Найти в Дзене

Стратегии поведения в конфликте.

Конфликты являются неотъемлемой частью человеческого взаимодействия, и умение эффективно их разрешать имеет решающее значение для поддержания здоровых отношений и достижения целей.

Существует ряд стратегий поведения, которые можно использовать для управления и разрешения конфликтов:

  1. Приспособление — соглашательская политика, при которой одна сторона конфликта соглашается с другой стороной, признавая её правоту, несмотря на имеющиеся возражения.
  2. Избегание — уход от конфликтной ситуации, при котором любая из сторон стремится «перевести стрелки» на что-то другое, чтобы не концентрировать внимание на самом конфликте.
  3. Соперничество — активное противостояние одной конфликтующей стороны другой в борьбе за что-то ценное, имеющее значимость для обеих сторон.
  4. Компромисс — совместно найденное решение конфликтной ситуации, удовлетворяющее обе стороны.
  5. Сотрудничество — попытка разрешить конфликт, учитывая интересы противоположной стороны и ценность межличностных отношений.
-2

Рекомендации по использованию того или иного способа разрешения конфликта и случаи, в которых данная стратегия поведения наиболее целесообразна.

Приспособление:

  • наиболее важной задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешения конфликта;
  • существует возможность позволить подчиненным действовать по собственному усмотрению, чтобы они приобрели навыки, извлекая уроки из собственных ошибок;
  • необходимо признать собственную неправоту;
  • для отстаивания своей точки зрения требуется много времени и значительные интеллектуальные усилия;
  • вас не особенно волнует случившееся;
  • вы чувствуете, что важнее сохранить с оппонентом хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;
  • вы понимаете, что итог намного важнее для оппонента, чем для вас
-3

Компромисс:

  • у сторон одинаково убедительные аргументы;
  • необходимо время для урегулирования сложных проблем;
  • необходимо принять срочное решение при дефиците времени;
  • сотрудничество и директивное утверждение своей точки зрения не приведут к успеху;
  • обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
  • вас может устроить временное решение;
  • удовлетворение ваших требований имеет для вас не очень большое значение и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель;
  • компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения с оппонентом, и вы предпочитаете хоть что-то, чем потерять все.
-4

Сотрудничество:

  • необходимо найти общее решение, если оба подхода к проблеме важны и не допускают компромиссного варианта;
  • целями обсуждения являются приобретение совместного опыта работы и получение широкой информации;
  • необходимы интеграция точек зрения и сближение мнений сотрудников;
  • представляется важным усиление личностной вовлеченности в деятельность и групповая сплоченность;
  • у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
  • у вас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на основе перспективных планов);
  • вы и ваш оппонент хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения.
-5

Избегание:

  • источник разногласий несущественен по сравнению с более важными задачами;
  • необходимо время, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации;
  • изучение ситуации и поиск дополнительной информации о природе конфликта представляются более предпочтительными, чем немедленное принятие какого-либо решения;
  • предмет спора не имеет отношения к делу, уводит в сторону и при этом является симптомом других более серьезных проблем;
  • подчиненные могут сами успешно урегулировать конфликт;
  • напряженность слишком велика и вы ощущаете необходимость ослабления накала;
  • вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;
  • у вас мало полномочий для решения проблемы желательным способом;
  • немедленно решить проблему опасно, поскольку открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию
-6

Соперничество:

  • требуются быстрые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных ситуаций;
  • при решении глобальных проблем, связанных с эффективностью деятельности (при уверенности руководителя в своей правоте);
  • при взаимодействии с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль;
  • исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
  • вы обладаете достаточными полномочиями для принятия решения и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;
  • вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять.
-7

Большое значение в разрешении конфликтных ситуаций имеет общение участников, центральным моментом которого является переговоры.

Независимо от выбранной стратегии, есть некоторые общие принципы, которые способствуют эффективному разрешению конфликтов:

  • Общайтесь четко и уважительно:

Выражайте свои мысли и чувства ясно и уважительно, даже если вы не согласны с другой стороной.

  • Слушайте активно.

Слушайте точку зрения другой стороны и старайтесь понять ее позицию.

  • Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях:

Определите основные потребности и интересы, лежащие в основе конфликта, а не сосредотачивайтесь на конкретных позициях.

  • Ищите взаимовыгодные решения:

Стремитесь к решениям, которые удовлетворяют потребности всех вовлеченных сторон.

  • Будьте готовы идти на компромисс:

Компромисс часто необходим для достижения взаимовыгодного решения.

  • При необходимости обратитесь за помощью:

Если вы не можете самостоятельно разрешить конфликт, подумайте о том, чтобы обратиться за помощью к посреднику или консультанту.

Эффективное управление конфликтами может помочь сохранить отношения, достичь целей и создать позитивную и продуктивную среду.

Предлагаю Вам пройти тест Томаса-Килманна на поведение в конфликте 👇🏻:

Пройти тест: Тест Томаса-Килманна, TKI