Система принятия решений по вопросам ВПК указывает на жесткую борьбу за ресурсы.
На недавнем симпозиуме Стратегического командования США конгрессмен Джон Гарамонди (демократ от Калифорнии) предложил, чтобы США прекратили разработку межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Sentinel. Он призвал военных вернуть ядерные бомбардировщики в состояние боевой готовности, если ядерная угроза так серьезна, как предполагает Пентагон.
Интерес к ядерному сдерживанию среди американских политиков и военных распространяется под предлогом «отставания США». Продвигается тезис о том, что Россия обладает тактическим ядерным арсеналом, значительно превышающим американский, при этом Китай и Северная Корея также наращивают ядерное вооружение.
Однако, почему Гармонди выступает против Sentinel, если это одна из ключевых программ ядерной модернизации? Ответ прост — он лоббирует интересы других компаний. Эта система «вращающихся дверей» в США, вероятно, является причиной регулярных отмен и изменений намеченных планов по ядерной модернизации США.
Вашингтон уже более десяти лет занимаются модернизацией систем доставки боеголовок по трем направлениям своей ядерной триады. Последняя информация об этом была опубликована Национальным управлением по ядерной безопасности (NNSA). Общее количество ядерных боеголовок в арсенале США — 3748 единиц по состоянию на сентябрь 2023 года.
Планы модернизации американского ядерного оружия постоянно меняется. В свое время планировалось заменить имеющиеся у них 400 МБР LGM-30G Minuteman III эквивалентным количеством новых ракет, известных как LGM-35 Sentinel. Эта ракета должна нести модернизированную боеголовку и возвращаемый аппарат, известные как W78-1 и Mk21A. Официальные лица США заявляли, что Sentinel «будет обладать преимуществами по сравнению с Minuteman III». Спикеры не проясняли характер этих преимуществ – связаны ли они с более совершенной конструкцией ракеты (более короткой фазой разгона и защитными покрытиями ракеты) или с более широкими усовершенствованиями всей архитектуры наземной части системы (включая модернизацию командования, контроля и связи, пусковые установки).
Информация Министерства обороны США и Национального управления по ядерной безопасности (NNSA) показывает, что минимизация рисков и затрат является элементами программы W78-1/Mk21A, которая по словам представителей NNSA, «не обеспечивает новых военных возможностей». Sentinel в конечном итоге будет оснащен возвращаемой машиной, известной как Next Generation Re-entry Vehicle (NGRV), которая обеспечит повышение живучести, летальности и точности возвращаемой машины. Однако, документах Министерства обороны не уточняется, когда NGRV поступит на вооружение.
В морской сфере Вашингтон сохраняет свои постоянные силы сдерживания путем замены своих 14 субмарин класса «Огайо» на 12 подводных лодок класса «Колумбия». Ранее имели место задержки поставок, а само количество подводных лодок, которые будут закуплены ВМС США, меньше ожидаемого. Кроме того, в «Колумбии» пусковых установок ракет меньше по сравнению с «Огайо».
При этом подразумевалось, что на новой подводной лодке будут использовать БРПЛ UGM-133 Trident II еще на протяжении полувека, хотя и с некоторыми обновления. Ракету оснастят сменной боеголовкой и оболочкой, известной под общим названием W93/MK 7, примерно с середины 2030-х годов.
Парк бомбардировщиков планировалось усилить благодаря внедрению сотни B-21 Raider. Эти самолеты имеют высокую защиту от обнаружения радиоэлектронными средствами РЭО. В настоящее время ВВС США располагают небольшим количеством малозаметных бомбардировщиков B-2 Spirit наряду с большим количеством менее боеспособных B-52H Stratofortresses. B-52 останутся на вооружении примерно до 2050 года и получат новые двигатели, радар и авионику в рамках программы модернизации. Парк бомбардировщиков B-21 придет на смену бомбардировщикам B-2 с ядерными ракетами и 44 бомбардировщикам Rockwell B-1B Lancer, не несущим ядерного оружия.
В настоящее время ядерные бомбардировщики США не находятся в так называемом «состоянии боевой готовности». Бомбардировщики B-52 и B-2 не загружены необходимым ядерным оружием, экипажи самолетов не могут незамедлительно по команде взлететь и увести боевые машины в безопасное место в случае атаки со стороны противника. При этом считается, что у США есть 46 самолетов В-52, способных нести ядерное оружие, и 19 бомбардировщиков В-2, которые могут стать легкими целями при нанесении обычного или ядерного удара.
Заместитель начальника штаба ВВС по стратегическому сдерживанию и ядерной интеграции генерал-лейтенант Джеймс Докинз в 2021 году говорил, что ВВС не могут привести в боевую готовность даже несколько бомбардировщиков в течение короткого периода времени, потому что «понадобится больше авиаторов, больше персонала, больше бомбардировщиков... необходимо улучшение оповещенияы на объектах, понадобится больше топливных автоцистерн».
США также разрабатывают гиперзвуковой носитель Common Hypersonic Glide Body (C-HGB), который потенциально может быть оснащен ядерной боеголовкой и интегрирован в любую из ракет-носителей. Пока не известно сколько потребуется времени и затрат, чтобы реализовать задуманное.
Важную роль в «ядерном планировании» играет финансовая составляющая. Еще в 2017 году Бюджетное управление Конгресса подсчитало, что поддержание и модернизация арсенала в течение следующих 30 лет обойдутся США в 1,2 триллиона долларов. В 2023 году смета расходов на ближайшие 30 лет превысила 1,5 триллиона долларов. На 2023-2032 годы было запланировано потратить 756 миллиардов долларов. Запрос Байдена на 2025 финансовый год (деятельность Министерства обороны и Агентства национальной безопасности) составил 69 миллиардов долларов (рост на 22%). Вероятно, что расходы будут увеличены.
Осенью 2023 года было обнародовано решение уполномоченной Конгрессом двухпартийной комиссии по стратегической политике (SPC) и Консультативного совета по международной безопасности Государственного департамента (ISAB), подотчетных заместителю государственного секретаря по контролю над вооружениями и международной безопасности Бонни Дженкинс. Эти органы заявили о якобы имеющейся опасности для США, которую представляет «индивидуальная или совместная» агрессия со стороны Китая и России в 2027-2035 годах. Вашингтоном рекомендовано внести изменения в структуру собственных ядерных сил, включая разработку и развертывание большего количества систем доставки ядерного оружия на возможный театр военных действий, что радикальным образом меняет подходы к стратегическому сдерживанию.
В январе 2024 года ВВС США было объявлено, что новая МБР Sentinel будет стоить на 37 % дороже, чем ожидалось, и на ее создание и развертывание уйдет примерно на два года больше, чем планировалось. При этом повышение расходов приводит к нарушению Закона Нанна-Маккарди, призванного предотвратить перерасход средств в рамках программы Sentinel. Эта задержка также увеличит затраты на продление срока службы 400 МБР Minuteman III. Эти баллистические ракеты в настоящее время развернуты в Колорадо, Монтане, Небраске, Северной Дакоте и Вайоминге.
Первоначальная цена за единицу продукции Sentinel была 118 миллионов долларов, но сегодня она составляет уже 162 миллиона долларов. При этом предполагаемая стоимость новой боеголовки W87-1 для Sentinel равняется 15 миллиардам долларов. Ориентировочная стоимость программы на 10 лет, включая 450 новых пусковых установок - 120 миллиардов долларов.
В Америке идет «борьба бульдогов под ковром» за получение подрядов на модернизации американского ЯО. С разработкой, обслуживанием и модернизацией ядерного оружия США связаны семь крупнейших подрядчиков по ядерному оружию — это Northrop Grumman, General Dynamics, Huntington Ingalls, Raytheon, Lockheed Martin, Honeywell и Bechtel.
Расходы на ядерное оружие определяются не только соображениями национальной безопасности. Это - бизнес, производители ядерного оружия вкладывают огромные ресурсы в защиту своих интересов для увеличения денежных потоков за счет налогоплательщиков.
Известно, что основные подрядчики по ядерному оружию внесли в общей сложности более 119 миллионов долларов в виде взносов в кампании по продвижению своих интересов с 2012 по 2020 год, в том числе более 31 миллиона долларов в 2020 году. В 2020 году компании потратили на лоббирование 57,9 миллиона долларов, в том числе наняли 380 лоббистов. Эти ресурсы были использованы для таких мероприятий, как блокирование усилий Конгресса по сокращению финансирования новой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР), которую разрабатывает Northrop Grumman, а также новой крылатой ракеты морского базирования, которую утвердили при администрации Трампа.
В Сенате США есть коалиция по вопросам лоббирования МБР. В состав этой группы входят сенаторы из четырех штатов — Монтаны, Северной Дакоты, Юты и Вайоминга, — в которых либо расположены крупные базы МБР, либо ведутся значительные работы по созданию Sentinel. Члены этой коалиции получили более 3 миллионов долларов пожертвований от фирм, участвующих в производстве Sentinel, за последние четыре избирательных цикла.
В 2024 году подрядчики по МБР внесли взносы в пользу 92 из 100 сенаторов и 413 из 435 членов Палаты представителей. Некоторые получили сотни тысяч долларов. При этом «ядерное лобби» уделяло особое внимание членам комитетов по вооруженным силам в Палате представителей и Сенате. К примеру, представительница штата Техас конгрессвумен Кей Грейнджер собрала самую большую сумму пожертвований (675 тысяяч долларов) от лобби МБР среди всех членов Палаты представителей. Она даже ухитрилась придать феминистский оттенок ядерной «модернизации», выступив с речью о своем опыте женщины в политике на женской конференции Northrop Grumman. Не отстают от нее и другие политики. В частности, Майк Тернер, республиканец в Палате представителей от штата Огайо является ярым сторонником «модернизации» ядерного арсенала. А конгрессмен от штата Алабама Майк Роджерс, постоянно критикует «антиядерных фанатиков» и их влияние на политику США.
В течение последних четырех избирательных циклов подрядчики МБР потратили более 226 миллионов долларов на 275 чрезвычайно хорошо оплачиваемых лоббистов. Бад Кремер, бывший конгрессмен-демократ от штата Алабама, который когда-то входил в подкомитет по обороне Комитета Палаты представителей по ассигнованиям, за шесть лет получил от Northrop Grumman гонорары в размере 640 000 долларов. Бывший глава администрации Кремера Джеффрис Мюррей также лоббирует интересы Northrop Grumman. Экс-председатель Сенатского комитета по ассигнованиям Трент Лотт получил более 600 000 долларов за свою работу в Raytheon, Textron Inc. и United Technologies (до того, как United Technologies и Raytheon объединились в RX Technologies). Бывший конгрессмен от Вирджинии Джим Моран аналогичным образом получил 640 000 долларов от Northrop Grumman и General Dynamics.
Подрядчики регулярно обращают внимание, что программы модернизации создадут новые рабочие места. В частности, в штате Юта находится один из хабов компании (и в Конгрессе есть лоббисты Sentinel от Юты). При этом, производственные площадки имеются в 31 штате, ими покрыта вся территория США.
Зявление и.о. помощника министра обороны по космической политике Випина Наранга о том, что Соединенные Штаты вступили в «новую ядерную эру» можно толковать и как новый виток лоббизма среди подрядчиков. Наранг объявил о переходе к «более конкурентному подходу» с новым акцентом на модернизацию и расширение ядерного арсенала США. «Антракт закончился, и мы явно переходим к следующему акту» - сказал он. Американское медийное пространство захлестнет новая волна истерии по поводу «русской угрозы» и официально купленные сенаторы станут бороться за принятие законов и доктрин, выгодных производителям ядерного оружия. Торговцы смертью за это хорошо платят.
Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!