Содержание
1. Происки дьявола
2. «Водолей»
3. Ударит волна!
4. Кружок
5. Фауст
6. Люди, как лодки в море
7. Мой русский
8. Сорок
9. Переезд
10. Салон
11. Друган
12. У Джима
13. Сфера
14. Сдвиг
15. Танец с правдой
16. Мараков Вячеслав
17. Литературный музей
18. Картины, инсталляции
19. Смывающая сны (поэтические спектакли, концерты, публикации)
20. Памятник
Имена, присутствующие в тексте
Список стихотворений А.П. в тексте
1. Происки дьявола
В 2007 году, по наивности я прибыл в Курск, а «благодаря» проискам дьявола, я прибыл в Курск на ПМЖ. Междометие. Мне сказали, что там есть горы, на которых стоит город, там есть реки, которые окружают леса. Город полон широких проспектов и новых районов… Междометие.
Речь моя, однако, не об этом, а о творчестве, которое не оставляет меня никогда. Я его тоже не оставляю. Сразу оговорюсь, что только мои искусства и моё творчество, не позволили превратить мою жизнь в Курске в полное разочарование. И самое важное: попадались мне на пути нормальные люди, некоторые стали друзьями, многие добрыми знакомыми. И именно эти два компонента: творчество и люди, скрасили моё существование. Понятно, что разной нечисти тоже было, но об этих – сейчас не место. Я обрёл внимание, друзей, любовь, семью, детей. Я написал свой «Памятник» («К Мельпомене. памятник», 2010)! Вот это то, что держит землю у меня под ногами. И эту землю уже второй десяток лет, как бы ни с момента прибытия, я всем своим нутром желаю оставить, отвесив искренний поклон за приют земле яблок и соловьёв, земле былинных историй.
В этом эссе я хочу коснуться некоторых деталей, моментов, которые так или иначе связаны с творческим выхлопом. Так сказать, если добавить пафоса, отразить вехи курского периода. А вспомнить есть что. Я не ставлю задачу поведать обо всём и обо всех. Многие события и люди требуют отдельного освещения, в том числе и те, о которых пойдёт речь. Это и поэтические встречи, и музыкальные квартирные концерты в салоне, поэтические спектакли, выставки фотографий и картин и др. А также посещение концертов популярных авторов в барах и кафе. Хочется крикнуть: ребята! мне есть, что вспоминать ближайшие сто лет. Если же я не попал в кластеры вашей памяти, но что же! В общем, всем бобра! Думал, что это эссе будет обо мне, но вскоре стало ясно, что пишу я о человеках, с которыми было суждено быть рядом и о событиях, которые украсили, скрасили и просто были. Я постараюсь избежать искуса приукрасить себя хорошего или придать себе значимости, как и написать творческий автопортрет. Своим оценкам я и сам не рад, если что. Хронологии не будет. Будут истории, стихотворения, фотографии и картины. И мои благодарности попутчикам.
2. «Водолей»
Я приехал в Курск из Норильска. В городе я оставил поэтический клуб «Водолей», который и сей день живёт под началом поэтессы Татьяны Шайбулатой. Это прекрасный круг для развития и души. Я горжусь, что стал и могу до сих пор быть малой частью этого коллектива на суровой земле Таймыра. А творческие проводы меня на материк затмили всю мою творческую жизнь! Нет конца моим впечатлениям и моей благодарности.
«Пожалуй, скажу о тусе «Водолей»,
я былинка, что легла на её шлейф.
Серьёзные закручивают дела,
делают дельный вклад.
Клондайк* скрывает обложка.
И я подливаю с подножки». («Туса», 2020)
* «Клондайк» – Литературный альманах.
Размышление в ванной нового города после отъезда из Норильска
1
В своём медленном таянье пена шуршит.
Я сравню его с шумом в ракушке из моря.
Это шум глубины, где никто не спешит,
Это шум тишины на обочине горя.
Одиночество – ниша в мозаике дел,
Чтобы пристальней, зорче всмотреться в картины
предрешённым ожить независимо где,
Как и с кем, на бескрайних просторах отчизны.
2
В своём медленном таянье пена шуршит.
Я сравню его с шумом пурги и метели.
Пугос-Лунг* – Мать Всего, этот мир сторожит,
Нам нашёптывает до мурашек на теле.
Не уйти бы с водой и не скрыться на дне
От сумбурных затей, суматошных мистерий.
Но зима не в Норильске, зима не во сне,
А в душе. И шуршание пены – потерей.
2007, А.П.
* Самая главная Богиня у хантов и манси – Пугос-Лунг, дословно переводится с хантыйского языка, как «Мать Всего».
3. Ударит волна!
Когда-то я покидал город Кемерово. По этому случаю осталось стихотворение, смысл которого вполне подходит и к отъезду из Норильска, как и ко всем возможным переездам. Никаких сожалений! Разве чуть-чуть, нет-нет, да коснётся лёгкая тень печали о былом, пеной прольётся потом по судьбе.
Ты, город, любимый другими
Кемерову
Ты, город, любимый другими,
На томной Томи берегах,
Где нашими днями лихими
Я жгу своё время в мечтах.
Сибирский мне город неведом.
Нам выпало знаться с тобой.
Но ты обзавёлся поэтом,
А я обзавёлся судьбой…
Во встречи я больше не верю,
Я вижу на глади круги…
Мне воля пророчит потерю
С любовью и славой в пути.
Вдоль улиц твоих рассмеётся
Наивный и юный мой стих.
И, может быть, что-то сольётся,
В единство для нас для двоих.
Но город, любимый не мною,
Оставлю, и близится час.
И где-то зимою, весною,
О нас-то кто вспомнит из нас?
А новые люди и стены,
Но с холодом, примут к себе.
Ударит волна! И пеной
Прольётся потом по судьбе.
1991, А.П.
4. Кружок
Но вот я прибыл в Курск. Я нашёл поэтический кружок в библиотеке им. Асеева. Там я услышал интересных молодых поэтов Андрея Болдырева и Евгения Захарьина. Я сказал, что за ними будущее поэзии города. Так и вышло, в принципе. Интересные стихотворения выдавал Павел Эшов, это один из интересных поэтов кружка.
Так начался курский период.
«Есть туса типа кружок,
как с яйцами пирожок.
У них, как бы семья,
ни одно одеяло, но броня.
Кто читает? Что пишут?
Но тоже, эпохой дышат». («Туса», 2020)
Иван Арсеньевич Зарецкий, автор басен, член кружка библиотеки, пригласил меня в Рыльск, где я познакомился с Олегом Саранских, организатором литературной жизни Рыльска. С ними я посещал встречи литераторов и поэтов Рыльска, Глухова, Брянска, Льгова, Курчатова. Олег печатал мои стихи в альманахах, которые издавал. Однажды, из рук главы города Рыльска я получил грамоту.
Как-то остановил меня Иван и уговорил пойти на встречу с заслуженными членами союза, на которой они слушают, оценивают и т.п. Я доверился и составил ему компанию – в первый и последний раз, потому что их и т.п., по моему мнению, это ни что иное, как хз. За грибами, правда, с Иваном мы ходили.
«Есть туса широкая,
та, что в пиджаках толокшая.
Сидят, клювы открыв –
ждут призыв застыв.
В такой тусе не до рядового:
тама своего хватает святого». («Туса», 2020)
Мы взаимно проходили тенями мимо друг друга. Без обид: пафос, скукота, духота.
***
Рождённая мысль превратится то в слово,
То в камень, что ляжет на дно.
В рождении сладко жую её, словно
Топчу виноград на вино.
Любой результат есть к свободе стремленье –
И кости стремятся в зеро –
А выход её, как явленье рожденья
От духа в моё серебро.
2007, А.П.
5. Фауст
Я устроил выставку фотографий «Деталь дома и офиса» в художественном салоне при выставочном зале на Дзержинского, 2. Я благодарю директора салона за доверие. Мои фотоколлажи и абстракции увидел зритель, оставил отзыв, репортёры сделали репортаж на телевидении. Я сфотографировался у витрины. Ничего не продал. Зато до сих пор некоторые из них украшают стены моего дома, а ранее были хорошей декорацией салона.
Были и другие фотовыставки. Особенно запомнился проект «Независимость: формы проявления». Эта фотовыставка была приобщена к Международному кинофестивалю фильмов о правах человека «Сталкер».
Директор Курского кинофонда Малютин Сергей доверил нам украсить это мероприятие. Стены кинотеатра «Ассоль» приняли работы участников. Да, это была фотовыставка фотографов Курска и области.
Вскоре, в течение двух дней проходил квартирник при участии поэтов и музыкантов города в честь этого события. Были гости из Свердловска и Москвы. Повеселились замечательно.
Надежды не покидали. Мой Фауст ещё жаждал.
На Новой Земле или Метания Фауста
К тому ли время пронеслось,
Как будто во мгновенье ока,
И связь желания и рока
В моём задуманном сбылось?
Проверить – как? Мой путь лоскутный
Одной надеждою храним.
Я неутешен, я раним,
Но на своих держусь покуда…
Я парус, флаг и я крыло,
Я не спешу, иду по ветру,
С опаскою смотрю на веру,
На случай и надежду – зло.
А знание моё смешно –
И от души смеюсь над многим,
И над собой: вся жизнь уроки,
Когда и сам… Да-да, оно.
Последней буквой алфавита,
Суконным рылом вдаль смотрю,
И чую светлую зарю
Тем местом, что от всех сокрыто.
2007, А.П.
Да, Фауст жаждал, но с зарёй, конечно, самонадеянно вышло.
6. Люди, как лодки в море
Вскоре я начал проводить собственные мероприятия. Это были тематические концерты поэтов и бардов в библиотеках, кинотеатрах. Некоторые мероприятия в лучших традициях творческой интеллигенции заканчивались на кухне.
Встречи
«Люди, как лодки в море…
В этих волнах безлюдных
Встретиться дважды трудно».
Алексей Романов, гр. Воскресенье
Встречают по одёжке, провожают по протекции,
должности, связям, эрекции.
И только умные по разумению своему
провожают, улыбаясь, по уму.
А потому, не встречей встреча красна,
а проводами важна.
Есть во встречах очарование неподдельное,
то взрывное, ураганное, то пастельно-постельное.
И всегда в череде разнообразных встреч
есть та, которую желаем беречь.
Против тех, которые желаем забыть.
Но на них – забить.
И ещё встречи бывают долгожданными,
долгоиграющими, важными, опьянительными и пьяными.
Всё дело во вкусе: горек, сладок.
Встречи оставляют память либо осадок –
Короче, вся эта муть –
многообразия суть.
И варево воспоминаний – дохлый эпистолярий,
фотоальбом – гербарий, тепло – солярий.
Но там, где тянется к руке рука,
как на полотне Микеланджело, на века,
встреча станет источником без сомнений
не знаний, но откровений.
2008, АП
Однажды ко мне обратился дуэт из Орловской филармонии. Удалось организовать им выступление в библиотеке им. Асеева. Девчат знали, и гости выступления остались благодарными.
«Кони-Лебеди» – это отдельный разговор! Когда Даша позвонила и предложила пригласить в салон гастролирующих ребят, кратко описав кто они и что поют, я не мог отказать, я был двумя руками за! Это незабываемый концерт! Я записал на телефон их песню про Боян и мои коллеги по работе распевали её целый месяц! Сергей Здоровцов сумел записать и концерт, и интервью, и сверстать фильм.
В 2018 году я познакомился с поэтом, литературоведом, журналистом Олегом Качмарским. Свежим воздухом наполнился Курск. Он собрал интересный материал в свой журнал, презентацию которой я организовал в отличном кафе «Fresh-cafe», где мы и пели, и читали, и рассказывали истории.
7. Мой русский
Было много встреч, много имён. Встречи дарили знакомства, друзей. Я всматривался, слушал. Моё отношение к языку, русской культуре приобретали новые ясные формы.
Мой Русский
Мой Русский ложится почерком врача,
но я не пишу «строча»,
зная в этом заслугу руки.
Это мысль тревожная, как зэка,
под конвоем русского языка,
нарезая фонические круги,
освобождается под давлением карандаша –
идеализированная лапша.
Мой Русский, в отечественной игре
слов, откровений вызывает мигрень:
цензура и правда, что в плену метафор –
это чайная пара на стол властей,
это мера в думах и мера вестей,
организация это, не табор.
И мысль новая, сбежавшая, как зэка,
скатывается с языка.
Мой Русский, в тоннах печатных книг,
к библиотечным подвалам приник,
в километрах поэтических строк,
расползается по табелям, кителям,
в доступности пархатым тлям,
на вылет, принимает рок.
И мысль бунтующая, как зэка,
рвёт горла за жизнь языка!
Мой Русский, как и любой другой язык –
форма, к которой привык,
для теста Содержания Твоего.
В нём познание, чувства, искус,
сладок, горек, но явный вкус,
пробуешь и говоришь «Ого!»
И мысли восторженная волна
лишает тебя сна!
Ты – Русский! В гордости твой язык,
покуда не сон, а лик!
Ты простёган языком поперёк и вдоль.
Так пусть будет дерзок, ярок, правдив,
смел, силён в изобличении кривд.
Язык твой пастырь и твоя юдоль.
Поэтому, свободным, с чистой совестью пой
Русский Мой!
2008, АП
День поэзии отмечали большими чтениями в салоне.
Слово
Не ради эпатажа
вся эта поклажа.
Оставил кружки, альманахи, союзы:
там каждый первый насилует музы.
Там нет вопросов, но чётки ответы,
размножены и обнародованы, по завету.
Даром даются, как старое, как ходовое,
как постное, как жаркое.
Я неуч в делах конъектуры.
И поэзия – не микстура.
Смерть не отсрочит,
но забвение напророчит.
Слово не крючок, не красавица,
слово не цепляет, не нравится.
Слово – это горное эхо!
И, как результат – Веха!
Которое, может и станет
легендой, сказкой, дурным примером.
Но останется правды мерой!
Кто забанит?
2011, А.П.
Если автор живой
Если автор живой – живой умом,
сердцем живой, живой делами,
не польстится ложью, не прельстится сном,
не прогнётся под страхом и похвалами.
Если автор живой, он любить горазд,
он горазд страдать от любви бритвы –
опять и опять, за разом раз
пытая вдохновение в этой битве.
Если автор живой, то автор здесь!
Он вещает крепче «Радио свободы»,
ни чиновничья спесь, ни партийная лесть
не тронет ни его, ни его оды.
2012, А.П.
8. Сорок
У меня была мама, кот, вдохновение, русская земля под ногами, замечательные люди, встречающиеся на пути. Я крепко встретил свои сорок лет в кругу новых друзей и поэтов. После вечеринки, мы обнимались с поэтом и военным лётчиком в запасе Михаилом Разаевым, как после победы. Жизнь продолжалась, но уже с одним ухом.
Сорок
Как выехал за город, из страны выслан, короче, выбыл.
Сорок. Были те, кто пришёл поздравить, выпить.
Словно я получил бархатный вымпел.
Звучит как приговор, как насмешка, как будто
ты невидимым стал при наличии своего Брутто
и полмира принимает облик предателя Брута.
Я верил в расцвет, в апогей расцвета,
который продлится лет тридцать, но двадцать где-то.
Я не пресыщен, я вижу множественность света.
Ныне видится жизнь с претензией на вечность.
Если верить во вселенскую бесконечность, конечно,
принимая как данность свою конечность.
Я считал ворон, но дарил небо слепо.
От того рядом нет тех, чей ум практичен и меток.
И я разбазариваю гербарии, не жалея ни листьев, ни веток.
Я сменил регион, круг общения, профессию,
ямбы на тонику, Windows, как миссию
встретил женщину, то есть начал новую сессию.
Не реванш, но старт, как естественная часть продолжения.
И вымпел сорока яркое тому подтверждение.
Сон прекрасен – насколько свежо бдение.
И живу от фото к фото, от рубля к рублю,
восторгаюсь многим, «бля» говорю, плюю,
и уста мои шепчут, как в первый раз, люблю.
Мы пьём друг друга, как воду пьют из колодца.
Я живу. Время летит. Пространство смеётся.
И будущее настоящим греется Солнцем!
2008 (2012), АП
Впоследствии Антон Аристов сделает замечательный трек с этим стихотворением. Этот трек до сих пор остаётся первым в моей группе в сети «VKontakte».
9. Переезд
Я остался в Курске. И творческий процесс спасал меня от оставленных и приобретённых разочарований. Всё, что было до «Переезда» не иначе, как страданиями юного Вертера и не назовёшь. А ребята, собравшись в группу «Сдвиг», помогли начать новую эру моему поэту.
Переезд
Переезд – это пожар, это поток, наводнение,
сброс счётчиков, балласта, смена мнения,
это предательство насиженного, тёплого места
и на банковской карте – богиня Веста.
Но что тобой движет? Какие вести,
мечты, обстоятельства, знания, бестии
распяли логику места известного?
Жизнь – движение, жить – интересно!
Переезд – не цель, переезд – решение
с новым местом вступить в сношение
так, чтобы сызнова, но, чтобы дальше
без заблуждений и прочей фальши.
Был дом, а теперь у меня вся Россия!
Я сеял сорок, а сколько рассею!
И не убравшись в доме, убрался без ключей.
Свободный при взлёте, при посадке ничей.
Переезд – целина, гектары дёрна,
всё будет по ветру, кидаю зёрна,
и время жизни покуда есть,
Я был и буду Здесь*.
2009, А.П.
* Под «Здесь» подразумевается жизнь вообще.
10. Салон
Когда я решил организовать свой салон. Меня поддержали Евгений Захарьин и Александр Плахотин. Евгений писал стихи и играл в группе «Полное затмение» со своей женой Юлей Яруниной. Их песня «Осень» до сих пор в моих списках избранных. Александр был известен тем, что написал фантастический роман «Тень скорпиона», который вышел в издательстве «Альфа-книга» в 2006 году. В кулуарах обсуждали, но не столько содержание книги, сколько сам факт её издания, является ли Плахотин настоящим писателем и т.п. А тем временем издательство переиздавало его книги и они красовались на полках местных магазинов.
Саша ранее играл в известной рок-группе «Не-Вада», сочинял стихи, песни, пел и был небезызвестным человеком в городе. Мы организовали ему выступление в Археологическом музее. Саша часто выступал на квартирных встречах. И до сих пор не оставляет гитару, но уже в Северной столице.
Право жить
Александру Плахотину
День прожит. С бабой встречался,
с Плахотиным пиво с обеда пил,
ходил под дождем – со стихией якшался,
промокшим по яйца стихийно был.
Противился верить в достаточность лиха,
в то, что мир вокруг ядовит;
кому – Корова, а мне – ослиха.
И в себя заливал то, что мертвит.
Завтра многое ляжет в осадок
запутавшись в нитях души, в сетях,
в фильтрах почек моих. Но рассада
тянется к солнцу, к вершине – стяг;
воля, как часть законов природы,
тянется к действию. И – не ступить,
не сократить набегу расходы
на горькое право и счастье жить.
2008, А.П.
11. Друган
Вдохновлённый песней Майка Науменко «Салоны» и курской группой «Абырвалг», организующей концерты музыкантов и поэтов под началом Вячеслава Фила Казанцева, я объявил об открытии ещё одной творческой точки. Советы Славы по деятельности моего салона мне очень пригодились. В концертной программе в честь дня рождения Вячеслава я сказал, что «Абырвалг» и есть настоящая культура, её живая часть. И не отказываюсь от своих слов. На его тридцатилетие я посвятил ему стихотворение. Эта тема давно ждала своего часа и этот час настал.
Друган
Вячеславу Казанцеву и моим одноклассникам
Друган, нам будет по 30-ть в 21 веке,
мы будем стариками среди других человеков!
Мы будем большими, как родаки!?
Ты и я - старики.
Можно будет накупить спичек!
Отрезать резинки от руковичек!
Сколько захочешь мороженного и лимонада!
И в кино на вечерний сеанс после детсада!
А если русичка повстречается на улице -
идём такие без шапок и сутулимся.
Я больше никогда не буду есть котлеты!
А я буду спать при свете!
Да... вот заживём по-настоящему! Только
ещё двадцать пять лет! Долго!
Зато, в 21-м веке, всё, что захочешь, будет!
Потому что коммунизм построят люди!
Веселились мальчишки, о будущем мечтали.
Всё то они о будущем знали.
Кроме одного, что жизнь не кончается в 21-м веке,
а начинается каждый день на рассвете.
И я говорю, старик, ты перешагнул порог
и впереди только молодость и бог,
да «Воскресенье» на жёванной кассете
с песней светлой о лете.
2014, А.П.
12. У Джима
Салон имел разные названия: «У Джима», по имени моего кота, «Независимый Курск», «Живой современник». Суть идеи, как площадки творческого обмена, не менялась. Было много имён, стихотворений и песен.
«Ещё есть туса «Живой Современник».
Вот где плюрализм мнений...
С почтением к языку
кто в лес, кто по коньяку.
Отчаянная литературная братва,
если не по Бродскому, то в дрова». («Туса», 2020 г.)
Я не только принимал артистов и поэтов в салоне, но и сам посещал заведения и квартиры, где проходили встречи. Например, кафе «Шайба», Русская пивная «Батя», бар «Арт-клуб БАРRe» и др., которыми в разное время руководила всеми любимая и уважаемая Маргарита. Двери её заведений всегда были открыты для выступлений бардов, поэтов. И мои мероприятия не исключение за что я всегда буду ей благодарен. Этот период отражает следующее юмористическое стихотворение, посвящённое нескольким участникам и авторам, их, конечно, было гораздо больше и все заслуживают отдельного внимания.
«Есть туса, как у Коляна,
ему туса – добрая деляна.
Лайки, девчонки, бухло.
Что значит, что творчество его зашло!
Поклонников хоть отбавляй!
И пишут Коляну: валяй!» («Туса», 2020 г.)
Блюз пяти
Посвящается
Абырвалг и Филу,
группе Морж и Белозёрову,
Генри Бэсхэ,
Ансаблю им. Человеческого фактора и Гуше Катушкину,
салону «У Джима» и Плахотникову Андрею
На войне – пуля, и пуля – дура,
в мире человеков – не умней культура.
Я не сравниваю беды, я ищу брод –
это Главная рыба, прочитав наоборот.
Абырвалг. Фил. Абырвалг.
Я был в зоопарках, я Майка слушал,
видел разного зверья, а кита кушал,
хотел нырнуть в прорубь – не вышел харей,
я не знал, что Морж – это парень с гитарой.
Белозёров. Морж. Белозёров.
Я ботаник плохой и зоолог тоже,
я знаю про мороз и про метель в рожу,
для грибов – нет глаз и для ягод – рук,
но я узнал, как выглядит Ямайский Жук.
Генри. Бэсхэ. Генри.
В человеческом факторе – любви фактор,
любви, конечно, нет, но прёт, как трактор.
Любовь тяжела, да не прожить налегке,
любовь заключена в трёх десятках «ке».
Катушкин. Гуша. Катушкин.
Музыка – море и поэзия – море,
прожигаю новый день в форс-мажоре!
Стучу стихи на клаве, терзаю душу,
У Джима на флэту я слетаю с катушек.
Плах. Плаха. Плах.
2009, А.П.
13. Сфера
В салоне, впервые в Курске, выступал Александр Шубин (гр. «Энтомология», а на тот момент гр. «Лествица») и голова Творческого объединения «Сфера» из Старого Оскола. Позже, по приглашению «Сферы», в 2012 году я с ребятами: Максимом Ковалевичем, Вадимом Переверзевым выступил на фестивале в Старом Осколе. Они играли, я читал. То, что я задумал двадцать лет назад – на тот момент, сбылось. Моё выразительное чтение под аккомпанемент приобретало черты мелодекламации.
Блюз Центра Вселенной
Я собираю слов сочетанья,
Чаще в закрытых комнатах дома –
«Ковбой».
Слов сочетанье, так же познаньем:
Истина ближе, если искома
Тобой.
Там, во дворе, там, в солнечном свете,
Острый коктейль из лиц и движений
Теней –
Шторы окна, как обёртка конфете,
Не подтверждают: жизнь в моей тени –
О ‘Кей.
Настежь открою окна под вечер,
И полетят листы в эйфории
В траву,
Через страну, да в новые вече,
Может туда, на периферию,
В Москву…
2000, А.П.
14. Сдвиг
Нашим первым большим выступлением с группой «Сдвиг»* стал концерт «Переезд» в зале «Абырвалг». Ребята полным составом играли оригинальную музыку, а я читал стихотворения разных лет. Было зажигательно. Эти искры сохраняют фотографии Сергея Батищева.
Вокзал
Я сижу на вокзале в железном красном кресле,
ещё есть зелёные рядом с телевизором, если
было бы там свободно – смотрел бы новости про войну.
Ещё одну**.
Вокзал – точка схода судеб до стука
сердец, но пришедшие мимо и друг от друга
едут, встречают, провожают, плача, смеясь,
приезжая рано, опаздывая, на такси мчась.
Мне кисло, отстойно – потерял деньги сегодня.
Друг приехал – выручил. Потеря – сводня.
Добро без худа – потрёпанный нонсенс, и дорога
лежит, не смотря на происки Дьявола, с Богом.
Уехали мать, дочь, друг не близко.
Уехал я. Но утешит кот и мокрая киска.
Ночь, плацкарта, головная боль – и дома –
моя светлая, неотступная истома.
Съем яблочко зелёное маленькое. Кисловато.
Между вокзалами кажется жизнь наградой, то расплатой.
В любом случае, если путь короток, без галопа,
известен, проторен, недолог – смотри в оба.
Кресла железные практичны, но не для мягких чресл.
Последние желают мягких глубоких кресел,
и ноги предпочитают ногу на ногу, чем по залам
бродить в поисках кресел, которых мало.
Ходишь эскалаторами, квадратами, но не сойти с круга.
Скрипит колено, как скрипит у коня подпруга.
Но я настойчивый, то ли повезло, как фортит в карты дураку,
но в освободившееся кресло сел, как в седло на скаку,
в красное, далеко от телевизора. Новости о войне
не услышу. Я думаю о превратностях мира, о сне
мечтаю. С кресла не уйти погулять, размять
мягкие формы: место могут занять.
И потому отпечаток от сиденья на теле чётче,
а по результатам упорства, формы кресла – узорчат.
Сиди, выдувай мелодию в губы, как в дуду.
Но встанешь – не к поезду, так справить нужду.
2008, А.П.
* Состав группы «Сдвиг»: Макс Ковалевич (автор песен, гитара, вокал), Антон Аристов (соло-гитара, рядовой Салат), Филимон Иванов (контрабас, бас-гитара, укулеле), Александр Штраус (аккордеон).
** Вооружённый конфликт в Южной Осетии, также известен как Пятидневная война, Августовская война, война в Южной Осетии или российско-грузинская война. Боевые действия, которые велись в августе 2008 года между Грузией, с одной стороны, и самопровозглашёнными республиками Южной Осетией и Республикой Абхазия, а также Россией, с другой.
15. Танец с правдой
Но ранее, пришёл на квартирник в салон Максим Ковалевич, где спел несколько песен из репертуара любимых авторов, в т.ч. гр. «Сплин», под общее одобрение присутствующих. На вопрос: а сам не думал попробовать? Он подумал и стал писать песни. Так родилась команда «Сдвиг» и замечательная песня «Танец с правдой» и песня на моё стихотворение «Абсентная вечеринка». На протяжении нескольких лет мои выступления, концерты и проекты проходили под их оригинальный аккомпанемент. Я посвятил этому несколько строф.
Я читаю стихи
посвящается группе «Сдвиг»
Я читаю стихи, играет Сдвиг.
Аккорд и слово соединяет миг.
Два искусства рекой с наших гор,
из наших глубин, широт, нор.
Есть музыкант и поэт есть.
Вы отстали, если вас коробит смесь.
Я читаю стихи, Сдвиг играет.
Авторы гонят, современники выбирают.
От этой смеси рождаются песни.
Молодёжь гарцует, ей хоть тресни.
Главное не под Ласковый Май и Руки Вверх,
под последнее – это вообще грех.
Поэт пишет, читатель читает.
Слушатель слушает, музыкант играет.
Но наличие глаз и ушей наличие
не спасёт графомана от его безразличия:
ему бы в союз, да славить Пушкина.
Давайте, закидаем их всех подушками!
Молодёжь способна проглотить лажу,
но на новое золото смело укажет.
У неё аллергия на нафталин,
не пошлёт интимно, но протянет "блин!"
Играет «Сдвиг», я стихи читаю –
режем себя, других латаем.
2013, А.П.
16. Поэты
В салон пришёл Вячеслав Мараков, студент журфака. Прочитав пару его стихотворений, я подумал: это поэт и звезда. Так и было. Он жёг и стихами, и манерой, и харизмой будь то салон, библиотека или бар.
Чего только стоит его стихотворение того времени о любви «Канализация»! Я его с удовольствием прочитал на в Русской пивной «Батя» на вечере в честь 25-летия Славы.
Четвертак
Маракову Вячеславу
Слава организовал вечеринку в русской пивной
отметить свои первые 25-ть.
Пригласил. Мы не прошли стороной.
Приоделись и пришли поздравлять.
Не отстреляешься просто так:
первый, но четвертак.
Собрал толпу и друзей, представляющих богему.
Стишки, песенки и шампанское в одном месте.
Воплотил направленную на отрыв схему.
Всё, что будет, то будет уместно.
Здесь по случаю вписать «браво»:
обещанный шампунь на халяву.
Чай, кофе тоже за счёт заведения.
Виновник банкует, тает, вероятно, премия.
Тает трезвое общества бдение.
Но в резвом творческом трении.
Струны перепонки связки
влекут то ли к сказке, то ли к развязке.
Фарафонов серьёзно толкал грамотные речи
и пел старьё, которое до сих пор лечит.
Плахотин, с панка стекая в шансон, убедил,
Что мы ещё живы и полны сил.
Настоящий честный трэш.
Если не брешь, то вещь.
Хемниц уводил в королевские залы –
Танцевальная какофония электронных звуков.
Косогов прочитал хороших стихов, но мало.
Демченко вещал Славе, типа «убью, сука»,
не читал обещанной прозы,
стихов, не пропускал дозы.
Я тоже для этого вечера сгодился,
Читал, махал руками, пару раз сматерился,
Видел глаза, что меня слушали,
Кроме тех, что болтали, наливали и кушали.
И чётко, в тему, в ударе
Макс импровизировал на гитаре.
Разогревшись, жёг по полной стихами Виталий,
Он просил снимать его на видео и я снимал.
Хорошие стихи с элементами гениталий.
Но зал улюлюкал, зал внимал.
Леонид «Арию» протрубил,
Чем вызвал экстаз и убил.
Безусловно, в день своего рождения, Слава,
Вылил любовной лирики лаву.
Инна, правда, опять не пришла.
Но если есть стихи, то и она пошла…
Такой он поэт, Славка:
Строкой на грудь, как булавкой.
Кончал Ковалевич, навевая Сплин.
Как он туда попал, знает бог один.
Именинника донимала девчонок свита,
на майке «сдохни уродский фашист» для колорита.
И мэтр Сухов* из угла
улыбался и жизнь шла.
2014, А.П.
* Михаил Сухов – автор-исполнитель песен, мэтр курского бомонда авторской песни.
Поэт Сергей Пилат принёс в салон и на наши выступления динамичный и яркий слог. Сейчас он записывает хорошие треки. Мелодекламация в действии, чем радует и поддерживает моё пристрастие к этому виду чтения.
17. Литературный музей
Интересная жизнь сложилась с литературным музеем. После встреч в Рыльске, меня нашла Людмила Николаевна Сахарова. Мы даже побеседовали с ней в проекте «У камина». Не всё складывалось так, как я предполагал, но были выставки моих картин и инсталляций в музее, чтение моих стихотворений. И это её заслуга. На сайте музея вы не найдёте упоминания о них, но фотокарточки у меня есть, как и тетради с приятными отзывами посетителей.
События всегда по мотивам твоего сценария,
разница такая, как между Небом и планетарием,
и ты не главный герой этой драмы
в ежедневном постижении и реализации своей Дхармы.
В завершении ищешь не тобой составленный глоссарий,
безуспешно собирая событий пазлы,
с одной верой – в честные её оргазмы.
2015, А.П.
18. Картины, Инсталляции
Картины, Инсталляции, поэтические спектакли и концерты, публикации – были, всё же. Художественные выставки были в городе Железногорск! Инициативная команда Центра «Цикорий» вытаскивала андеграунд города и области на обозрение, чем заслужила всеобщее признание.
На одну из своих выставок принял мои работы и Олег Радин. Мило поговорили о связи музыки и живописи. Правда, помощники по организации повесили картину на свой взгляд, а так её необходимо повернуть на 90 градусов влево. Смешно получилось.
19. Смывающая сны (поэтические спектакли, концерты, публикации)
«Смывающая сны» – это поэтический спектакль, построенный по одноимённой поэме, в которой участвуют другие авторы со своими стихотворениями. Моё изобретение, скажем. Первая попытка состоялась в 2010 году в салоне, потому что с литературным музеем мы не смогли договориться о деталях этого представления. Вторая версия, уже с другими поэтами, состоялась в баре «Арт-клуб БАРRe» в 2017 г. Музыкальное сопровождение организовали Максим Ковалевич и Вадим Переверзев.
Было участие в чужих программах, свои концерты. Были и какие-то публикации. Можно найти свидетельства внимания СМИ. Многое ли из перечисленного явилось важным? Что останется в памяти? Мы все были, есть и будем жить дальше. И чем ближе к концу, тем дороже… наше слово сегодня.
Чем ближе к концу
Дочери Полине
Чем ближе к концу, тем дороже терпенье.
И хочется наскоро пересмотреть
Судьбу, философию, жизней сплетенья,
Взорваться и облаком к небу взлететь.
Чем ближе к концу, тем дороже терпенье.
На синем слоне приближается рок,
От ног его мощных спасает везенье
Но важным пребудет, как выжить ты смог.
Чем ближе к концу, тем дороже терпенье.
Ушей не заткнуть, как и глаз не закрыть.
И губы сплетают картины в наречья.
Тот шёпот, как вздох и его не забыть.
Чем ближе к концу, тем дороже терпенье.
Фортуна, Амуры стреляют не в бровь,
Укрыться нельзя, не в сноровке спасенье.
Чем ближе к концу, тем дороже любовь.
2000, А.П.
А перфоманс-концерт «Арт плюс Арт», когда поэты и музыканты читали и пели свои песни под картины из моей серии метафизика цвета и формы, был восхитителен! Саша Кореневский отозвался моими любимыми песнями из своего репертуара. Это, пожалуй, лучший автор на сегодняшний день.
20. Памятник
Моё последнее выступление состоялось в Английский пабе «JUST PUB», на ул. Щепкина, 11, 14 марта 2023 года. Моя поэтическая программа называлась «Папа Андрей» и состояла из мелодекламаций под оригинальную ритмичную музыку в стиле джаз, фанк, рок, блюз и хип-хоп, и тайно приобщалась к моему 55-летию.
Папа Андрей
Вырос Андрюша в Папу Андрея.
Отмотал полвека хмелея, дурея.
Доволен ли жизнью? – если спросить, –
До боли доволен. Не откосить.
Звездой не стал, не вышел в тираж,
вместо премии хип-хоп и кураж,
не умер молодым, не убит фанатом,
но андеграунд его держит за атом.
Слеповат, глуховат, да и там как бы так,
но, как сантехник, запускает стояк.
Спросите у Маши! Маша краснеет.
Андрюша-садовник всюду сеет!
Полина краса, дочушки взрослеют.
Красный угол душу греет.
Добром наполняет ему жизнь сусеки.
Писал на века, теперь пишет навеки!
Папа Андрей – вполне себе чел,
не огрубел, не зажирел,
плотно ложится рукоять в ладонь…
Спросить: поживём? – Поживём, посолонь.
Держит бодрей
Папа Андрей!
Многих живей
Папа Андрей!
2022, А.П.
Концерт посетили лучшие авторы и артисты города, самые благодарные слушатели. Семнадцать лет прошли не зря! Ребята, всем бобра! И доброй охоты! Вы подарили мне вечер!
Жизнь, надо ловить, как птицу
1
Индивидуалисты и стадо
говорят, что жизнь надо
ловить, как птицу за хвост,
держа по ветру нос.
Но то ли я глух,
то ли я без рук,
то ли слабый мой нюх,
что порыв мой – трусливый бздюх.
И что там птицы?!
В руках ни пера!
И меньше страниц
личного календаря…
2
Уже и птицы не той породы,
многие такие, что не нужны сроду,
такие, что не нужны ни даром,
ни лёгким наваром;
многие сами скачут в силки,
но боже, от таких упаси.
И многие печали красят бороду
за не сбереженное смолоду.
Какие птицы?
Когда и синицы
свалили в один конец однажды
оставив чувство лёгкой жажды.
3
Какие птицы?
Я не убит, и я не спился,
Я любил и люблю,
Я пою
(детям нравится,
подпевает красавица,
в такт, в темп, в тембр
повторяя рефрен).
Я не взорван, как император,
и мозги не забиты ватой,
ещё на своих,
ещё за свои.
4
Органы не лишены чувства
и я сам часть своего искусства,
часть искусства самой природы,
Я буква в строю её оды.
Вот оно – зерно моего круга,
моя жара, моя вьюга –
моя птица,
что над головой кружится!
Пусть не садится,
но рядом гнездится
и не оставляет
моих окраин.
2022, А.П.
В завершении, перед тем, как предложить свой «Памятник», я процитирую себя, потому что это мнение не изменилось до сих пор: «Что такое поэзия и её роль в жизни? Мнений много. Я считаю, что поэзия, это отражение окружающего, через призму субъективного, т.е. автора. Я говорю, что завтрашняя классика пишется сегодня и пишется молодыми. Очень тяжело видеть сегодняшний день, проще смотреть в прошлое, хотя и тут надо иметь смелость и трезвость. Легче рифмовать ямбы о своём насущном. Что и происходит чаще с теми, кто вдруг перед пенсией находит себе забаву и марает листы на досуге на радость домочадцам. Но поэзия – это не досуг, это жизнь, это образ жизни, образ мировоззрения, это диагноз. Диагноз, который стоит выше традиций, мнений, команд. Это смелость сказать. Это поиск форм и словосочетаний живо отражающих этот мир сегодня! Современная живая поэзия, это всегда баррикада. Можно играть словами и тешить слух сладкими фразами и образами, но жизнь коротка, а общество наше развивается» (2008, А.П.).
К Мельпомене. Памятник
«Искусные речи – сила твоя»,
«Увековечь имя свое, снискав любовь народа своего».
Поучение гераклеопольского царя, своему наследнику, Мерикаре (пер. Коростовцев М.А.).
Памятник чувства и мысли – это слово,
ни золотом, ни серебром, так оловом
грудь выжигает, а это даже не ломка,
это проклятие, если не дар потомкам.
Если CD разложится и пергамент сгниёт,
Так может Слово молва пронесёт, донесёт,
как в ножны вложит в слухи, в сказки, в приметы.
Не верим, смеёмся, но любим же мы легенды!
Святые говорят, что Слово свято, пионеры
говорят, что в слове – сила, а прочая серость
класть хотела на тех и других: хлеба
и зрелищ просит, как просила у царей и неба.
Слово, не смотря ни на что, наполняет историю,
на разных языках, наречиях имеет аудиторию.
Но имеют и слово и словом имеют массы,
из последних, делают фарш, отбивные, колбасы.
Всем, кто умён, кто у власти, кто просто по службе,
даёт по желанию Слово, запросто и по дружбе.
И только гений страдает над словом страстно…
Но слово для многого и многих бывает опасно:
федералы, партийцы, дятлы, слепцы и мыши,
плюс конъюнктурщики, графоманы – на гения – тыщи!
И Одна шестая, как один мавзолей для букв,
из которых строится нечто с помощью рук в
тетрадях, в блокнотах, на ладонях, в памяти и в уме,
создающее времени, мне и стране моей реноме.
Создал ли Мерикара памятник из любви ближних?
Но самое важное зачастую в строчках нижних…
И то, что в руки не взять, то – крепче меди,
чугуна, стали, спирта, сна и даже плети.
И то, что жизнью рождается, в памятник превращается,
но что не могут исковеркать дети, то временем разрушается.
И горят рукописи – всему своё время. Враки,
что от Толстого больше тепла, чем от туалетной бумаги.
От огня зависит блеск в глазах и онемение языка!
но у того, кто жжёт книги, пусть отсохнет рука.
Слово не воробей, но поистине времени лик,
который из уст в уста, глазами, ушами несёт язык.
Ты ли, Муза, переводишь созерцание в слово?
Но добавлю: течёт из гортани горячим оловом!
И отвес плотника – памятник математическому маятнику.
А памятник счастливому времени – отсутствие памятников.
Скатываясь в драму, цепляюсь за подол твой Мельпомена,
ибо я, как часть целого несу твои знамена.
2010, А.П.
Мой скромный рассказ не был бы полным, если бы я не сказал пару слов о личном. Какое чтиво без личного! Какая жизнь без личного! Личное двигает всё! А личность в любви двигает это всё легко! С благодарностью своей Машеньке за помощь, терпение и веру, я завершаю свой краткий экскурс в дело моей жизни стихотворением о любви.
Любовь летальна*
1
Встречался я с Марией, крутили мы концертно,
что встреча, то награда, малина – рандеву.
Амур-тужур, цветочки, мы с нею жгли абсентно,
я грёзой был, она же – подобна волшебству.
Прелюдия, гримёрка,
танцор и фантазёрка.
2
Но кто же застрахован от ветра, тени, града?
Не выспался, с похмелья, по-чёрному устал
и вместо сладких песен – горька моя бравада –
сказал, мы расстаёмся, закрыт наш сериал.
Оборвалась дорожка
подаренною брошкой.
3
Разлука эта хитро меня коснулась боком,
но, как источник грусти, легла в стакан, на дно.
С поддержкою такою, совсем не так жестоко.
Прости, Мария, душка! Тариф: всё включено.
Из глаз её – цунами,
в меня рекою – граммы.
4
Что делают мужчины, когда уходят бабы?
когда уходят сами? Они, конечно, пьют.
Для них и рестораны, кафе, ночные пабы.
Тоски как будто меньше, когда они зальют
Плевать, что не кудесник,
жизнь будет интересней!
5
Эстрада, бар и Аня** печально под гитару.
Я пью и разливаю бутылку вискаря.
Все песенки – радаром, бутылочка – нектаром.
А ну, бля, выводите, на битву крейсера!
И дядя в чёрной шляпе,
кивнул мне, старый яппи.
6
Народец разномастный, но вижу, многих знаю,
вот этой поклонюсь я, вот эту обниму.
Свободен. Отдыхаю физически, морально.
Народ! Настало время, смешать и свет, и тьму!
Хозяйка Маргарита!
Неси свою амриту!
7
Плывёт красотка мимо, меня поцеловала,
и растворилась в гамме шумихи, звона, нот.
Но с губ моих Мария не убрала зерцала
и на губах Мария ещё цветёт, живёт.
Эх, русская пивная!
Как рюмочка штрафная.
8
Плывёт пивная мирно, и горько по гортани
течёт вискарь – что песня, бальзам – процесс пошёл!
Ах, да, изнанка счастья*** последнего свиданья.
Весна идёт за дверью, весна и я козёл.
Весна! Спаси картину!
Мне водки с гренадином!
9
А ведь совсем недавно, возлюбленный мужчина,
один из лучших в мире, с красоткой из легенд,
хотел послушать Аню. А ныне с пьяной миной
в прострации летает, последний декадент.
Напейся до асфальта!
Поверь, любовь летальна.
2023, А.П.
* События происходят в Русской пивной «Батя», которой управляет всем известная Маргарита.
** Аня Ивкина – автор-исполнитель своих песен.
*** Изнанка счастья – здесь, как отсыл к группе Ани Ивкиной «Изнанка счастья».
Андрей Плахотников, Курск, 2023-2024.
Некоторые имена, присутствующие в тексте
Татьяна Шайбулатова
Андрей Болдырев
Евгений Захарьин
Сергей Малютин
Иван Зарецкий
Олег Саранских
Михаил Разаев
Антон Аристов (гр. Сдвиг)
Павел Эшов
Юля Ярунина
Людмила Николаевна Сахарова
Олег Качмарский
Александр Плахотин
Вячеслав Казанцев (Абырвалг)
Маргарита
Александр Шубин (гр. Энтомология)
Максим Ковалевич (гр. Сдвиг)
Вадим Переверзев (гр. Сдвиг)
Сергей Пилат
Вячеслав Мараков
Сергей Батищев
Роман Резник (гр. Немного Нервно)
Екатерина Гопенко (гр. Немного Нервно)
Михаил Успенский
Анна Ивкина
Александр Кореневский
Список стихотворений А.П. в тексте
Туса. Отрывки.
Размышление в ванной нового города после отъезда из Норильска
Ты, город, любимый другими
Рождённая мысль превратится то в слово…
На Новой Земле или Метания Фауста
Встречи (Встречают по одёжке, провожают по протекции…)
Мой Русский
Слово
Если автор живой
Сорок
Переезд (Переезд – это пожар, это поток, наводнение…)
Право жить
Друган
Блюз пяти
Блюз Центра Вселенной
Вокзал (Я сижу на вокзале в железном красном кресле…)
Я читаю стихи, «Сдвиг» играет
Четвертак
События всегда по мотивам твоего сценария
Чем ближе к концу
Папа Андрей
К Мельпомене. Памятник
Любовь летальна