И снова - “Любовь”! Три альбома назад я слушал их “Da Capo” , и не сказать, что был в полном восторге, но приятное впечатление получил. Вдруг им удастся удивить меня еще раз?
Итак, для начала немного истории:
“Forever Changes” — это третий студийный альбом группы, выпущенный 1 ноября 1967 года лейблом “Elektra Records” . На альбоме группа приняла более тонкое звучание, ориентированное на фолк и барокко-поп, основанное на акустических гитарах и оркестровых аранжировках, в то время как основной автор песен Артур Ли исследовал более мрачные темы, намекая на смертность и свое растущее разочарование в контркультуре той эпохи. Это был последний альбом, записанный оригинальным составом группы; после его завершения гитарист Брайан Маклин резко покинул группу, а Ли впоследствии распустил остальных участников.
После выпуска альбом “Forever Changes” имел лишь умеренный успех в чартах, достигнув 154-го места в США и 24-го места в Великобритании.
В последующие годы он был признан влиятельным документом психоделии 1960-х годов и назван одним из величайших альбомов всех времен различными изданиями.
Артур Ли, автор-исполнитель и основатель группы ”Love”, черпал вдохновение для своего легендарного альбома "Forever Changes" не из бурлящей хиппи-сцены Лос-Анджелеса, как можно было бы предположить, а из своего собственного опыта и мироощущения. Вместо того чтобы слепо следовать за модой "детей цветов", Ли привнес в свою музыку глубокий скептицизм и меланхолию, отражая противоречивые настроения эпохи. "Forever Changes" - это не просто альбом, а глубокая медитация о жизни, смерти и переменчивости человеческого бытия. Ли, глубоко погруженный в личные переживания, наполнил альбом мрачными, но при этом трогательными и красивыми мелодиями. Он не пытался приукрасить мир, а наоборот, смело и честно заглядывал в его темные стороны. Ли не просто наблюдал за происходящим, он пропускал все это через себя, ощущая и анализируя, а затем переносил свои переживания в музыку. В то время группа “Love” переживала сложный период, члены коллектива были охвачены страхом перед собственной смертностью, что также нашло отражение в альбоме.
"Forever Changes" можно рассматривать как прощальный крик души, как плач по уходящей молодости и неосуществленным мечтам. Ли не просто создавал музыку, он творил историю, вкладывая в свою работу всю полноту своих эмоций и переживаний. Важно отметить, что "Forever Changes" - это не просто музыкальный альбом, а своего рода философское высказывание, которое актуально и сегодня. Ли с помощью своей музыки сумел затронуть вечные темы жизни, смерти, любви и одиночества, делая это с такой глубиной и искренностью, что альбом по сей день вызывает у слушателей искренний отклик. Он не просто отражал эпоху, а пытался ее понять, задавая вопросы, на которые до сих пор нет однозначного ответа.
Название альбома "Forever Changes" появилось благодаря истории, услышанной Ли. История касалась друга его приятеля, который расстался со своей девушкой. В пылу ссоры девушка воскликнула: "Ты же говорил, что будешь любить меня вечно!", на что парень холодно ответил: "Ну, вечность перемен". Эта фраза, подчеркивающая мимолетность обещаний и недолговечность человеческих отношений, сильно впечатлила Ли. Он посчитал эту фразу идеальным отражением настроения альбома.
Это подразумевало, что даже любовь, как и все в этом мире, подвержена изменениям, эволюции и, возможно, даже угасанию.
По информации AllMusic, группа “Love” на альбоме «Forever Changes» приняла «более спокойное, созерцательное и органичное звучание», где основная часть материала «основана на переплетениях текстур акустической гитары и утонченных оркестровок, используя струнные и духовые инструменты для усиления и акцентирования мелодий». Основатель “Elektra Records” Джек Хольцман посоветовал Ли «сделать шаг назад» и выбрать более тонкий фольклорный подход, и хотя Ли обычно придерживался независимого курса, он принял этот совет. Критик Стивен М. Дойснер из Pitchfork отметил, что Ли сочетал свои «мрачные и запутанные тексты» с музыкой, вдохновленной роком, психоделией, фолком, поп-музыкой, классической музыкой и мариачи.
Запись«Forever Changes» началась в июне 1967 года в “Sunset Sound Recorders”. Однако с первых сессий, кроме Ли, группа сталкивалась с внутренними разногласиями и недостаточной подготовкой к сложным аранжировкам. По мнению Хольцмана, Ботник стал «спасителем альбомов», который вдохновлял участников. Для улучшения записи он привлек сессионных музыкантов “Wrecking Crew”, что мотивировало остальных членов “Love” принять участие в работе над альбомом. Ли также работал три недели с аранжировщиком Дэвидом Энджелом над оркестровыми партиями.
После своего выпуска в конце 1967 года Forever Changes имел лишь умеренный коммерческий успех. Первоначальные оценки были весьма положительными. В 1968 году Джим Бикхарт, рецензируя для” Rolling Stone”, отметил, что альбом “Forever Changes” стал «наиболее сложным произведением “Love», особо выделив оркестровые аранжировки и высокое качество записи. Роберт Кристгау в “Esquire” охарактеризовал этот альбом как эволюцию уникального стиля “Love” и «значительное улучшение» по сравнению с их предыдущими работами, подчеркивая, что «Ли перестал имитировать Мика Джаггера своим мягким голосом, а тексты песен, хоть и оставаясь неясными, приобрели интересную глубину». Пит Джонсон из” Los Angeles Times” высказал мнение, что альбом способен «выдержать бесконечные прослушивания, не теряя ни силы, ни свежести», добавляя, что «некоторые композиции великолепны, другие же вызывают тревогу своей уродливостью, представляя собой сдвиг поп-музыки к реализму». Джин Янгблад из “LA Free Express” охарактеризовал Forever Changes как «меланхоличное иконоборчество и утончённый романтизм».
В 2008 году данный альбом был внесён в Зал славы Грэмми, а в 2011 году он получил место в Национальном реестре звукозаписи. Издание “Rolling Stone” поместило его на 180-ю позицию в своём обновлённом списке 500 лучших альбомов всех времён за 2020 год.
Вся эта прочитанная и переработанная информация меня сильно заинтересовала и заинтриговала, хочется скорей приступить к прослушиванию этого шедевра, надеюсь, альбом окажется таким. Приступаю!
"Alone Again Or" Такое откровенное акустическое вступление, в общем красиво. Но, на первое место сильно выходит бас, могли бы немного поубавить, что ли. А то загрубляет слегка. Дальше идет дворовый чёс под гитару, все это улетает куда то вверх, и смешивается со струнными и мощным, прерывистым битом ударных. Драматичный вокал прилагается. Плюсом мощная дудка со струнными. Лирика повествует о каких то сексуальных страданиях. Ну, а как расценивать фразу “И сегодня ночью, я снова останусь один!” Видимо, это большое умение из таких выходных текстовых данных сделать шикарную вещь с пафосным инструменталом. Собственно, смущает несоответствие и простота текста с музыкальной составляющей, вот я о чем.
"A House Is Not a Motel" Здесь такое же нагнетание и разрешение, как и в предыдущей композиции, но только все еще более мрачное и тревожное. Сильные гитары и ударные, вокальные неожиданности, вроде воплей по типу Джима Моррисона, возникли даже ассоциации с дорзовской “Break on Through”! Ближе к концу песни одно из самых нервных гитарных соло слышанных мной. Думал, что прослушивание будет более расслабленным и приятным, но не тут то было. Музыка весьма напряженная.
"Andmoreagain" Нечто пасторальное в начале, струнные размазанны по треку. Существенно спокойней предыдущей вещи, но резкая смена ритма и бой ударных с басами не дает отдохнуть. Почему то не получаю удовольствия, и пока не удовлетворен. И это сильно смущает меня.
"The Daily Planet" Тут что то напоминает ранний “Yes”. Более радостная, мажорная вещь. Несколько более благодатно, но не скажу, что я сильно в восторге. Таких песенок много.
"Old Man" Само название песни уже говорит о многом. Трехминутное повествование не об угасании и старости, как я полагал, а снова о ней, о любви! Где же тогда экзистенциальные метания и страх смерти, о котором толковали критики? Непонятно. В музыкальном плане ничего интересного , к сожалению.
"The Red Telephone" А вот и экзистенциальность завезли, о которой я так вопрошал. Похоже, она вся сосредоточилась в этой песне. И музыка соответствующая, задумчивые гитарные переборы, тоскливая струнная секция, примитивные эксперименты с вокальным многоголосием и подобием речитатива.
Жизнь продолжается,
День проходит за днем.
Не уверен, существую ли я,
И должен ли жить?
Как всем нормальным людям нам нужна свобода,
Свобода, свобода, свобода, свобода,
Свобода, свобода, свобода, свобода…
Все Божьи дети должны получить свободу.
Вот так, не меньше. Дети цветов- что с них взять?
"Maybe the People Would Be the Times or Between Clark and Hilldale" Удивительно длинное название у песни, правда? Не совру, если скажу, что песня мне понравилась. Хотя, все начиналось с такого привычного гитарного чёса, но переросло в то, что я больше всего люблю в музыке. А именно - гармоничность, красоту, мелодизм и некую отрешенность от всего мирского. И в ней есть какой –то драйв, даже фанк, несмотря на возраст, она удивительно современна. Духовая оркестровка здесь только на пользу, богато дополняет внутреннюю структуру композиции. Эта вещь- несомненный бриллиант альбома. Потому, что я не думаю, что будет что-то сильней ее дальше.
"Live and Let Live" Опять пасторальное начало, и разыгранность и многоголосие ближе к центру композиции, драматичный бит гитар и ударных. В принципе, ничем не цепляет, и не удивляет. Немного не моя, или сказать совсем не моя музыка. Тяжелое для восприятия гитарное соло ближе к хвосту композиции.
Первая строчка звучит забавно, что-то вроде – “Ох, сопли запеклись у меня на штанах”. Невероятно романтично и изысканно!
"The Good Humor Man He Sees Everything Like This" Снова довольно красивая штука, и вроде, довольно правильная. Оркестровки тут, конечно, на высоте, не поспоришь. Грустная радость или радостная грусть разлиты по всей песне.
Конец песни очень странный, этот спотыкач - такая задумка авторов? Или сбой в моей аудиосистеме и носителе? Сложно сказать.
"Bummer in the Summer" Что-то интересное. То ли, симфо-кантри, то ли, симфо-кантри-хип-хоп. Даже не знаешь, как характеризовать.
"You Set the Scene" Самая длинная композиция на альбоме. Наверное, в этой песне слился воедино весь материал на альбоме, все приемы и манера исполнения и музыкальная мысль участников группы. Смена ритма, красивые оркестровки, разное пение. И такая же неопределенность, как во всех композициях- не смог понять, это весело, или это грустно. Вероятно, все это вместе, в одной бутылке, так сказать. Красивый финал, что тут скажешь, это надо слушать!
Итоги: есть у меня мысль, вообще отказаться от системы оценок, все это очень сковывает и мешает, но, пожалуй, подожду еще. За этот альбом объективно я бы поставил группе твердую четверку с плюсом. Но, субъективно, это будет тройка, возможно, даже без плюса. Четверку я ставлю, когда почти все песни хороши, но есть пара-тройка неудачного материала. Здесь же, лично для меня, повторю, довольно много проходных песен, но и два-три несомненных шедевра тут имеются. Не убавить, не прибавить. За это и оценил так. А ведь могло все быть гораздо хуже.
До следующей встречи, а на подходе у меня Cream с альбомом “Disraeli Gears” 1967 года