Найти в Дзене
В мире искусства

Библейские сюжеты - художник ДЖОРДЖОНЕ

Жизнь этого художника изобилует белыми пятнами, а творчество вызывает множество вопросов, ответов на которые, пока нет. Неслучайно, исследователи биографии и наследия Джордожоне, называют его скорее мифом, чем реальным человеком. Загадка 1. "Прозвище". Все, кто хоть немного знаком с историей искусства, знают (слышали) о художнике Джорджо́не, ярком представителе венецианской школы эпохи Ренессанса. На самом деле звали его Джо́рджо Барбаре́лли да Кастельфра́нко. Однако это скорее не имя, а прозвище, которое означает "Большой Джорджо". Однако, если вы подумаете, что так звали живописца за его выдающиеся физические данные (рост или вес), то вы ошибётесь. Согласно свидетельствам современников, он был довольно невысок и субтилен. Остаётся только догадываться, почему же его так прозвали? В насмешку или за величие таланта и духовных качеств? Загадка 2. "Рождение". Неизвестно когда точно родился будущий художник, так же, как и не известно из какой семьи происходил и кто были его родители. О мес

Жизнь этого художника изобилует белыми пятнами, а творчество вызывает множество вопросов, ответов на которые, пока нет. Неслучайно, исследователи биографии и наследия Джордожоне, называют его скорее мифом, чем реальным человеком.

Загадка 1. "Прозвище". Все, кто хоть немного знаком с историей искусства, знают (слышали) о художнике Джорджо́не, ярком представителе венецианской школы эпохи Ренессанса. На самом деле звали его Джо́рджо Барбаре́лли да Кастельфра́нко. Однако это скорее не имя, а прозвище, которое означает "Большой Джорджо". Однако, если вы подумаете, что так звали живописца за его выдающиеся физические данные (рост или вес), то вы ошибётесь. Согласно свидетельствам современников, он был довольно невысок и субтилен. Остаётся только догадываться, почему же его так прозвали? В насмешку или за величие таланта и духовных качеств?

Загадка 2. "Рождение". Неизвестно когда точно родился будущий художник, так же, как и не известно из какой семьи происходил и кто были его родители. О месте рождения можно догадаться по части его прозвища - Кастельфранко. Кастельфранко-Венето - небольшой городок близ Венеции. Однако эта версия о месте рождения художника является только предположением.

Загадка 3. "Становление". Мы ничего не знаем о детстве и юности Джорджоне, его творческий путь можно проследить лишь с 1493 года, когда он оказывается в числе учеников мастерской Джованни Беллини. К числу же загадок, касающихся времени его обучения относится следующее утверждение, сделанное Вазари в его "Жизнеописаниях..." , что художник мог встречаться с самим Леонардо да Винчи, «мимолётно побывавшим в Венеции». Была ли эта встреча в действительности, видел ли работы великого флорентийца его венецианский коллега - всё это не имеет никаких документальных подтверждений.

Загадка 4. "Смерть". Этот замечательный художник прожил, к сожалению, очень короткую жизнь (1476/1477—1510). Около 33-34 лет. Причиной смерти считают чуму, эпидемии которой были нередки в Европе того времени. А вот о том, при каких обстоятельствах Джорджоне заболел, существует довольно романтическая легенда. Согласно ей, живописец специально заразился, ухаживая за своей, уже смертельно больной, возлюбленной, дабы умереть вместе с ней. И опять таки, у нас нет никаких свидетельств о личной жизни мастера. Следовательно и проверить правдивость этой истории мы не можем.

Место упокоения Джорджоне так же вызывает вопросы. Среди версий наиболее часто встречается Венеция, или же острова Венецианской лагуны Лаззарето Нуово и Повелья, которые служили своеобразным карантином, для заражённых чумой.

-2

Загадка 5. "Интерпретации". Джорджоне быстро добился известности и признания. Однако изучение его творчества весьма затруднено. Во-первых, потому что не подписывал и не датировал свои работы (поэтому определить его авторство, и время написания полотен довольно непросто), во-вторых, сюжеты, зачастую, не поддаются точной интерпретации, и можно лишь предполагать, что же на самом деле хотел нам сказать их автор.

Таковы, в частности, три его "классических" работы - "Гроза" ("Буря"), "Сельский концерт" и "Три философа".

-3

Джорджоне. Гроза (Буря)

"Гроза" или "Буря", название, конечно, весьма условное, данное только из-за молнии, изображённой на фоне тёмного неба. Количество предположений какова иконография этой работы, что за персонажи на ней изображены, насчитывает десятки версий. Начиная с персонажей античной или библейской мифологии, заканчивая абстрактной аллегорий женственности и мужественности. Хотя есть и приверженцы идеи, что картина вовсе лишена сюжета.

-4

Джорджоне. Гроза - рентгеновкий снимок

Исследование полотна под рентгеновскими лучами выявило, что на месте мужчины, первоначально была изображена купающаяся женщина. Это в корне бы изменило трактовку сюжета картины, однако, Джорджоне эту фигуру всё же заменил.

Не меньше вопросов вызывает и "Сельский (или Пасторальный) концерт". До сих пор вызывает споры авторство картины. Некоторые уверяют, что это работа самого Джорджоне, другие же считают автором Тициана Вечеллио, который был учеником и другом Джорджо де Кастельфранко. Известно, что они неоднократно работали вместе, а часть работ, после ранней смерти Джорджоне, завершал его товарищ по цеху.

-5

Джорджоне или Тициан. Сельский (пасторальный) концерт

Почему на полотне соседствуют фигуры одетых юношей и обнажённых девушек, которые, кажется, совсем не взаимодействуют друг с другом? Интерпретаций немало. Самая популярная - то что художник аллегорически изобразил нимф или муз, незримо присутствующих и вдохновляющих, музицирующих юношей.

Кстати, именно эта картина вдохновила, в последствии, Эдуарда Мане на создание его скандального "Завтрака на траве". Сравните.

-6

Э. Манэ. Завтрак на траве

Картину "Три философа" принято относить к жанру "Святые Собеседования".

-7

Долгое время считалось, что эти три персонажа являются волхвами, ожидающими Рождения Христа перед пещерой. Однако эта версия оспаривалась многими исследователями. Предлагались и аллегорические трактовки, назывались и почти конкретные имена тех, кто изображён на картине (исторические и мифологические). Глядя на изображённых мужчин можно предположить, что это три этапа человеческой жизни. Их одежды дают возможность интерпретировать персонажей как исторические эпохи (античность, средние века и Ренессанс). Однако эти же одежды позволяют трактовать картину, как аллегорию авраамических религий (иудаизм, ислам и христианство). Не будем исключать, что все эти предположения верны, и являют собой некий комплекс смыслов, заложенных в картине.

Кстати, обратите внимание на то, что в руках бородатого философа находится раскрытый лист, на котором исследователи рассмотрели слово "затмение", некую астрономическую схему с возможной датой конца света - 1503 год. Наверняка эта деталь говорящая. Но о чём именно? Это ещё одна загадка, которую оставил нам Джорджоне.

-8

Несмотря на все вопросы возникающие с атрибутикой и интерпретацией картин Джорджоне, не подлежит сомнению, что влияние, которое он оказал на развитие живописи в Венеции весьма значительно. Не так много сохранилось созданных им картин, но, анализируя их можно сказать, что он первый из всех итальянских живописцев, с таким мастерством стал использовать все возможности тёплого колорита. Кроме того, именно в его творчестве впервые занял важное место пейзаж, не лишённый натурализма, но опоэтизированный и немного приукрашенный.

Загадка 6. "Шедевры". Пожалуй, самые известные его полотна – это «Юди́фь» и «Спя́щая Вене́ра». На обеих картинах перед зрителем предстаёт прекрасная женщина, на фоне не менее прекрасного природного ландшафта. Библейская героиня и античная богиня на картинах Джорджоне похожи как родные сёстры. У них много общего во внешнем облике, но главное, что роднит их - присутствие какого-то внутреннего незыблемого спокойствия.

-9

И это спокойствие, кажется, ничто не может нарушить. Даже то, что, например, Юдифь только что обезглавила вражеского царя, спасая свой народ от завоевателей. И не сразу зритель обращает внимание на то, что постаментом для ноги этой абсолютно бесстрастной, погружённой в себя, женщины, является голова убитого ею Олофе́рна, к которой опущен её взгляд.

-10

Интересную деталь отмечают исследователи творчества Джорджоне – у героинь его полотен зачастую прикрыты веки – они, словно, избегают смотреть на зрителя, создавая между собой и окружающим миром некий психологический барьер.

-11

Отсюда – загадочность их образов, непостижимость их внутреннего мира. О чём думает Юдифь, совершив столь страшный и совсем неженский поступок? Какие сны снятся Венере?..

-12

Очень точные слова нашёл художник и критик искусства Александр Бенуа, когда писал о «Юдифи» Джорджоне, сравнивая картину с его же «Спящей Венерой»:

«…Странная картина, такая же «двусмысленная» и «коварная», как и картины Леонардо. Юдифь ли это? – хочется спросить про эту строгую печальную красавицу, с лицом дрезденской Венеры, так спокойно попирающую отрубленную голову. Какими глазами взглянет на нас эта женщина, если подымет свои веки, какими глазами взглянет и дрезденская Венера Джорджоне? Эту тайну унёс с собой художник точно так же, как унёс он и разгадку многих своих других картин».

Джорджоне (Giorgione; родился в 1477 или 1478 г. — умер в 1510 г.) — великий итальянский художник XV-XVI веков, выдающийся мастер религиозного, портретного и пейзажного жанров. В картинах Джорджоне присутствует уникальное гармоничное сочетание человека и природы. Гениальный живописец умело использовал пейзаж не только в качестве фона для героев, но и усиливал с его помощью эмоциональное воздействие произведения на зрителя.

Джорджоне — один из самых известных представителей Венецианской школы живописи и весьма загадочная личность в истории мирового искусства. Биография художника пестрит многочисленными белыми пятнами, а его авторство по отношению ко многим картинам до сих пор оспаривается некоторыми специалистами.

-13

Джорджоне Барбарелли да Кастельфранко появился на свет в небольшом городе Кастельфранко-Венето неподалеку от Венеции в 1477 или 1478 году. Точная дата рождения художника неизвестна, впрочем, как и его происхождение. К сожалению, не сохранилось также никаких достоверных фактов о раннем детстве великого живописца и его родителях.

-14

В 1493 году юный Джорджоне стал учеником известного венецианского живописца Джованни Беллини (Giovanni Bellini) и в течение 7 последующих лет работал в его мастерской. Беллини был выдающимся учителем той эпохи и воспитал целую плеяду знаменитых художников, в том числе Тициана (Tiziano), Веронезе (Veronese) и Тинторетто (Tintoretto).

В 1500 году Джорджоне написал свою первую самостоятельную работу «Святое семейство» и познакомился с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), который в то время посетил Венецию. Великий мастер Ренессанса оказал огромное влияние на становление молодого художника и обнаружил в нем недюжинный талант.

-15

Джорджоне. «Испытание огнем Моисея», 1505 Восторженные отзывы Беллини и Да Винчи об успехах Джорджоне поспособствовали росту его популярности и появлению постоянных заказчиков. С этого момента художник не только творил в свое удовольствие, но и получал солидное вознаграждение за свою работу.

Вдохновленный высокими оценками великих мастеров Джорджоне пишет картины на религиозную тематику и портреты знатных вельмож. Слава о нем быстро распространяется по всей Италии и далеко за ее пределами. Около 1505 года Джорджоне знакомится с Тицианом, и их встреча моментально перерастает в настоящую крепкую дружбу.

-16

Перед Джорджоне открываются блестящие перспективы, но судьба оказалась к нему беспощадной. В 1510 году в Венецию пришла эпидемия чумы, от которой погибли тысячи людей разного возраста и социального положения. Умер от страшной болезни и Джорджоне, на момент смерти ему было всего лишь 32 или 33 года. Художник не успел при жизни обзавестись семьей и не оставил после себя потомков.

Его творчество было высоко оценено потомками, Джорджоне считается одним из самых значительных фигур в искусстве эпохи Высокого итальянского Возрождения. Он относится к лучшим представителям венецианской школы живописи.

Биография мастера известна не полностью, информации сохранилось немного, даже неизвестна точная дата его рождения. Историки установили, что родным городом его был Кастельфранко-Венето поблизости от Венеции, по названию этого города художник и получил свою фамилию. Еще юношей Джорджоне стал учеником знаменитого Джованни Беллини в Венеции. Этот город тогда был крупным политическим, торговым центром. В нем активно развивались и поддерживались различные искусства и ремесла.

Первой картиной, выполненной художником полностью самостоятельно, стало полотно «Христос, несущий крест», созданное в 1497 году.

-17

Через три года ему довелось повстречаться с великим Леонардо да Винчи  (по сохранившимся записям Вазари). Еще через 4 года он написал «Мадонну Кастельфранко» - алтарный образ в часовне Св. Георгия в городском соборе.

-18

Это большое полотно единственное, написанное мастером для церкви. Оно же единственное, не вызывающее сомнения в авторстве Джорджоне. Все остальные картины могут быть выполнены им в соавторстве с учениками. Также путаницу в атрибуцию полотен вносит тот факт, что мастеру подражало и следовало множество художников той эпохи, включая таких крупных, как Тициан, который после безвременной кончины Джорджоне закончил некоторые его недописанные полотна.

За свою недолгую жизнь художник создал несколько произведений, которые существеннейшим образом повлияли на искусство того времени. Среди них «Юдифь» с оригинальной трактовкой библейского сюжета, «Буря», «Три философа», «Лаура», «Спящая Венера», «Гроза», «Читающая мадонна» и многие другие

-19

«Читающая мадонна»

Характерной особенностью живописи Джорджоне, которую успешно переняли другие художники Возрождения, является трепетное отношение к изображению пейзажа. У него он не просто выступает фоном для фигур, а является важной частью самой картины. Пейзажу посвящено много внимания, его детали отлично выписаны и дополняют полотно, делают его законченным и выразительным.

Характерной особенностью полотен Джорджоне является предельная четкость изображения при идеальном единстве всех элементов. В его работах это достигается использованием тончайшей игры цвета и светотени, благодаря чему полотно насыщается воздухом и получает объем, пространственную глубину.

Как и все художники этой эпохи, он использовал геометрические мотивы для создания своих работ. Они отражались в проработке композиции, использовании перспективы, архитектурных деталей. Все это органично связывает человека с окружающим пространством, делая его частью природы.

Картины мастера наполнены цветом и светом, но они не раздражают взгляд излишней пестротой, потому что все тона гармонично подобраны и не вступают друг с другом в конфронтацию. Полотна всегда выглядят естественно и деликатно даже при использовании большого количества насыщенных, интенсивных красок.

Влияние Джорджоне на живопись его современников и последователей трудно переоценить. Хотя он прожил всего лишь около 33 лет, сделать мастер успел намного больше, чем иные живописцы, прожившие намного дольше.

Жизнь художника оборвалась в конце 1510 года во время эпидемии чумы. Мир потерял великий талант, который мог бы достигнуть невероятных вершин в своем творчестве.

-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43
-44
-45
-46