«В целом бизнес очень доволен итогами приезда Путина в нашу страну»
Внешнюю политику Монголии объясняет ее географическое положение. Она зажата между Китаем и Россией. Поэтому страна выбрала стратегию «третьего соседа» заключив трехсторонние договора с РФ и КНР, но при этом сотрудничает с рядом стран Азии, через которые на нее влияют США. Как изменил ситуацию приезд российского Президента, и какие еще вопросы стоят на повестке отношений наших стран, размышляют эксперты.
«Кроме прикладных технологических соглашений, а их подписано пять (соглашения о разработке базового проекта реконструкции ТЭЦ-3 в Улан-Баторе, о сотрудничестве в области поставок нефтепродуктов и об обеспечении Монголии авиационным топливом, принят документ, предполагающий обеспечение эпидемического благополучия по чуме, и меморандум о взаимопонимании, касающийся сохранения озера Байкал и его крупнейшего притока - трансграничной реки Селенга), - считает профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, профессор МГИМО МИД России Сергей Лузянин. – Три момента встречи вносят геополитический смысл». Это, в первую очередь, то что Путин акцентировал внимание в своей речи на том, что отношения с Монголией являются одними из приоритетных для нашей страны. Второе, возникновение идеи о создании зоны свободной торговли ЕАЭС с Монголией. И, третье, сам момент встречи на юбилее победы на Халкин-голе напоминает некоторым странам «об исторических уроках, которые не стоит забывать» по мнению заведующего сектором Центра "Россия, Китай, мир" Института Китая и современной Азии РАН Владимира Петровского. Речь идет как всегда о Японии, Южной Кореи и Турции, которые пытаются выстроить с Монголией особые отношения.
Представитель Национального координационного центра международного делового сотрудничества, исполнительный директор Делового Совета Монголии по сотрудничеству с Россией Энэбиш Оюунтэгш рассказал, что если в старшем поколении живет память об СССР, и они с охотой подпевали ансамблю Александрова в Улан-Баторе, то молодежь ориентирована на Запад. Они не знают русского языка и едут учится в Китай, Южную Корею и Японию, образовав там большие диаспоры. Россия же предложила Монголии 620 бюджетных мест в своих вузах, но здесь не смогли найти желающих студентов, потому что среди населения, которое смотрит новости с подачи Запада, есть мнение, что в России из-за СВО очень опасно жить. «Но в целом наш бизнес очень доволен итогами визита Путина в нашу страну», - отметил Энэбиш Оюунтэгш. Монголия испытывала перебои с электроэнергией зимой этого года и ожидается такая же суровая зима в следующем году. «Были отключения электроэнергии в квартирах». Также горнорудные разработки страны требуют больших энергозатрат. В Монголии хотели построить гидроэлектростанцию на реке Селенга, но есть большие опасения, что это повлияет на экологическую обстановку озера Байкал. Поэтому Россия предложила Монголии вместо ГРЭС предоставить малые мобильные АЭС. «И это будет первый опыт их использования за пределами территории России», - сказал заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев.
Монголии также очень важно сотрудничество в сфере железнодорожного транспорта. «Сейчас пропускная способность ветки до Улан-Батора 34 тысячи тонн, а нам для развития экономики необходимо увеличение транзитных перевозок, - заметил Энэбиш Оюунтэгш. – Также оборот нашей взаимной торговли с Россией неравнозначен. Он включает 95% российских товаров и лишь 5% монгольских. Нам необходимо увеличить объемы продаж в России продукции нашей горнодобывающей отрасли, легкой промышленности и животноводства».
Владимир Евсеев считает, что на ввоз товаров из Монголии влияет эпидемиологическая ситуация. В Монголии часто бывают вспышки чумы, поэтому таможня тщательно проверяет санитарное состояние товаров из Монголии. Тем важнее документ, подписанный на встрече лидеров стран, касающейся этого заболевания. Вообще, транспортная доступность Монголии оставляет желать лучшего. Туда можно добраться на поезде из Улан-Уде или на самолете из Иркутска. Нет прямых рейсов Москва - Улан-Батор. И это мешает развивать туристическое сотрудничество и общение между представителями бизнеса, считает Владимир Евсеев. Энэбиш Оюунтэгш подчеркнул, что авиакомпании Монголии не могут летать в Россию, потому что им угрожают отключением от международных авиалиний. «НАТО не проводит специальной стратегии относительно Монголии. Здесь нет баз США или России. Но НАТО старается влиять на Монголию через Японию, - уверен Владимир Евсеев. - Монголия может стать альтернативой Казахстану по добыче урана». Энэбиш Оюунтэгш рассказал, что основные инвестиции в горнодобывающую промышленность производят австралийцы, американцы и китайцы. «Нам тоже стоит посмотреть на возможности этой сферы в Монголии, потому что в ее недрах скрыта вся таблица Менделеева, и особо важны запасы редкоземельных металлов», - считает Владимир Петровский. Владимир Евсеев считает, что основные трудности в экономическом сотрудничестве с Монголией будут связаны с банковской сферой, которая там подконтрольна Западу: «Но есть примеры решения этих проблем и надо двигаться в этом направлении».
Автор: Иоанна Ковалева