Конфликты являются неотъемлемой частью человеческого взаимодействия, и умение эффективно их разрешать имеет решающее значение для поддержания здоровых отношений и достижения целей.
Существует ряд стратегий поведения, которые можно использовать для управления и разрешения конфликтов:
- Приспособление — соглашательская политика, при которой одна сторона конфликта соглашается с другой стороной, признавая её правоту, несмотря на имеющиеся возражения.
- Избегание — уход от конфликтной ситуации, при котором любая из сторон стремится «перевести стрелки» на что-то другое, чтобы не концентрировать внимание на самом конфликте.
- Соперничество — активное противостояние одной конфликтующей стороны другой в борьбе за что-то ценное, имеющее значимость для обеих сторон.
- Компромисс — совместно найденное решение конфликтной ситуации, удовлетворяющее обе стороны.
- Сотрудничество — попытка разрешить конфликт, учитывая интересы противоположной стороны и ценность межличностных отношений.
Рекомендации по использованию того или иного способа разрешения конфликта и случаи, в которых данная стратегия поведения наиболее целесообразна.
Приспособление:
- наиболее важной задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешения конфликта;
- существует возможность позволить подчиненным действовать по собственному усмотрению, чтобы они приобрели навыки, извлекая уроки из собственных ошибок;
- необходимо признать собственную неправоту;
- для отстаивания своей точки зрения требуется много времени и значительные интеллектуальные усилия;
- вас не особенно волнует случившееся;
- вы чувствуете, что важнее сохранить с оппонентом хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;
- вы понимаете, что итог намного важнее для оппонента, чем для вас
Компромисс:
- у сторон одинаково убедительные аргументы;
- необходимо время для урегулирования сложных проблем;
- необходимо принять срочное решение при дефиците времени;
- сотрудничество и директивное утверждение своей точки зрения не приведут к успеху;
- обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
- вас может устроить временное решение;
- удовлетворение ваших требований имеет для вас не очень большое значение и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель;
- компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения с оппонентом, и вы предпочитаете хоть что-то, чем потерять все.
Сотрудничество:
- необходимо найти общее решение, если оба подхода к проблеме важны и не допускают компромиссного варианта;
- целями обсуждения являются приобретение совместного опыта работы и получение широкой информации;
- необходимы интеграция точек зрения и сближение мнений сотрудников;
- представляется важным усиление личностной вовлеченности в деятельность и групповая сплоченность;
- у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
- у вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на основе перспективных планов);
- вы и ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения.
Избегание:
- источник разногласий несущественен по сравнению с более важными задачами;
- необходимо время, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации;
- изучение ситуации и поиск дополнительной информации о природе конфликта представляются более предпочтительными, чем немедленное принятие какого-либо решения;
- предмет спора не имеет отношения к делу, уводит в сторону и при этом является симптомом других более серьезных проблем;
- подчиненные могут сами успешно урегулировать конфликт;
- напряженность слишком велика и вы ощущаете необходимость ослабления накала;
- вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;
- у вас мало полномочий для решения проблемы желательным способом;
- немедленно решить проблему опасно, поскольку открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию
Соперничество:
- требуются быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных ситуаций;
- при решении глобальных проблем, связанных с эффективностью деятельности (при уверенности руководителя в своей правоте);
- при взаимодействии с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль;
- исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
- вы обладаете достаточными полномочиями для принятия решения и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;
- вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять.
Большое значение в разрешении конфликтных ситуаций имеет общение участников, центральным моментом которого является переговоры.
Независимо от выбранной стратегии, есть некоторые общие принципы, которые способствуют эффективному разрешению конфликтов:
- Общайтесь четко и уважительно:
Выражайте свои мысли и чувства ясно и уважительно, даже если вы не согласны с другой стороной.
- Слушайте активно.
Слушайте точку зрения другой стороны и старайтесь понять ее позицию.
- Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях:
Определите основные потребности и интересы, лежащие в основе конфликта, а не сосредотачивайтесь на конкретных позициях.
- Ищите взаимовыгодные решения:
Стремитесь к решениям, которые удовлетворяют потребности всех вовлеченных сторон.
- Будьте готовы идти на компромисс:
Компромисс часто необходим для достижения взаимовыгодного решения.
- При необходимости обратитесь за помощью:
Если вы не можете самостоятельно разрешить конфликт, подумайте о том, чтобы обратиться за помощью к посреднику или консультанту.
Эффективное управление конфликтами может помочь сохранить отношения, достичь целей и создать позитивную и продуктивную среду.
Предлагаю Вам пройти тест Томаса-Килманна на поведение в конфликте 👇🏻: