Корабль Starliner вернулся на Землю 7 сентября, приземлившись на полигоне в пустыне Нью-Мексико. Это событие стало завершением долгой и проблемной космической одиссеи этого корабля, разработанного компанией Boeing. Испытательный полет Starliner начался 5 июня 2024 года запуском на ракете-носителе Atlas V из Космического центра им. Дж. Кеннеди во Флориде. Корабль пилотировал экипаж в составе Барри Уилмора и Суниты Уильямс.
На следующий день корабль пристыковался к Международной космической станции. Во время маневрирования и стыковке на корабле возникли серьезные проблемы с двигателями маневрирования и, если бы на борту не было астронавтов, то полет мог бы стать аварийным. Но экипаж успешно справился с нештатной работой системы маневрирования и успешно пристыковал корабль к станции.
Изначально миссия должна была длиться около 10 дней, но из-за проблем с двигательной установкой она была продлена на три месяца. Инженеры на Земле и астронавты на борту корабля в течение этого времени пытались разобраться в причинах нештатной работы двигателей. В конце концов NASA приняло решение не возвращать астронавтов на Землю на борту Starliner, а вместо этого оставить их на Международной космической станции до февраля, включив их в состав экипажа 72-й основной экспедиции и сократив экипаж очередного корабля Dragon Crew-9 до двух человек. Домой Барри Уилмор и Сунита Уильямс вернутся в феврале 2025 года.
Starliner был упакован для беспилотного возвращения на Землю, среди его груза были, в том числе и результаты научных исследований и экспериментов, отработавшие свой ресурс блоки и агрегаты, аппаратура систем жизнеобеспечения, подлежащая ремонту, компьютеры и другие грузы. Корабль смог взять больше возвращаемых грузов, вместо членов экипажа, которые остались на МКС.
Накануне, завершив такелажные работы, астронавты закрыли переходные люки, проверили герметичность стыка и подготовили оборудование стыковочного механизма СВМ гермоадаптера РМА-2 Узлового модуля Harmony к предстоящим динамическим операциям.
Это произошло вы ночь с 6 на 7 сентября и к этому событию было приковано пристальное внимание специалистов, журналистов и просто любителей.
Наземные специалисты выдали команду на расстыковку 6 сентября 2024 года в 22.01.00. UTC. После этого в автоматическом режиме болты СВМ были выкручены, а крюки стыковочного механизма раскрыты. В 22.04.00. UTC под действием пружинных толкателей корабль отделился от станции и начал медленно отходить от гермоадаптера РМА-2. Первый маневр увода был выполнен через несколько секунд после отстыковки. Выдавая короткие импульсы корабль увеличил скорость отхода, после чего расстояние между кораблем и станцией заметно увеличилось.
Отход по инерции продолжался около пяти минут и вскоре покинул зону безопасности вокруг станции радиусом 200 метров. Затем вновь состоялось включение двигателей, которые перевели Starliner на траекторию расхождения и перехода на другую орбиту. В 22.17.25. UTC наземные операторы подтвердили, что расстыковка прошла штатно и опасности для МКС нет. В 22.21.40. NASA подтвердило, что корабль находится на идеальной отлетной траектории. Выполненный маневр гарантировал, что корабль и станция не встретятся на следующем суточном витке и не возникнет опасность их новой встречи. Перейдя в автономный полет, корабль завершил все операции со станцией и в 23.42.26. UTC крышка переднего стыковочного люка была закрыта.
Через 3 часа 30 минут после расстыковки состоялся тест ОМАС двигателей корабля. По командам ЦУП-Х включались как маневровые двигатели, так и тормозные. В целом все двигатели служебного модуля тест прошли успешно. В 03.06.12. UTC проанализировав телеметрию ЦУП-Х принял решение о посадке.
В 03.17.13. UTC прошло включение тормозных двигателей корабля. Торможение прошло штатно с выдачей импульса величиной 129,9 м/с и продолжительностью 59 секунд. В 03.20.47. UTC прошло отделение служебного модуля, а корабль перешел на траекторию снижения. В это время станция находилась в 90 км и расстояние между кораблем и МКС постепенно увеличивалось.
На этом участке приступили к работе 12 двигателей MR-104J самого корабля, которые поддерживали правильную ориентацию Starliner во время его входа в атмосферу. На этом участке один из двигателей не включился. Этот отказ заставил понервничать специалистов, но корабль уже вышел на посадочный курс. В 03.45.26. UTC Starliner вошел в плотные слои атмосферы.
В 03.56.25. UTC прошло раскрытие вытяжного парашюта, а затем и двух тормозных. Через минуту в 03.57.32. UTC состоялось раскрытие четырех основных парашютов посадочной системы. В 06.58.00. UTC состоялся сброс теплозащитного экрана посредством подрыва пиропатронов. В результате сильного толчка экран отлетел в сторону, а с корпуса корабля стал сыпаться разный мусор и обгоревшие элементы внешней обшивки.
За две минуты до касания Земли, в 06.58.32. UTC подушки безопасности на днище Starliner были надуты и в 07.01.35.UTC корабль благополучно совершил посадку на полигоне Уайт-Сэндс штата Нью-Мексико в США в беспилотном варианте.
Как заявили представители NASA на состоявшемся после этого события брифинге для журналистов, Starliner справился с расстыковкой, входом в атмосферу и посадкой отлично. Представители Boeing не участвовали в брифинге после посадки, но компания опубликовала заявление, в котором отметила работу команды Starliner для обеспечения успешной и безопасной расстыковки, схода с орбиты, возвращения в атмосферу и посадки. Компания также заявила, что будет рассматривать данные и определять следующие шаги для программы.
И хотя все прошло успешно, но все-таки были отмечены некоторые проблемные моменты, связанные с возвращением корабля. Во-первых, это отказ одного из двенадцати двигателей MR-104J, установленных на Starliner во время спуска и входа в атмосферу. Во-вторых – отказ навигационной системы SIGI. Из трех комплектов аппаратуры, установленной на корабле №3 отказал еще на орбите, при полете в составе МКС, а у №2 возникли сбои уже на этапе автономного полета. В состав каждого комплекта SIGI входят блок датчиков инерциальной навигации с акселерометрами, гироскопами, датчиками угловых скоростей и приемник GPS. Эта система, в том числе, обеспечивает выдачу данных по текущему значению высоты, что важно для начала работы парашютной системы. Таким образом, возвращение корабля прошло только на одном комплекте SIGI без резервирования. В-третьих, были замечены проблемы с парашютной системой во время разрифления, а также с последующим отстрелом после приземления. И если бы был сильный ветер, то корабль могло опрокинуть и потаскать по грунту.
Это была третья посадка Starliner в целом, и хотя она прошла более или менее успешно, будущее программы остаётся неясным. Boeing и NASA надеялись, что испытательная миссия CFT-100 проложит путь к сертификации Starliner, но теперь это под вопросом. Первый эксплуатационный полёт Starliner был запланирован на февраль 2025 года, но теперь он перенесён на август того же года в лучшем случае.
NASA и Boeing будут работать над разработкой общего плана для программы Starliner, чтобы определить, когда можно будет сертифицировать транспортное средство и возобновить полёты. Тем временем Crew Dragon был сертифицирован вскоре после успешного завершения Demo-2 в 2020 году и готовится к своему девятому полёту с астронавтами на МКС для NASA.
#Космос #Starliner #Boeing #NASA #Космические_полеты #астронавт #Космический_корабль #ISS #Международная_космическая_станция