Испанская живопись XVII века знала немало блистательных имен. И имя Бартоломе Эстебана Мурильо (Bartolomé Esteban Murillo) – лишь одно из них, далеко не последнее по важности.
Жизнь человека, названного позднее последним художником Золотого века испанской живописи, полна тайн. Даже подлинная дата его рождения и то, откуда появилась фамилия Мурильо, остается загадкой
Родившийся в небогатой семье цирюльника, Бартоломе стал в ней четырнадцатым ребенком. Согласно записи в церковно-приходской книге, 1 января 1618 года в севильской церкви Санта-Магдалена был крещен сын цирюльника Гаспара Эстебана и его жены Марии Перес. Историки искусства полагают, что фамилию Мурильо носила мать художника, и Бартоломе использовал её, последовав примеру Диего Веласкеса. Возможности получить качественное образование в столь стесненных условиях было немного. Но в 1627 году скончался отец семейства, Гаспар Эстебан, спустя год за ним последовала его супруга, и ставший сиротой Бартоломе поселился в семье своей тетки. Среда, в которую попал мальчик, оказалась благоприятной, и вскоре, отметив его способности к рисованию, родственники определили его в ученики к Хуану дель Кастильо, на тот момент известному живописцу.
Севилья, где Мурильо родился и провел всю свою жизнь, к началу 30-х годов XVII века утратила свое былое величие и перестала быть центром торговли. Но это не мешало развитию культуры. Разнообразные мастерские здесь процветали: живописцы и скульпторы могли заниматься ремеслом свободно, будучи уверенными в том, что найдут покупателя.
После отъезда своего наставника в 1639 году Бартоломе оказался предоставлен сам себе. Он добывал средства для жизни тем, что рисовал на небольших кусочках холста и продавал их на ярмарке. Уже тогда, даже в заказах, он не поступался своим стилем, который в поздних работах стал очевидным признаком мастерства.
Довольно большой период жизни Мурильо остается неизученным. По неподтвержденным сведениям, на собранные деньги в 1640 году он отправился в Мадрид, где познакомился с Веласкесом и попал под его покровительство. Как бы то ни было, Веласкес, Рубенс и Тициан были теми мастерами, чьи произведения придали творчеству молодого художника новый импульс и заложили основу будущих начинаний. Он также был знаком с картинами Ван Дейка и восхищался ими, хотя портрет так и остался для Мурильо совершенно чуждым жанром.
Существует и гораздо более убедительная версия об этом этапе в жизни Мурильо. В 1942 году настоятель францисканского монастыря в Севилье предложил ему за весьма скромную плату расписать стены помещений. В ту пору еще малоизвестный, но амбициозный художник согласился. Решение оказалось верным, поскольку по завершении заказа к нему пришла слава. Своеобразная манера письма, легкость и умение работать с цветом привлекли к работам Мурильо большое внимание публики. Именно после этого в его творчестве произошел небывалый подъем. Должно быть, сыграла свою роль и женитьба в 1645 году на Беатрис Сотомайор-и-Кабрера – полотна того периода, изображавшие бытовые сценки, насыщены воздухом, светом, певучей грацией человеческого тела.
На сегодняшний момент произведения Мурильо хранятся во многих музеях мира. И хотя большинство работ он посвятил религиозной тематике, именно сцены из жизни простых людей, изображенные на картинах «Едоки дыни», «Девушки у окна», «Дети, играющие в кости», «Продавщица фруктов» придавали оригинальность и свежесть его творчеству.
Но и с библейскими мотивами художник обходился по-прежнему вольно. Он едва не потерял один из заказов – «Непорочное зачатие», часть алтарной росписи для францисканского монастыря. И вновь благодаря своему необычному стилю. Созданное им изображение Мадонны показалось монахам ярким нагромождением кричащих красок, и лишь водруженное в нужном месте, оказалось идеально продуманной композицией. За этот заказ оскорбленный недоверием художник получил двойную плату. Впоследствии копии полотна работы самого автора заняли достойное место в самых известных картинных галереях Европы.
Мурильо не стремился соблюдать все каноны. Его моделями становились люди с типичной испанской внешностью. Даже Мадонны на картинах «Воспитание Марии», «Мадонна с четками», «Благовещенье» и других подобных им, изображены прекрасными темноволосыми и темноглазыми девами, столь нехарактерными для большинства других живописцев.
Это и выдвинуло Мурильо на передний план, поскольку подобная самобытность никогда не создавала впечатления кощунственного, а только помогала раскрыть всю стыдливую прелесть человеческого тела, лишенную эротизма, но полную внутреннего огня. Здесь нашли свое отражение экспрессия Рубенса и выразительность Тициана, но в то же время они преобразовались в нечто совершенно новое.
Период с 1650 года принято считать расцветом таланта Мурильо. Известность и достаток пришли к нему одновременно. Высшим признанием стало предложение занять место придворного живописца вместо умершего Веласкеса. Бартоломе отклонил его. Он предпочел остаться в Севилье, где был известен и мог позволить себе жизнь в достатке.
Все изменила смерть жены в 1662 году: Мурильо оставил творчество, занимаемый им в Академии художеств пост, и устремил свои взоры к духовному самосовершенствованию. Слава не покинула его, но теперь огромные гонорары Бартоломе тратил на благотворительность.
Жизнь художника оборвалась внезапно. В 1682 году он принял заказ от монастыря капуцинов в Кадисе и впервые покинул Севилью ради работы. По трагической случайности Мурильо упал со строительных лесов и спустя несколько дней скончался.
До сих пор имя Бартоломе Мурильо остается для испанцев напоминанием о подлинном величии живописи XVII века. Вероятно, это признание является самой лучшей наградой для человека, который венчает целую плеяду замечательных живописцев того времени
Святые на его картинах излучают доброту, Дева Мария полна любви и нежности, а ангелы «как будто дышат» - настолько реалистичными изображал их художник. Мягкий деликатный свет в стиле фламандцев и одновременно – яркое южное солнце родной Испании, смелые масштабные замыслы – и теплота, интимность каждого из полотен – это все про картины Бартоломе Эстебана Мурильо. В чем заключался его главный секрет? Может быть, в том, кого он приглашал на роли натурщиков?
О детстве Бартоломе Мурильо известно немного. Родился он в 1617 году в семье цирюльника, причем – севильского, да и всю почти жизнь провел в этом испанском городе. В десять лет мальчик потерял отца, спустя еще год – мать, после чего был отправлен на воспитание в дом своей тетки и ее мужа. Но бедным родственником Бартоломе не стал: его новая семья была достаточно богатой, а опекуны относились к племяннику хорошо. Заметив его талант к рисованию, они обеспечили ему обучение у известного в Севилье художника Хуана де Кастильо. Старшая сестра Анна заменила мальчику мать.
На картине «Детство Марии» Мурильо изобразил свою старшую сестру Анну, заменившую ему мать
Фамилию «Мурильо» Бартоломе Эстебан взял, по-видимому, от родственников с материнской стороны, по примеру своего земляка и учителя Диего Веласкеса. В 1640 году молодой художник отправился в Мадрид, где знакомился в том числе с работами Рубенса, ван Дейка, Риберы. Этот опыт стал для него определяющим. Поначалу писавший в сухой, жесткой манере своего первого учителя, Мурильо под влиянием произведений Веласкеса и других великих мастеров барокко изменил свой стиль, в его картинах стали проявляться лиричность, жизнерадостность, нежность, доброта. Художник вернулся в свой родной город.
Севилья в те времена была городом богатым, процветающим. Из Нового Света шли корабли, груженые золотом инков и ацтеков, а статус главного испанского морского порта давал большие преимущества и приносил огромную прибыль. Севилье была дарована монополия на торговлю с Вест-Индией. А потому и художники были обеспечены работой и хлебом насущным; и монастыри, и отдельные заказчики охотно оплачивали труд живописцев, не стал исключением и Мурильо. Некоторое время он зарабатывал продажей небольших холстов, а в 1645 году получил большой заказ от монастыря францисканцев, ставший переломным в его карьере.
Б.Э. Мурильо. Кухня ангелов
Мурильо становился одним из самых знаменитых живописцев Севильи. Выполненный цикл картин для францисканского монастыря принес ему известность, а некоторые из полотен и сейчас ценятся как примеры самых выдающихся произведений испанской живописи: «Святой Диего насыщает нищих», «Кухня ангелов», «Кончина Святой Клары», «Чума». Уже тогда в творчестве Мурильо проявилось его обостренное чувство реальности, а еще – способность сочетать ее с мистическим настроением библейских сюжетов, отчего картины как будто излучали тепло и доброту.
Б.Э. Мурильо. Мадонна с младенцем
В тот период Бартоломе Мурильо женится, его супругой становится донья Беатрис Сотомайор-и-Кабрера, из семьи ювелиров. Поступают все новые заказы – главным образом, от церквей и монастырей. Большая часть наследия художника посвящена библейской тематике, особенно – прославлению Девы Марии. Мадонны Мурильо были особенными, не типичными для живописцев того времени. Открытое нежное лицо, устремленные на зрителя или к небесам выразительные темные глаза, полные любви – такой предстает Дева Мария на произведениях Мурильо. И если в качестве моделей для своих жанровых картин художник часто приглашал местных жителей, из народа, то в качестве главного женского христианского персонажа Мурильо обычно позировала его жена.
Б.Э. Мурильо. Поклонение пастухов
Это скорее догадка искусствоведов, чем установленный факт – все же в биографии Мурильо слишком много неясностей, но, взглянув на картины испанца, нетрудно увидеть, что Богородица у него действительно написана с одного женского лица. У супругов один за другим рождались дети – и им тоже доводилось становиться натурщиками. Считается, что на картине «Отдых на пути в Египет» Мурильо написал младенца Иисуса со своей дочери Исабель Франсиски.
В 1660 году уже знаменитый живописец участвовал в создании местной Академии художеств и стал ее первым президентом. После смерти Веласкеса его звали на придворную службу, но Мурильо отказался, оставшись в родном город
Б.Э. Мурильо. Дети с раковиной
Художник искренне интересовался жизнью простых людей, на его полотнах часто появлялись жанровые сцены с детьми. У Мурильо такие картины получались живыми, естественными, добрыми, порой забавными. Да и у него самого был полон дом детей. В 1663 году донья Беатрис умерла во время очередных родов, и в жизни художника произошел перелом. Некоторое время он вообще не брал в руки кисть. И следующие два десятка лет прожил вдовцом, так больше и не женившись.
Б.Э. Мурильо. Благовещение
Он переехал с детьми из роскошного особняка в комнаты монастыря капуцинов, там Мурильо прожил до самой своей смерти. Для этой обители он выполнил большую работу по украшению алтарной стены. В творчестве Мурильо все чаще возникала тема подвигов христианского милосердия.
В 1680 году, когда каноник одного из монастырей Севильи Домонте был возведен в епископский сан, Мурильо была заказана картина, изображающая архангела Рафаила и обращенного к нему с молитвой епископа. Образ архангела был выполнен художником в нетипичной для испанцев манере. Моделью для этого персонажа послужила женщина.
Б.Э. Мурильо. Архангел Рафаил с епископом Домонте
По признанию русского живописца Виктора Васнецова, «трудно в христианской живописи сделать что-то новое после Рафаэля и Мурильо».
Мурильо считается одним из ведущих испанских живописцев «золотого века». Всего он написал свыше 450 произведений, большей частью на религиозные темы. В 1682 году Бартоломе Мурильо отправился выполнять очередной заказ в город Кадис, где должен был написать большую алтарную картину «Обручение святой Екатерины». Неудачно упав с подмостков, он сильно расшибся, и, переправленный обратно в Севилью, спустя некоторое время скончался. Картину заканчивал один из учеников Мурильо, Осорио.
Бартоломе Эстебан Мурильо (исп. Bartolomé Esteban Murillo; род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же) — ведущий испанский живописец «золотого века», глава севильской школы.
Семья, в которой родился Эстебан Бартоломе, проживала в арендованном монастырском доме. Ребёнок рано стал сиротой: в 1627 году умер его отец, а спустя год — мать, после чего мальчик попал на воспитание в семью сестры матери. Учился у Хуана дель Кастильо и вначале работал в его сухой, жёсткой манере до той поры, пока приезд в город Педро де Мойи, перенесшего туда стиль ван Дейка, не убедил его в её неудовлетворительности. Желание совершенствоваться привело его в Мадрид, где его земляк, Веласкес, предоставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы и сам, своей свободной, мастерской техникой оказал сильное влияние на его развитие. Годы 1642—1645 остаются наиболее таинственными в жизни Мурильо. В 1645 году он вернулся в Севилью совсем другим художником и вскоре получил крупный заказ от францисканского монастыря. Выполнение этого заказа стало своего рода отчётом о годах ученичества.
В мае 1665 года Мурильо был принят в Братство милосердия. Вознаграждение, полученное живописцем за работу для Братства, не повлияло на присущий Мурильо умеренный образ жизни. Вскоре он отпустил на волю раба, выросшего в его доме.
В 1682 году Мурильо, со времени поездки своей в Мадрид не покидавший Севильи, приехал в Кадис, дабы исполнить для тамошнего капуцинского монастыря большую алтарную картину: «Обучение св. Екатерины». Трудясь над ней, он по неосторожности свалился с подмостков и так расшибся, что должен был немедленно отправиться назад, в Севилью, где и умер вследствие этого падения 3 апреля того же года; кадисская картина была дописана его учеником Осорио.