Найти тему
Red Kazakh

5 сентября - день рождения Ахмета Байтурсынова, лингвиста и алашординца

5 сентября утвержден с 2017 года как день языков Казахстана. Это день выбран в честь дня рождения Ахмета Байтурсынова, который сделал огромный вклад в развитие казахского языка. День языков, по идее, должен способствовать дружбе народов многонационального Казахстана. В стране действуют национальные театры и языковые центры разных народов. Однако, судьба дружбы между народами в Казахстане находится под растущей угрозой из-за насаждаемых антисоветских мифов, которые направлены на разжигание межнациональной розни.

Советская власть и русские большевики уничтожали казахскую культуру и язык – это второй из живучих антисоветских государственных мифов после голодомора. Особенно, это касается роли алашординцев в развитии казахской культуры. Ахмет Байтурсынов, который переметнулся на сторону красных в 1919 году, получает место в КирРевКоме, главный орган по управлению Степным ( Киргизским) краем. И это Ахмет Байтурсынов отказывается от присоединения Оренбурга к КирАССР в 1920 году.

Если советская власть боролась против казахской культуры и языка, тогда почему она позволила Ахмету Байтурсынову возглавлять в 1920-1921 годы Наркомат просвещения Киргизской (Казахской) АССР. В 1922 году Байтырсунов уже возглавляет Акамедический центр республики при Наркомпросе КазАССР, где он создает пособия по казахскому языку. Для чего вообще большевики создают Наркомат народного просвещения КазАССР и Академичекий центр в 1921 году? Это же идет в разрез современной антисоветской мифологии!

Зачем в 1925 году на 5-м сьезде Советов КазАССР принимают решение выделении 35% республиканского бюджета на развитие культуры и образования? А сейчас на образование в РК тратят 6% республиканского бюджета. Зачем в том же 1925 году открывают национальный казахский театр в Кызылорде, тогдашней столицы КазАССР? Зачем с 1921 ЦИК КазАССР запускает процесс коренизации кадров, который привел к 1933 году к использованию казахского языка в делопроизводствах КазЦИКа, Совнаркома, Наркомата юстиции, Верховного суда, а также в Советах и исполкомах?

Вклад в развитие казахского языка Байтурсыновым и другими алашординцами стал возможен только благодаря победе красных в гражданской войне. Атаман Дутов в письмах Колчаку признавался, что не доверяет алашординцам и планирует физическое устранение руководителей Алаш-орды. Так что в случае победы белых, не было бы никакой КазАССР с ее системой народного просвещения во главе с алашординцами, не дали бы белые Байтурсынову создавать казахские учебники.

Вся биография Байтурсынова до 1929 года свидетельствует о высоком доверии к нему со стороны советской власти и такой же высокой оценки его деятельности. С 1921 по 1928 годы он читает лекции по казахскому языку и культуре в Казахском институте народного образования. В 1928 году советская власть создает Казахский государственный институт , где Байтурсынов становится профессором.

Арестовали Байтурсынова не за огромный вклад в развитие казахского языка. Арестовали за антигосударственный вполне реальный заговор. В 1920 году Байтурсынов и Рыскулов в Москве ведут переговоры с башкирскими и татарскими националистами. Все они являются членами подпольной антисоветской пантюркистской партии «Иттихад-Ва-Таракки» ( Прогресс и единство). Рыскулова вербуют узбекские националисты в «Иттихад-Ва-Таракки» в 1919-1920 годах. Цель этой партии отторжение Средней Азии и тюркских народов от СССР в пользу иностранных стран и реставрация капитализма . Басмачество поддерживалось этой организацией «Иттихад-Ва-Таракки». В 1926 году Байтурсынов в Азербайджане, в Баку, на съезде тюркологов пытается выйти через сообщников на связь с Мустафой Шокаем с целью отторжения Казахстана из состава СССР. Мустафа Шокай, как известно, сотрудничал с польской, французской и немецкой разведками. Немецкая разведка поддерживала контакты с пантюркистами.

Как показал Рыскулов на допросе, Байтурсынов и Дулатов руководили обширным антисоветским алашординским подпольем в Казахстане. Корни антисоветского заговора в КазАССР связаны с правыми уклонистами (Бухарин и Рыков) , которые хотели реставрации капитализма. Но это, как говорится, совсем другая история и требует отдельного освещения.