Трансмиссия на велосипеде важная часть работы велосипеда, потому что без нее велосипед никуда и никак не поедет.
Что такое трансмиссия - это совокупность деталей, которая позволяет передавать усилия от ног велосипедиста к заднему колесу.
Состав трансмиссии:
- системы, которая представляет собой шатуны с набором ведущих звёзд;
- набора задних звёзд (кассеты или трещотки) в зависимости от комплектации велосипеда;
- цепь, которая передаёт усилие от ведущих звёзд к ведомым;
- передних и задних переключателей, которые отвечают за изменение положения цепи на звёздах;
- органов управления трансмиссии (шифтеров или манеток).
При подборе трансмиссии нужно учитывать все нюансы ( Например размер каретки, так как их несколько типов )
Чтобы выбрать свою подходящую трансмиссию.
- Нужно рассчитать свой бюджет;
- Посмотреть все варианты трансмиссий; ( Shimano/Sram/Campagnolo )
- Выбрать подходящую зубья кассеты и передней звезды.
Компании и их трансмиссии:
Shimano — японская компания, лидирующая компания по производству велосипедных трансмиссий в мире. Так же производит спиннинги. Большая часть внимания которая уходит на рыбалки и гребли.
Трансмиссии SHIMANO:
- Dura-Ace (10, 11 и 12 звезд на кассете) - Флагман компании. Ключевая особенность - электронное переключение передач. В этом групсете, как и в механическом, применяются точно такие же тормоза, шатуны и прочие компоненты. Разница только в устройстве переключателей и дуалконтролов, они другие.
Система содержит в себе еще и дополнительную распределительную коробку, места которой не нашлось на навесном оборудовании, но она может быть спрятана где-то на велосипеде и совсем не мешать.
Если на обычных ручках для переключения передач требуется смещать весь рычаг и еще один расположен сразу за ним, то в случае с электронным вариантом все проще. Есть кнопка и небольшой рычаг.Прелесть электронного переключения заключается в возможности подключения смартфона или планшета к трансмиссии с помощью Bluetooth, это важно при настройке. Также подключается другое оборудование, совместимое с протоколом беспроводной связи ANT+.
Комплект такого уровня содержит в себе полезную функцию Synchronized Shift. Она пришла в шоссе из Di2 МТБ трансмиссий компании и позволяет только одной правой манеткой осуществить все переключения по всему диапазону. То есть, если система 2х11, то переключая только левым дуалом можно пробежаться по всем 22 режимам.
Компьютер сам перемещает передний переключатель, когда это необходимо и когда кассета уже “закончилась” нет необходимости перебирать все скорости назад и переключать передние звезды. Все на автопилоте происходит.
Кроме того, передний переключатель перемещается компьютером при больших перекосах цепи, чтобы цепь не издавала неприятных звуков в процессе трения. Умно. Очень умно.Такие решения позволяют в значительной степени разгрузить голову гонщика и позволяют ему концентрироваться на других, не менее важных, аспектах движения.Обратной стороной электронных трансмиссий является вес. Из-за наличия в конструкции сервоприводов с тяжелой медной обмоткой и магнитами, из-за наличия аккумулятора - вес групсета немногим больше, чем в классических решениях.
Shimano Dura-Ace 9100В
Если же бюджет не позволяет купаться в роскоши Di2 переключателей, то придется пользовать “бюджетный” Dura-Ace. Да, он уже немного легче благодаря тросикам.
Кстати, этот групсет, как и другие, позволяет проникнуться прелестями гидравлических тормозов. Поэтому останавливаться на этой теме специально не будем. Они доступны. Однако стоит отметить, что ранее было возможно использование несерийных гидравлических тормозов. Сейчас этот недостаток исправлен, всё заводское.
Важным же дополнением этой линейки является наличие гоночных колес (даже карбоновых) и встроенных измерителей мощности.
Shimano Dura-Ace Di2 9070
Еще одно поколение электронных трансмиссий. В качестве дополнения скажем, что благодаря компьютеру можно настроить переключения полностью под себя. К примеру, при длительном нажатии система будет переключать на необходимое количество передач. Можно переключать заднюю перекидку левым дуалом. Возможностей очень много.
Этот групсет был первым от компании, который позволял прятать аккумулятор в подседельном штыре.
Кажется, что это не очень удобно, ведь надо же это дело еще и заряжать. На самом деле зарядки хватает на 2000 километров. Так что, расслабьтесь и получайте от катания удовольствие.Материалы в Dura-Ace используются соответствующие: карбон, титан, дорогостоящие композиты.Общей особенностью компонентов высокого уровня является низкий вес. Экономят буквально на всём. Как это сказывается на износостойкости и прочности отдельных элементов? Не самым лучшим образом.
Впрочем, компоненты предназначены для гонок высокого уровня, а не для тренировочных заездов или вечерних покатушек по улицам города. Хотя, можно и так, никто не осудит.
- Ultegra (10, 11 и 12 звезд) - Следующим уровнем идёт Ultegra. Если сравнивать с компонентами для горных велосипедов, то это XT.
Технологии и материалы, в большинстве случаев, точно такие же. Разница в долговечности и прочности при довольно высоких показателях эффективности. Побочным результатом является увеличение веса. Дизайн очень схож с Dura-Ace.Славится групсет своей универсальностью и включением в ассортимент огромного количества разнообразных кассет и звезд. Всё это в совокупности делает эту группу наиболее применяемой среди велогонщиков-любителей.
Shimano Ultegra 6800 и Shimano Ultegra 6870 Di2
Прошлая версия Shimano Ultegra. По своему функционалу очень похож на R8000. Новое поколение оборудовано таким же пауком шатуна, что и Dura-Ace. Он позволяет менять передние звезды без демонтажа шатунов, что очень удобно.
- 105 R7000 (10,11и 12 звезд) - Shimano 105 можно назвать самым популярным шоссейным групсетом. Ведь он выполнен на хорошем уровне и обладает хорошими показателями производительности. И всё это за умеренные деньги.Да, движение вниз по линейке означает и увеличение веса. Однако доступной остается 11-скоростная кассета, как у старших братьев.В серии R7000, по сравнению с предшествующей серией 5800, был сокращен ход рычагов переключения, что позитивно сказывается на ощущениях и скорости переключения.Версия заднего переключателя с короткой лапкой могла работать в паре 30-й звездой сзади. Длинная лапка, на практике, позволяет справляться со 40-й звездой, что положительно влияет на области применения групсета.Также тут присутствует технология Shadow, которая позволяет размещать переключатель немного глубже в раме, чтобы он не торчал и был меньше подвержен повреждениям при падениях.Shimano 105 обзавелись собственными гидравлическими тормозами.Оборудование этого уровня можно увидеть на велосипедах среднего ценового диапазона. Хотя встречаются исключения, подразумевающие применение деталей других производителей, чтобы снизить конечную стоимость шоссейника.
- Tiagra R4700 (9 и 10 звезд) - Чаще всего эта группа встречается на более бюджетных велосипедах и не всегда шоссейных. Они дорожные, городские, и не всегда с изогнутым рулем — да Tiagra доступна и для прямых рулей Flat Bar. Последние перемены в этой группе означали добавление передних звезд 48/34. Однако Tiagra сохраняет приверженность 10 скоростям.
Звезды 53/39 здесь недоступны, так как производитель не предполагает ни гоночного, ни тренировочного режимов использования оборудования этого ровня, что и отражается в цене и весе компонентов.
Здесь уже доступны тройные системы, чей диапазон немногим шире 48 зубов и допускает самую малую звезду спереди на 30 зубов.
Можно сказать, что универсальность - главная цель этого уровня оборудования
- Sora R3000 (9 звезд) - В 2017 году Sora была переработана и стала намного симпатичнее, чем в предыдущие годы, что дает ей несколько очков, если сопоставлять её дизайн с Ultegra или 105-й группами.
Групсет этого уровня на 90% по своей эффективности близок к топовым, разница в материалах и весе. Да, еще есть разница и в качестве обработки готовых элементов. Не секрет, что точность заводской подгонки элементов высоких групп в разы превосходит начальный уровень, к коим Sora и относится.Но немаловажным становится тот факт, что Shimano называла Dura-Ace-ом несколько назад то, что сегодня мы видим с индексом Sora. Памятуя о материалах и точности изготовления, мы говорим о геометрических и конструктивных особенностях. Так уже у компании повелось. То, что было доступно пять лет назад профессионалам, сегодня доступно новичкам.
- Claris R2000 (8 звезд, выпускается с 2014 года) - Если вам захотелось просто примерятся к шоссейным велосипедам, попробовать их в работе, но при этом отделаться малой кровью, то самый начальный уровень может вполне удовлетворить этот запрос.Передач всего 8 в этом групсете, что компенсируется наличием 3-х звезд спереди. Впрочем, есть и компактные исполнения 2х8.С такой трансмиссией можно заехать на любую горку, именно поэтому для начинающих это хорошее решение.
SRAM Corporation — американская компания, один из крупнейших в мире производителей оборудования для велосипедов. Тесно связана с некоммерческой организацией World Bicycle Relief
Трансмиссии SRAM:
- Red eTap AXS (10,11и 12 звезд) - Флагман компании, гордость и вторая итерация системы переключения передач с электроприводом, представленной впервые в 2015-м году.
Трансмиссия комплектуется кассетами на 12 звезд с наименьшей на 10 зубов, кассет всего три — 10-26, 10-28, 10-33. Для размещения такой объёмной кассеты подходит барабан формата XDr.
- Red eTap HRD (11 звезд) - Разницы между переключателями нет, они такие же, как в обычной версии eTap.
А вот дуалконтролы уже другие. Если сравнивать предыдущий дизайн гидравлических ручек, новые не так сильно вытянуты вверх, хотя остаются немногим больше варианта дуалов для eTap первого поколения.Величина вылета ручки тормоза и момент схватывания регулируются. Новые калиперы переосмыслены и рассеивают тепло эффективнее предшественника.Отсутствие индекса AXS намекает на применение 11-скоростной трансмиссии.
- Red eTap ( 11 звезд ) - 11-скоростное оборудование компании, переведенное на электронное управление. Является первым в мире беспроводным групсетом для шоссейных велосипедов.
Дуалконтролы питаются от батарей CR2032, которых хватает на два года. Переключатели оснащаются аккумуляторами, которых хватает на 1000 километров, против 2000 у Shimano.
Кроме того, тут реализована функция дополнительных кнопок переключения передач, которые могут размещаться в любом месте на руле и дублировать функционал дуалконтролов. Конструктив кнопок позволяет им разместиться даже под обмоткой руля, однако соединяются с шифтерами они с помощью проводов, которые под той же обмоткой и прячутся.
Остальные компоненты между собой не связаны никакими проводами реализуя концепцию беспроводного соединения. А оно, кстати, выполнено по протоколу разработанному в SRAM и не имеет отношения ни к Bluetooth, ни к ANT+. Американцы убеждены, что взломать их систему невозможно.
Групсет в состоянии переварить кассету на 28 звезд, однако в арсенале есть модель, поддерживающая кассету 11-32 с удлиненной лапкой. - Red 22 ( 11 звезд ) - SRAM Red работает с кассетой на 11 звезд, которая стала доступна в 2013 году. До этого она была 10-скоростной. Групсет не топовый, тем не менее, является самым легким, так как электронные компоненты в нем отсутствуют. Да, медные обмотки сервоприводов, печатные платы и аккумуляторы обладают внушительным весом. Ситуация аналогична и у двух других производителей из большой тройки.
Проблема веса есть, но пока она не самая большая, так как с лихвой перекрывается скоростью и удобством переключений.
В компании эту группу называют “True 22” (настоящие 22) из-за особенностей переднего переключателя. Его конструктив позволяет работать с большими перекосами без компенсации перемещения цепи в крайние точки кассеты. Как итог — нам доступны 22 скорости в полном объеме, хотя в компании не настаивают на таком способе применении оборудования.Осуществляются переключения с помощью рычага за тормозной ручкой. Похожее решение есть и у японцев. Однако там задействован и тормозной рычаг (он отклоняется в сторону) и присутствует лепесток за ним.
В случае со SRAM разработана технология DoubleTap, получившая свое распространение на все групсеты с обычными переключателями и шифтерами. Суть заключается в том, что лепесток позади тормозной ручки при коротком нажатии смещает переключатель в одну сторону, “длинное” нажатие лепестка уводит перекидку в другую сторону.Здесь же появляется технология WiFli, предусматривающая наличие звезды сзади на 32 зуба. Она позволяет эффективнее въезжать в горки, где обычной кассеты может не хватить.Предлагаются ободные тормоза и дисковая гидравлика. Первое поколение гидравлики было отозвано компанией в связи с массовыми протечками при низких температурах. В последующих конструкциях всё было исправлено.
Ободная гидравлика здесь уже недоступна и осталась только у моделей Force и Rival. - Force 22 ( 11 звезд ) - Force тоже подтянули до 11 скоростей на кассете, что максимально приближает его к Red.
Дизайн дуалконтролов перекочевал сюда из 10-скоростных итераций Red, правда теперь совместим с 11-скоростями, разумеется.
Как и с версией eTap AXS, тут повторяется увеличение веса, которое положительно влияет на прочность и износостойкость. Все остальное как у старшего товарища.Да, сравнение с Ultegra снова справедливо — это прямые конкуренты. Если во внимание взять вес, то SRAM весит меньше японской Ultegra 8000, которая, немного дешевле.Force 22 оборудуется гидравликой как ободной, так и дисковой. Кроме того, доступна классика — ободные тормоза на тросиках.
ТАБЛИЦА! Так же в сравнение есть таблица, какая трансмиссия конкурирует с другой трансмиссией.