На днях удалось ознакомиться с возможностью подключения телефона к мультимедийной системе автомобиля через Apple CarPlay. Опыт этого знакомства оказался, мягко говоря, не очень успешным.
Как человек, специализирующийся на дизайне, в первую очередь обратил внимание на интерфейс системы. И если с точки зрения красоты картинки каких-либо нареканий у меня не было, то составляющая взаимодействия пользователя с системой - это полный провал. Но обо всё по порядку.
Начнём с того, что обратимся к описанию системы на сайте производителя:
CarPlay — это система, позволяющая использовать iPhone в автомобиле, не отвлекаясь от дороги.
Звучит многообещающе, но фактические это состоящее из двух строк утверждение содержит по меньшей мере два ложных утверждения.
1. «Использовать айфон» и «использовать пяти-шести функций айфона» - это совершенно разные вещи. В случае с CarPlay верно вам доступны лишь звонки, навигатор, музыкальные приложение и несколько мессенджеров (и это отдельная история, о которой поговорим ниже).
2. «Не отвлекаясь от дороги» полноценно использовать CarPlay практически нереально. Единственным способом может стать общение с системой через голосовой помощник Siri, но это не просто костыль, но костыль с подвохом (о котором-таки тоже поговорим ниже).
Начнём с, пожалуй, самого важного приложения в автомобиле - навигатора. В моём случае это было приложение от «Яндекса» (оговоримся сразу, аналогичные проблемы справедливы и для maps.me и для карт от Apple). Визуально на экране он не отличается от отображения на телефоне - всё читаемо и понятно. Выбор места назначения в меню поиска тоже проблем не вызывает. Синхронизируется с телефоном история поиска и «избранные» места - всё отлично.
Кошмар начинается на этапе, когда вам внезапно становится необходимо перестроить маршрут по, например, более быстрому пути. Знаете, когда вот перед вами внезапно появляется тёмный альтернативный вариант с заветной табличкой «-15 минут», вам достаточно нажать на неё, чтоб сократить свой путь?
Так вот в «удобном» интерфейсе карт для CarPlay просто нажать на альтернативный вариант не получится. Вам потребуется один раз нажать на экран в любое место (1), нажать на иконку обзора маршрута (2), в появившемся окне посчитать, какой из нескольких вариантов соответствует той полоске (3), которую вы хотели нажать, выбрать его (4) и жмякнуть «поехали» (5). Итого 5 действий вместо одного (или, если не считать расчёты в уме за действие - 4). Действительно, ооочень способствует тому, чтоб не отвлекаться от дороги.
Следующее «гениальное» решение - невозможность какого-либо взаимодействия с объектами на карте. То есть, если вы на ходу заметили находящийся на пути нужный вам магазин, вы не можете просто ткнуть на его иконку и перестроить маршрут, вам нужно нажать на любое место экрана (1), нажать на иконку поиска (2), выбрать набор с клавиатуры (3), набрать название магазина (4), в выкатившемся списке найти нужный вам конкретный магазин (5), нажать кнопку «поехали» (6). То есть шесть действий вместо двух (и это без учёта количества нажатий на экран во время набора текста и перебора предложенных в поисковой выдаче вариантов).
Кроме того, взбесило отсутствие возможности изменять масштаб карты традиционным щипком - только кнопками «+» и «-», размеры которых меньше кончика мизинца. Очень «удобно» управлять, не отвлекаясь от дороги.
Перейдём к второй важной составляющей любой поездки - музыке. Протестировано на «Яндекс музыке» (кстати, ссылка на мой обзор странностей ребрендинга этого сервиса в конце статьи). В сервисе можно послушать любую музыку из библиотеки Яндекса, но только... в том случае, если она попадётся вам в «Моей волне», предопределённых сервисом подборках и плейлистах, а также, если песня находится в списке понравившихся (ранее вы ей поставили «лайк»). То есть в интерфейсе «Яндекс музыки» просто нет возможности поиска ни по музыке, ни по подкастам! Аналогичный бред в приложении подкастов от Apple и их родном плеере.
В очередной раз разработчики побеспокоились о безопасности автомобилиста, ведь "гораздо безопаснее" брать в руки телефон и совершать необходимые действия в нём, чем в пару нажатий осуществить это на дисплее автомобиля. С учётом того, что подобные интерфейсные фичи наблюдаются почти во всех приложениях (хотя заблокированный в РФ SoundCloud почему-то смог впихнуть в своё приложение адекватный поиск), можно утверждать, что это следствие дурацких требований Apple (впрочем в скрепном «Яндекс авто» зашита ровно такая же версия «Музыки»).
Понятно, что практически все вышеперечисленные действия можно выполнить с помощью голосового управления, но для этого придётся предоставлять расширенные права Siri или другим «голосовым помощникам», на что готовы пойти очень немногие.
Кстати о расширенных правах (именно об этом я упомянул в 1 пункте негодования про ложные утверждения). В CarPlay есть поддержка мессенджеров - в моём случае Telegram и WhatsApp. Только вот если вы подумали, что сможете прочитать текст присланного вам сообщения на большом экране, не залезая в телефон, вынужден вас огорчить. "Заботящиеся о вашей безопасности" инженеры Apple предусмотрели только возможность диктовки этих сообщений голосом помощника Siri. А для того, чтобы это осуществить, Вам потребуется предоставить упомянутому помощнику полный доступ к переписке 🥳
Нет, я конечно не строю особых иллюзий по поводу безупречной конфиденциальности своих данных, доверенных айфону, но добровольно согласиться на передачу их в Купертино у меня рука как-то не поднимается.
Ну и напоследок - CarPlay невозможно использовать в случае, если Siri отключена в настройках телефона. За три года использования айфона она мне не понадобилась буквально ни разу. Надо ли говорить, что при использовании CarPlay она мне также ни разу не пригодилась?… А тут извольте - обязательно. Зато слушает она меня теперь постоянно 🤷🏼♂️
По итогу под распиаренным брендом CarPlay мы получаем на экране мультимедиа катастрофически урезанную версию iOS, работающую с огрехами, стремящуюся заполучить ваши данные, а также (вопреки заявленному предназначению) снижающую безопасность вождения. Ведь вряд ли человек откажется от использования кучи функций просто из-за того, что их не предусмотрено на в автомобиле - он просто полезет искать их в телефон.
В ближайшее время постараюсь потестировать аналог CarPlay от Гугла - Android Auto. Посмотрим, удалось ли им избежать в своём продукте подобных косяков.
Благодарю за прочтение. Если вам нравятся мои статьи, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Впереди много интересного из мира дизайна и не только ;)
А здесь обещанная статья про странности в ребрендинге "Яндекс музыки".