Найти в Дзене
Сама себе турагент

Село Ивановское - центр духовной жизни Верхопаденьги

Рукопись В.И. Резвого

Есть такая легенда в Верхопаденьге:

Решили первые поселенцы Верхней Паденьги построить церковь и выбрали для этого гору Окиньково. Лес заготовили на вершину затащили, приготовили все - и, готовые к работе, пошли спать.

На следующее утро просыпаются - а бревна-то все у подножия лежат!

Поохали жители, но снова все бревна наверх затащили, а там и солнце село - ночь наступила.

Просыпаются утром - а бревна-то снова внизу лежат, как раз на угоре!

Почесали мужики затылки и решили, что, видимо, высшим силам угор больше нравится, чем гора, и поставили церковь там, где сейчас стоит заброшенная школа.

А ведь место-то красивое, правда? Издалека видно всё! Представьте церковь на этом месте- красота!

Ныне это село населено Шестаковыми, но они появились там не сразу.

Село Ивановское 1722 год:

Священник Покровской церкви Верхопаденьгской общины 1 октября 1722 года записал, что при оной церкви состоят:

Его отец Георгий, (отец священника Петра Георгиева)

Дети священника:

  • Пётр 20 лет, дьячок,
  • Василий 17 лет, пономарь,
  • Григорий 7 лет.

Сын его родного брата Митрофана - Никита 11 лет

Сторож церковный Лапин Пётр Степанов и его дети:

  • Евстратий 11 лет,
  • Елисей 7 лет,
  • Филипп 5 лет,
  • Иван 4 года

Записал священник Пётр Георгиев

Священники в деревнях были люди пришлые, их присылало верховное начальство служить. Странно, что фамилия их в переписи 1722 года не указана, наверное, еще не придумали, как им зваться.

Надо сказать, что всех этих людей должна была содержать крестьянская община, в то время довольно немногочисленная. Много нахлебников, не находите?

На месте школы стояла церковь.
На месте школы стояла церковь.

1745 год:

Село Ивановское:

Духовенство, проживающее в селе Ивановском, не записано.

  1. Дом священника - жители не записаны. Видимо, священник новый приехал, потому что старый умер.

2. Дом просвиры проживает: Просвирнин Яким Вахрамов, 30 лет, сын его

  • Зиновий 30 недель.
Просвира - это женщина, которая пекла просвирки. Видимо, её мужа звали Вахрамей, и он умер, оставив сына. Поэтому главой дома является старший мужчина, сын просвиры, он даже фамилию по професии матери получил.

3. Дом сына умершего священника: Попов Никита Митрофанов, 32, Сыновья его:

  • Пётр 9 лет,
  • Савва 1 год.

4. Сторона церкви: Лапин Евтропий Петров ,33 года, сын его:

  • Дмитрий.

5. Лапин Алексей Антипин, 78 лет (бобыль престарелый)

Домов 5, мужчин 8 (кроме духовников)

Сыну просфирии была присвоена фамилия по профессии матери - Просфирнин, а сыну священника - по профессии отца - Попов. Так как оба они были неграмотны, то использовать их в духовенстве не представлялось возможным. Поэтому оба списаны в крестьянство. Просфирнин, видимо, рано умер, и оставить потомство не успел.

Лапины, которые не могли использоваться при церкви, были переселены в деревню Купуринская:

Попов Никита Митрофанов прожил долгую жизнь 80 лет. После вырождения Лапиных был сторожем церкви долгое время. Хотя у Попова были сыновья, но они, должно быть, умерли раньше отца. Попов Никита Митрофанович умер в одиночестве в с. Ивановское.

1811 год:

Село Ивановское, пожаловано графу Шувалова в 1746-м году.

1. Духовенство на Погосте: священник: Денежников Иаков, 64 года. Дьячок: Денежников Михаил, 40 лет, племянник священника. Пономарь Денежников- сын дьячка.

2. Дом просфирии. Видимо, в нем жили только женщины, раз мужчины не переписаны.

И тут в селе появляются Шестаковы:

Крестьянство села Ивановского:

  1. Шестаков Фёдор Никитин. 37 лет, умер в 1815-м году.

Сын его, Пётр 8 лет, умер.

Брат его: Шестаков Пётр Никитин, 23 года, холост.

Семья Шестакова переведена из деревни Степановская в 1811-м году, но вскоре старший брат Фёдор Никитин умер, а затем умер и его сын Пётр. Остался брат Фёдора, холостой Пётр Никитин, 23 лет. Вот от него и пошло многочисленное потомство Шестаковых в селе Ивановском.

Первоначально в 1722-м году сторожами церкви было семейство Лапиных, глава: Лапин Пётр Степанов

Из них три сына выехали в деревню Купуринскую, но там они не умножились.

В Купуринскую переехали Лапин Иван Петров, и брат его Лапин Пётр Петров.

Третий Лапин, переехавший в Купуринскую, был Лапин Егор Алексеев, которому в 1745 году было уже 57 лет. Почему он не перечислен в переписи 1722 года - непонятно.

В 1925-м году в Купуринской по-прежнему было два дома:

1. Лапин Михей Иванов

2. Лапин Зотик Иванов.

Оставшиеся Лапины на Погосте выродились по мужской линии и сторожем церкви стал сын умершего попа Митрофана Никита Попов, который пробыл сторожем церкви до 1792 г.

В возрасте 83 лет он передал обязанности сторожа своему преемнику Лисицыну Стефану Ивановичу. Жена его Ирина Ильинична 42 лет. В 1796-м году Лисицын Стефан Иванов умер, также умерли его два сына Иван, 7-ми лет, Николай 4-х лет, оба в 1795-м году.

В отрезок времени до 1811 г. сторожем был Резвый Никита Федотов, 23 лет но тоже умер. После этого на погост были переведены Шестаковы.

А место для церкви наши предки красивое выбрали, правда?