползикова-Рубец умерла в 1949 году. Ее правдивая книга говорит о любви к Родине, о героическом труде школьников и учителей в дни обороны Ленинграда.
13 ноября 1941 года . К урокам готовлюсь по-новому. Ничего лишнего. Скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь выучить их в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь они не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя.
29 ноября 1941 года
… Ряды учеников редеют. Требуется большая сила воли, чтобы сидеть в стуже почти пять часов в классе. Но мы ведем борьбу за посещение школы детьми. Почему? Нам совершенно ясно: в коллективе детям легче переносить все лишения. Общение с товарищами, учителями отвлекает их от постоянного ощущения голода и холода. Само приготовление уроков наполняет осмысленным трудом бесконечные темные вечера в холодных квартирах. А ведь «вечер» длится с момента прихода детей домой, так как во многих квартирах стекла окон давно заменила фанера.
15 января 1942 года
… Говорят, Наполеону, после взятия Шевардинского редута, сказали: «Русские в плен не сдаются.».
Мне кажется, что Ленинград говорит сейчас эти слова всему миру. Враг бессилен одолеть наш город, так как он — часть нашей огромной, могучей страны.
21 января 1942 года
В школе царит рабочее настроение, почти нет отказов отвечать урок. Если кто-нибудь говорит, что он не знает урока, то причина всегда серьезная. Исчезли шпаргалки, никто не подсказывает. И вопросы дисциплины больше не тревожат учителей. В школе непривычно тихо. Ребята учатся по-настоящему; нет отметок «плохо», и почти нет «посредственно». Вот каково мужество детей!
Несмотря на экстремальные условия, в Ленинграде на протяжении всей войны велась работа по учету детей школьного возраста и охвату их всеобщим обучением. Много творческой инициативы и изобретательности проявили в этот год учителя, чтобы сэкономить каждую столь дорогую минуту урока, чтобы в минимальное время дать знаний больше, сделать их доходчивыми до каждого ученика.