Когда люди говорят о железных дорогах, в голову приходят мощные поезда, железные рельсы и гудки паровозов. Но если бы вы спросили у жителя Америки середины XX века о том, что приходит ему на ум, когда речь заходит о железных дорогах, он непременно ответил бы: Чесси. Это история о том, как символ домашнего уюта и спокойствия стал настоящим феноменом, объединившим миллионы людей, переживающих самые тяжелые моменты своей жизни.
Как все началось?
В разгар Великой депрессии, в 1933 году, американская железнодорожная компания Chesapeake and Ohio (C&O) представила миру нового маскота — маленькую кошечку по имени Чесси. Время было не из легких: Америка боролась с экономическим кризисом, и люди искали хоть какую-то поддержку. И тут появилась Чесси, олицетворяющая уют, спокойствие и безопасность. Рекламный слоган «Спи как котенок» стал настоящим хитом, а образ спящей кошечки стал символом того самого уюта, которого так не хватало.
Чесси на самом деле была обычным рисунком малоизвестного художника по имени Гвидо Грюневальд. Однажды его работы напечатали в местной газете, и они понравились вице-президенту C&O, Лайонелу Проберту. Он решил использовать мордочку кошки в новой рекламе и купил рисунок за каких-то 5 долларов (что эквивалентно примерно 100 долларам сейчас). К сожалению, сам Грюневальд не дожил до того времени, когда его работа стала популярной, и умер за несколько лет до этого.
Имя у героини данной статьи появилось только в 1935, когда журнал опубликовал небольшое сообщение под названием "Благодарность Чесси":
Год назад мы встретили тебя, одинокого маленького котенка, ищущего дом. Ты нашла его, а мы нашли друга. Когда мы опубликовали твою фотографию, многие сказали: „Слыханное ли это дело, использовать какую-то дурацкую кошку в рекламе железной дороги?“ Но ты показала им, Чесси! Дети не ложились спать, если тебя не было рядом. Нам звонили семьи, спорившие за обеденным столом, что лежит на твоей подушке — лапа или хвост? Всего за одну ночь ты стала звездой. Никакого красноречия не хватит, чтобы рассказать о превосходном комфорте кондиционированных поездов Chesapeake and Ohio так, как это сделала ты. Видя, как ты едешь в поезде „Джордж Вашингтон“, уютно устроившись на мягкой, чистой и прохладной постели, другие путешественники тоже захотели на нем прокатиться. Они продолжают приходить к нам и приводят своих друзей. И за все это, Чесси, мы тебе очень благодарны. Как и множество тех, кто теперь тоже может „спать как котенок“. Мы собираемся поместить твою фотографию с двумя маленькими Чесси на календарь 1935 года, но прекрасно понимаем, что этих календарей на всех не хватит.
И действительно, художники сильно заморочились, и придумали новый плакат – уже с двумя маленькими котятками, которые были совершенно не похожи на маму, их назвали Нип и Так. Возможно, будь жив автор оригинальной Чесси, то маскотов сделали бы разными, но, к сожалению, этого не случилось.
Со временем влюбленная в Чесси публика начала задаваться вопросом, куда подевался отец двух пушистых комочков. C&O, не желая расстраивать людей в столь трудные времена, выпустила новую рекламу, в которой представила нового персонажа — отца по имени Пик.
Чесси и война
С началом Второй мировой войны Чесси не потеряла своей популярности, а, наоборот, приобрела новое значение. В военные годы многие американцы писали о том, как тяготы войны заставляли их лишать себя простых удовольствий, но даже тогда они не могли расстаться с образом любимой кошечки. Одна поклонница в 1943 году даже посвятила ей четверостишие:
"Согласна кофе меньше пить,
Не кушать мед и пышки,
Но жить без Чесси в 43-м?
Это уже слишком!"
C&O использовала Чесси в своих рекламных кампаниях, подчеркивая, как компания помогает фронту, доставляя важные грузы для армии и поддерживая страну в трудные времена. Маскот стал не просто рекламным ходом, а настоящим символом надежды и веры в лучшее будущее. Одно из трогательных писем, адресованных Чесси от имени её возлюбленного кота Пика, украшало календарь компании в 1942 году:
"Ты тоже замечательно справляешься, Чесси. Не только как представитель Chesapeake and Ohio, но и как символ терпеливого спокойствия в мире свободных людей, где и беззащитные, и сильные могут спать как котята."
В то время как Чесси пришлось переселиться с привычного места №9 в поездах C&O на пол (времена похуже прежних, уступить место уставшему солдату было правильным тоном), Пик был на фронте вместе с мужьями и отцами юных авторов писем, адресатом которых являлась Чесси. Это грело американское население еще больше.
После войны: возвращение к мирной жизни
Когда война закончилась, C&O продолжила использовать образ Чесси, чтобы символизировать возвращение к нормальной жизни. На одном из рекламных плакатов 1946 года Пик был изображен с медалями, а рядом с ним — Чесси и их котята Нип и Так. Это был не просто рекламный образ, а визуализация радости от окончания войны и воссоединения семей. Chesapeake and Ohio гордо заявляла, что помогла приблизить этот долгожданный момент, доставляя солдат домой.
В рекламной кампании того времени звучала важная мысль: теперь, когда война позади, компания обещала пассажирам комфорт и безопасность, которые ассоциировались с известным слоганом "Спи как котенок".
Неожиданные трансформации и вторая жизнь
Вторая половина 1950-х годов принесла изменения в образ Чесси. Теперь её изображали не спереди, а со спины, а её спутники Пик, Нип и Так исчезли из рекламы. Chesapeake and Ohio постепенно перешла от пассажирских к грузовым перевозкам, и слоган «Спи как котенок» потерял свою актуальность. Однако популярность Чесси не угасла — она буквально «выбралась из-под одеяла», став настоящей иконой. Теперь её изображение украшало посуду, одежду, значки и даже одеяла. В 1972 году компания C&O сделала Чесси частью своего нового логотипа, который сочетал букву «C» с изображением кошки. Саму компанию переименовали в Chessie System, закрепив связь с любимым персонажем.
В 1985 году компания выпустила очередной календарь, в котором героями стали не нарисованные персонажи, а настоящие котята. Это был новый виток популярности Чесси — теперь она жила в сердцах нескольких поколений американцев. В 1986 году Чесси даже появилась в образе реальной кошки по имени Эйнджел, взятой из приюта для животных.
Закат эпохи и наследие Чесси
К концу 1980-х годов Chessie System слилась с другой крупной железнодорожной компанией и отказалась от логотипа с кошкой. Но образ Чесси продолжал жить. Старые календари, значки, плакаты и другие рекламные материалы стали объектом коллекционирования. Поклонники искали брендированные вещицы с изображением спящего котенка в антикварных магазинах и на барахолках. Даже сегодня можно встретить людей, которые называют своих домашних любимцев в честь Чесси или делают татуировки с её изображением.
Кошачьи таланты на железной дороге
История Чесси оказалась настолько уникальной, что её до сих пор вспоминают в мире железнодорожного транспорта. Образ кошки на железной дороге встречается и в других странах. Например, японская кошка по имени Тама, ставшая станционным смотрителем, или британский Феликс — оба эти кота стали настоящими звездами среди железнодорожных работников и их пассажиров.
Но, пожалуй, ни один из них не смог повторить тот успех, который пришёл к маленькому спящему котенку с рельсов Chesapeake and Ohio. Чесси стала символом не только эпохи, но и силы рекламы, способной согреть сердца даже в самые тяжёлые времена.
Вот такая милая история о некогда любимице американских детей и их родителей. Спасибо за внимание и хорошего дня!