Моя любимая Девятка.
Вот и снова сентябрь! Для меня он не шелестит листвой – до листопада в моём маленьком южном городе ещё очень далеко. Для меня сентябрь звенит детскими голосами, которые после летнего затишья звенят в школе, и на окрестных улицах. Это мой тридцать седьмой рабочий сентябрь, а в этой школе – тридцать третий! В обычной средней школе № 9. Как же быстро они пролетели – эти годы, словно бумажные самолётики из страничек школьных тетрадок, выпущенные из окна моего кабинета шаловливой детской рукой.
Лето школьное пролетело, снова осень в школьном дворе!
Липы старые в школьном сквере, что-то шепчут моей детворе!
Им желают они удачи, в путь далёки они зовут,
Пусть лишь радость и счастье с удачей вас за школьным порогом ждут!
Мы с моей школой ровесники – обе 1965 года рождения. Поэтому иногда скрипим, вздыхаем, ворчим, а потом обуваем туфли на каблуке, подводим глазки, подкрашиваем губки, смотрим в зеркало, висящее в школьном фойе, и говорим:«Да мы с тобой ещё очень даже ничего, моя любимая Девятка!)»
Здесь прошла большая часть жизни, здесь я провожу иногда больше времени, чем дома. Прихожу ранним утром, когда в школьных коридорах на мягких лапах, словно большой, пушистый серый кот, блуждает тишина, и ухожу, когда детский бурный, шумный поток растворяется в улицах микрорайона, который я знаю до каждого переулка, неся домой пакеты с тетрадками и рисунками. А иногда я проводила здесь и ночи. В те времена, когда выпускные вечера проводили не в ресторанах, а в школьной столовой. Мы с подругами украшали зал, писали сценарии, подбирали стихи и музыку, настраивали проигрыватель или магнитофон, и репетировали до упаду, ну прямо как мои любимые мэмберы!) А ранним утром выпускали с детьми на школьном пороге, белых голубей, загадав желания, и шли на мост над Кубанью, встречать первый их взрослый рассвет. Я знаю здесь каждый кабинет, каждый коридор, каждый скол на ступеньке.
Здесь я выучила столько учеников, что теперь гуляя по городу, здороваюсь с ними и их родителями чуть ли не каждые полчаса, или встречаю их, в какую бы организацию не пришла по делам. Здесь выросли племянники, сын и его друзья – ровесники бантан. Здесь встретила тех, кто за эти годы стал не просто коллегами, и даже не просто подругами, мы можно сказать родственники, как бантаны друг другу!) Мы знаем друг о друге всё, мы были вместе и в радости, и в горе, мы учили детей друг друга, отмечали вместе дни рождения, свадьбы, новоселья и печальные для нас даты. Это благодаря им, я продержалась в школе столько лет! Благодаря им - моим девочкам! И пускай, некоторые из них, перешли в другие школы, и даже уехали в другие города – они навсегда мои любимые подруги!
Это к ним я спешу ранним утром, что бы выпив чашку кофе, посмеявшись, или слегка взгрустнув, подбодрив друг друга, разбежаться по кабинетам, чтобы встретив наших детей, сеять разумное, доброе, вечное!
Наши дети, наши ученики - как же с ними не просто, интересно, нервно, забавно, в общем, по-разному! Иногда доводят до состояния извержения вулкана, и тогда, придя домой я включаю на полную громкость BTS, классику, мелодии для саксофон, и глажу своих кошек до шёлкового блеска!) А иногда, обнимет кто-нибудь на перемене мимоходом, оставит на столе конфету, нарисует мой портрет, и хожу я счастливая весь день!
Иногда с некоторыми из них у меня складываются особенно тёплые взаимоотношения. Причины самые разные: кто-то любит и умеет рисовать, и участвует в бесконечных конкурсах рисунка, кто-то дерзил, срывал уроки, пока был маленьким, а вырос, и заглядывает в кабинет, смотрит слегка виновато: «Можно я у Вас на перемене посижу? А Вы на нас не сердитесь?» Да, сиди уж, не сержусь – работа у меня такая, переживать вместе с вами ваш переходный возраст, сколько уж лет подряд. Кто-то - сын или дочь моих, выросших учеников, или внук, или внучка одноклассниц. А когда услышали мелодии BTS, доносившиеся из моего кабинета, ко мне как бабочки, стали слетаться их поклонницы, мои фиолетовые принцессы – так я стала их называть! Их оказалось очень много, и среди них и моя бывшая ученица, а теперь коллега и подруга, и полная тёзка!)
В моём кабинете выставлена одна из экспозиций нашего школьного музея, которым я заведую: «Предметы быта народов Кубани». И вот один из моих озорников Гриша просит: «Можно на балалайке поиграть?» - другой вторит: «А на гармошке?» «Играйте!» - вдруг станете знаменитыми, как мои мэмберы!)
В лаборантской моего кабинета стоит старое школьное пианино. Новые технологии вытеснили его из школьной жизни, стало не нужным, вот и убрали, но выбросить рука не поднялась, и я заботливо вытирала с него пыль. Играть не умею, веду ИЗО, но музыку очень люблю, и считаю, что границы между этими искусствами очень условны.
Вот с этого пианино всё и началось. В старших классах я не веду, но заглянула к моим художницам, уж очень интересный конкурс пришёл: «Международный конкурс иллюстрации к Китайским сказкам»! «Жалко, что не к Корейским!)» - пропели мои девочки! Но рисовать согласились – всё таки Азия!) На перемене ко мне в класс заглянула новенькая девочка из этого класса: «А можно и я нарисую?!» «Конечно можно! Ты новенькая? Как зовут?» «Лера!» - ответила милая старшеклассница, и мы разговорились словно знали друг друга давно, прямо как в школьной дораме, которую снимали наши ребята BTS.
Узнав о пианино, Лера рассказала, что играет на укулеле, а вот на пианино не умеет, но очень хочет научиться. И она начала прибегать на перемене, включать на телефоне уроки игры на пианино и учится, ей помогала одноклассница Альбина, окончившая музыкальную школу. В шутку я задала Але вопрос из любимого фильма «Место встречи изменить нельзя»: «А Мурку можешь?!» Ответ приятно удивил: «Могу! Бабушка научила!)» Потом эту бабушку, чуть старше меня, я встретила в магазинчике, покупая себе куртку – она оказалась продавцом, и мы, забыв обо всём, долго радостно говорили о наших девочках. А Лера к концу учебного года уже наигрывала любимые мелодии. За ней пришли и те, кто занимается в музыкальной школе, и те кто, как и Лера, очень хотел научиться играть. В этом году одного из таких моих самоучек, того самого Гришу, записали в музыкальную школу!
Лера выпустилась в прошлом учебном году, и уже окончила первый курс нашего педагогического университета, берёт частные уроки игры на пианино, и прибегает в гости, и в школу, и ко мне домой – мы живём неподалёку, а в школе учатся две её сестрички.
Благодаря бантанам я подружилась с ещё одной очень талантливой девочкой, она тоже пришла в нашу школу уже в восьмой класс и знали мы друг друга мало, но Диана серьёзно занималась в городской художественной школе, готовила дипломную работу, картину на тему истории нашего города, поэтому обращалась ко мне за помощью. Но когда во время предметной недели искусств, Диана нарисовала газету с портретами Бетховена и … Тэхёна! Я спешившая, куда-то по школьному коридору – застыла на месте! «Диана, это кто?» - задала я осторожный вопрос! Ответ был чётким и смелым: «Мой любимый певец южнокорейской группы! А вы, их знаете?» - я улыбнулась в ответ!
Мои дети, мои ученики – они разные: весёлые, дерзкие, задумчивые, колючие, озорные, добрые. Иногда им больше нужны не знания, а внимание, а иногда стакан горячего чая и шоколадка. Они радуют, огорчают, смешат, удивляют, дарят конфеты, которые я не ем, а оставляю в кабинете для них же, карточки и постеры с любимыми артистами, они вдохновляют, как и бантаны! Так и прилетела ко мне, так и написалась, благодаря им ещё одна моя сказка: «ИЗО с BTS, или путешествие по Школьной Вселенной».
И так, мои дорогие читатели, я приглашаю вас в путешествие по нашей школьной вселенной! Один из первых моих читателей, он же один из главных героев, хоть и появиться только в конце, прочитав, написал мне очень приятный и довольно профессиональный отзыв, сказав: «Здорово, вот только понятно будет тем, кто учился в нашей школе!»
В чём-то он прав. Но потом я подумала: «А ведь школьное детство было у всех! Пускай оно было разным, случилось в разные годы и даже эпохи! Но ведь было много общего, похожего, и с нашими бантанами тоже!» Арман, я надеюсь читает эти строчки)! Вот и посмотрим чем похожи наши с вами школьные годы, а чем отличаются!)
Ну что же, в путь!
ИЗО с BTS, или путешествие по Школьной Вселенной.
Людмила Владимировна – повелительница школьного времени, хранительница школьной тишины, страж детской безопасности, и по совместительству школьный вахтёр оторвала взгляд от экрана камер видеонаблюдения – пора давать звонок! Самый любимый и самый долгожданный ЗВОНОК – звонок с последнего урока, к тому же сегодня ПЯТНИЦА!!! Она решительно нажала на кнопку.
Знакомая мелодия разлетелась по школьному зданию и через мгновение коридоры превратились в бурляще-шумящие, словно горные реки потоки. В низу в гардеробе они сливались в один бушующий океан. Кто- то искал сменку, у кого-то пропала шапка, кто-то отнимал у старшеклассника куртку, доказывая, что с утра она была его размера!!! Уставшие учителя уговаривали эту весёлую орду идти домой – получалось плохо!) Вот если бы с уроков отпустили – исчезли бы молниеносно!!! Но постепенно детский океан выливался на улицу, там, в школьном сквере, играя молодой листвой берёз и лип, заливаясь птичьими трелями, детвору поджидала их лучшая подруга – школьная весна!!! Стремительными, звонкими ручейками детвора растекалась по городским улицам, наполняя их весёлым, озорным шумом! А в школу на мягких кошачьих лапах входила ти-ши-на.
И только две девочки пытались двигаться против общего течения. Наконец им это удалось, и они вернулись в школу. Это была девятиклассница Диана с пышными, словно золотые пружинки волосами и одиннадцатиклассница Лера – стройная, светловолосая с модной стрижкой. От шального школьного океана они отделились в разных местах, но встретились в одном – в коридоре 3его этажа!