Знаменитая мастерская Фаберже к 1917 году выпускала ежегодно более 100 тыс. ювелирных и драгоценных изделий. К этому времени в доме Карла Густавовича скопилось ценностей на сумму не менее 7.5 млн рублей. Понимая, чем грозит ему революция, Фаберже, конечно же, попытался спасти это свое имущество.
Предусмотрительный ювелир
В надежде на то, что новые власти не будут трогать собственность иностранцев, Карл Густавович сдал свой дом в аренду шведской дипломатической миссии. В качестве оплаты за аренду шведы при этом должны были обеспечить сохранность ценностей, хранящихся в здании. Оставшиеся драгоценности Фаберже разделил на части и распределил по знакомым с просьбой вывезти их за границу или хотя бы обеспечить их сохранность «до лучших времен».
Несмотря на такую достаточно основательную «страховку» Фаберже в конечном итоге все же лишился практически всех своих сокровищ.
Как потеряли сокровища шведы
Шведам, хотя они и делали все возможное, чтобы выполнить условия договора с Карлом Густавовичем, не удалось сохранить вообще ничего. Не помогло даже то, что совнарком незадолго до заключения договора аренды дипломатов с Фаберже принял декрет о защите собственности иностранцев.
В конце октября 1917 г. дипломаты получили информацию о том, что на дом Фаберже готовиться налет. Такие налеты в революционном Петрограде были не редкостью и шведы испугались. И чтобы сохранить сокровища, упакованные Фаберже в саквояжи и чемоданы, дипломаты в спешном порядке перевезли их в норвежское посольство.
Однако грабители каким-то образом получили информацию о перемещении сокровищ. Возможно, за домом Фаберже велась слежка. Может быть, также грабителей предупредил кто-то из работников посольства. В любом случае через день после перевозки чемоданов на норвежское посольство был совершен налет.
Напоив охрану, состоящую из двух молодых шведов, грабители погрузили чемоданы и саквояжи Фаберже на подводу и скрылись в неизвестном направлении.
Поскольку ограблена была иностранная миссия, по этом делу, конечно же, в оперативном порядке назначили следствие. Однако выяснить следователям так ничего и не удалось. Свидетель происшествия нашелся только один. Проживавший в Петрограде гражданин заявил, что он видел, как какие-то подозрительные люди грузили чемоданы и саквояжи на поезд, уходящий в Москву.
Эти пропавшие из норвежского посольства ценности Фаберже в последующем найдены так и не были. Лишь в 1995 г. на одном из престижных зарубежных аукционов всплыл папиросник Фаберже с защелкой, украшенной сапфиром. По описанию в нем опознали вещь, лежавшую в одном из саквояжей клада. Кем был владелец этого папиросника однако осталось неизвестным.
Богатый клад
Самих сокровищ, оставленных Фаберже шведам, было по-настоящему много. С началом революции многие знатные российские дворяне, надеясь спасти свои драгоценности и дорогие безделушки, сдали их на хранение Карлу Густавовичу. Так поступила, к примеру, балерина Матильда Кшесинская, владелица огромного количества ювелирных изделий. Находились в вывезенных на подводе саквояжах и недоделанные изделия из заказов царской семьи.
В общей сложности список драгоценностей, оставленных Фаберже шведским дипломатам, имел длину в 20 страниц. Общая же стоимость этих сокровищ на начало прошлого века составляла порядка 1 600 000 рублей (в переводе на сегодняшние деньги – около миллиарда).
Основная часть сокровищ Фаберже, а также ценности, оставленные ему бежавшими из России дворянами, таким образом, была безвозвратно утрачена. К сожалению, в большинстве своем не удалось сохранить и драгоценности, распределенные Карлом Густавовичем по знакомым.
Обман со стороны знакомых
Конечно же, для переправки ценностей за границу Фаберже выбирал проверенных людей, хорошо знакомых ему, а также работников своей же мастерской. Этим людям ювелир полностью доверял. Но многие из них в последующем просто-напросто обманули Фаберже.
Список этих надежных людей пожилой уже Карл Густавович передал своему старшему сыну Евгению Фаберже. Когда Евгений за границей обратился к этим людям, многие из них не вернули ему сокровища. Основной отговоркой было то, что ценности будто бы отобрали при пересечении границы. В некоторых случаях такое, конечно, действительно могло быть. Но далеко не всегда.
К примеру, нечистым на руку оказался главный бухгалтер мастерской Фаберже Отто Бауэр, с которым Карл Густавович проработал вместе много лет. Когда Евгений Фаберже в 1923 г, находясь в Латвии, обратился к Бауэру с просьбой вернуть сокровища, переданные ему отцом, тот заявил, что ценности отобрали чекисты.
Однако на самом деле бухгалтер сумел вывезти бриллианты и жемчуга Фаберже в каблуках своих сапог. На вырученные от продажи этих ценностей деньги Бауэр в последующем купил в Латвии огромную усадьбу. Конечно, Фаберже поняли, что их обманули. Евгений обратился с заявлением к латвийским властям. Прижатый к стенке Бауэр вернул ценности, но лишь частично.
Честный содиректор
Многие доверенные, выбранные Фаберже, однако все же оказались людьми порядочными и вернули ювелиру его ценности. Но не всем таким людям во время революции удалось покинуть пределы России. Не смог выехать в эмиграцию, к примеру, один из сотрудников московского магазина Фаберже на Кузнецком мосту.
Звали этого сотрудника Владимиром Аверкиевым. В магазине Фаберже он считался содиректором владельца. Не сумев уехать за границу, он в последующем устроился в Металлтрест юрисконсультом. Несколько лет Аверкиев проработал на этой должности, получая небольшую зарплату, но ближе к 30-м годам был арестован. Условий заключения пожилому уже Владимиру выдержать не удалось. Аверкиев скончался в 1929 г. в заключении. Своей тайны, связанной с Карлом Фаберже, за много лет он так никому и не открыл.
Сокровища в перекрытии
В 90-е годы рабочие трудились в Москве по реконструкции старого дома на улице Солянка, 13. Дом, который им предстояло отремонтировать, ничего особенного собой не представлял. Это был обычный типичный московский старый обшарпанный особняк. Ремонтируя перекрытия, рабочие неожиданно наткнулись на две большие жестяные коробочки из-под конфет производство начала XX в.
Разумеется, такая старая находка заинтересовала строителей. Вместо того, чтоб выкинуть, как другой обычный бытовой хлам, которого бывает много на стройках, рабочие вскрыли коробочки. И не пожалели об этом. Внутри рабочих ждало нечто невообразимое. В коробочки было упаковано огромное количество красивейших ювелирных изделий. Большинство из этих изделий при этом имели бирки с названиями и ценами. То есть когда-то их в спешке собрали прямо с витрины магазина.
Клад был передан специалистам, которые обнаружили на многих изделиях из коробочек клеймо Фаберже.
Подлинные украшения
Известно, что после революции настоящие оттиски-клейма Фаберже попали в руки нечистых на руку людей. Поэтому на рынке появилось огромное количество подделок изделий Фаберже с его настоящими клеймами.
Проверив изделия из коробочек специалисты однако пришли к выводу, что каждая из этих драгоценных вещей является подлинником.
Конечно же, у исследователей сразу же возник вопрос, каким образом украшения от Фаберже могли попасть в перекрытия дома №13 по ул. Солянка. Долго искать ответ на этот вопрос им не пришлось. Эксперты быстро выяснили, что когда-то в этом доме жил бывший содиректор Фаберже в магазине на Кузнецком мосту Аверкиев.
"Сидя" на сокровищах
Не сумев уехать из России, Владимир Аверкиев спрятал оставленные ему Карлом Густавовичем украшения под полом той квартиры, где он жил. Оставленный ему клад он, видимо, сохранил в целости и сохранности, не забрав из него ни одной «безделушки». И это при том, что общая стоимость сокровищ из жестяных банок составляла сотни, если не тысячи зарплат советского служащего.
Еще одна версия
Существует также версия, что клад в жестяных коробках мог спрятать в конструкциях здания кто-то из доверенных лиц купцов Харитоновых. До революции особняк №13 принадлежал именно этому семейству. Сами купцы здесь не жили. Но в доме проживал их близкий друг Чупров. Возможно, как и Фаберже, после революции Харитоновы отдали этому ничем не примечательному для новых властей и небогатому человеку свои сокровища на сохранение.
Сокровища в музее
В любом случае после осмотра и оценки, как и в 20-е годы, клад, найденный на ул. Солянка №13 был сдан в Гохран. Некоторая часть – 13 изделий, также была передана в экспозицию Оружейной палаты. Ныне эти ценности выставляются в музее и даже иногда «путешествуют» по городам России с экспозициями.
Историки в свою очередь считают находку в доме №13 поистине уникальной. Ведь подлинных изделий Фаберже в мире сохранилось очень мало. Разумеется, все украшения из клада роскошны и выглядят просто великолепно.
К примеру, очень красиво мог бы смотреться на какой-нибудь даме конца XIX – начала XX в. симпатичный кулон из платины с небольшими бриллиантами и белой жемчужиной-подвеской неправильной формы.
Роскошны и серьги с изумрудами-кабошонами в окружении бриллиантов. Несмотря на то, что эти сережки имеют относительно небольшие размеры, судя по бирке, в начале века они стоили целых 6000 руб. Такое украшение могло быть достойно дворянки самого высокого происхождения. К примеру, на свадьбу младшей сестры Николая II, великой княжны Ольги Александровны Фаберже изготовил бриллиантовый фермуар стоимостью в 8 тыс. рублей.
Большую ценность имел и кулон с бриллиантами и изумрудами из серебросодержащего сплава оригинального дизайна в виде лотоса. Его стоимость обозначена на бирке в 18 тыс. руб. В этом украшении изумрудные «полоски» гармонично и деликатно вклиниваются в россыпь бриллиантов.
Серьги Фаберже и украшение Людмилы Зыкиной
Особый интерес вызывают также серьги с сапфирами в окружении бриллиантов. Считается, что они очень похожи на серьги, которые так любила носить Людмила Зыкина. В прошлом веке некоторые любители творчества певицы считали, что ее серьги были изготовлены когда-то Фаберже. Дело в том, что их происхождение в точности неизвестно. Людмила Зыкина купила их у черного перекупщика.
Возможно, серьги певицы действительно вышли из-под рук мастеров компании Фаберже. Но, если сравнить их с серьгами из клада дома №13, то можно заметить, что выглядят они несколько более кустарно.
Стиль Фаберже
Все изделия, найденные в доме №13, выполнены в духе Фаберже - с самой тщательной проработкой деталей. Камни в них закреплены особым фирменным методом «воздушной зацепки». В этом случае платиновые, серебряные или золотые «держатели» совершенно незаметны среди драгоценных камней. Благодаря этому, камни в украшениях образуют совершенно неповторимые ровные и плавные ажурные узоры.
Интересно то, что платиновые изделия, в отличие от золотых и серебряных в кладе из дома №13 клейма не имеют. В царской России платина считалась металлом, значительно уступающим в цене золоту и серебру. Поэтому клеймить такие изделия было не принято.
По словам специалистов, найденный в 90-е клад еще раз подтвердил мнение о мастерах Фаберже, как о специалистах самого высокого класса. В изделиях из клада причудливо сплетаются элементы модерна и роскошь искусства старых мастеров.
В некоторых украшениях заметны даже зачатки нового стиля, в полной мере проявившего себя лишь в 20-е годы. По кладу, таким образом, явственно видно, как, опираясь на завоевания прошлого, ювелиры Фаберже всегда чутко следили за сменой модный веяний.