"Ценить начинаешь только тогда, когда уже потерял", - эта фраза сейчас как никогда лучше подходит для описания того, что происходит на российском автомобильном рынке. Столько хороших моделей и марок автомобилей ушли из России за последние годы, что и перечислять не хочется. Но вот одна из моделей "задела" соотечественников больше остальных - завершение производства компактного отечественного кроссовера - LADA XRay.
И да, многие не восприняли эту модель всерьёз, выявив кучу недостатков и минусов в машине, однако когда ВАЗ снял её с конвейера, немало автомобилистов затребовали вернуть автомобиль в продажу. Многим очень полюбилась версия "Кросс". Так, не смотря на компактные габариты, передний привод и небольшую вместимость салона, есть немало положительных факторов - высокий клиренс, простота, практичность и современный фирменный внешний вид "Лады".
Теперь нет и брата-близнеца этой модели - Renault Sandero Stepway также покинул наш рынок вместе с кучей других иномарок. В сегменте подобных компактных городских кроссоверов выбора практически не осталось. Все, что предлагается нам теперь, между прочим, за немалые деньги, - это лишь ограниченный список моделей, среди которых не разгуляешься.
Из компактных "кроссоверов", которые по факту являются завышенными хэтчбеками на данный момент можно приобрести "Ладу Гранту Кросс". Это вообще что-то среднее между универсалом, хэтчбеком и кроссовером одновременно - практично, относительно недорого и, кажется, вовсе безальтернативно. Ко всему прочему, оснащение "бедненькое", в списке силовых агрегатов и коробок лишь старые ВАЗовские агрегаты, никакого "автомата" - только старая добрая "механика". Выбор, мягко говоря, унылый.
Есть подобного рода вариант в бюджетном, опять же, сегменте и у зарубежных марок. Например, "китайская Калина", так успели прозвать модель компактного кроссовера Livan X3. По сути, такая же "бюджетка", что и LADA, только на китайский манер - компактный салон, простейшее исполнение, базовые опции для любого современного зарубежного автомобиля и все это на переднеприводной платформе.
Из плюсов - тут в оснащении уже есть вариатор, уже лучше, чем обычная МКПП. Машину хоть и продают в РФ уже не первый год, стать массовым бестселлером ей все вышеперечисленное не помогло. Возможно, в этом ключевую роль сыграла неизвестность бренда, а быть может пресловутый вариатор или же ценник (от 1.9 млн рублей).
Однако у китайцев есть в запасе немало интересных моделей в данном сегменте. Что примечательно, их предлагают не только малознакомые нам компании, но и вполне известные автомобильные бренды. Естественно, речь снова идет об автомобилях из Китая, одна известная нам марка придумала свой аналог "Сандеро Степвей" - машины уже продаются в РФ.
Первый взгляд на привезенные к нам в страну машины и сразу вопрос: «Неужели китайцы вернули в РФ "Х-Рей"?».
До боли знакомые элементы кузова, общий с "Ладой" принцип простоты и неприхотливости, бюджетная модель. Начинаешь разбираться глубже - находишь ещё больше сходств. Но давайте разбираться ещё более конкретно, что это за "зверь".
Это Chery Tiggo 2 Pro, первое поколение которого официально продавалось у нас в стране и по какой-то причине быстро свернулось. В этот раз к нам завезли "про"-двинутую, обновленную версию для европейского рынка. Скажу сразу, что официалы данную модель не предлагают в своих автосалонах, приобрести получится только у неофициальных дилерских центров, привозящих машины прямиком из Китая или у частников, занимающихся перепродажей.
Внешне "Тигго" сильно смахивает на братьев-близнецов на платформе "Рено". Стоит только приглядеться и сразу узнаются формы фонарей, общие черты модели, даже на боковинах есть похожие на фирменные "вмятины" ВАЗа выштамповки. В действительно габариты Tiggo 2 Pro отличаются от данных "Сандеро" и "Икс-Рея" лишь минимально, на несколько миллиметров.
Быть может, мозг пытается выдать желаемое за действительность, но предлагаю взглянуть на модель под другим углом.
У "Тигго" тот же принцип построения - завышенный хэтчбек с высоким клиренсом (он здесь 185 мм) и пластиковый обвес в стиле "кросс". Но больше интересно, что скрывается у модели под капотом, ведь к китайским моделям основные претензии идут именно в адрес основных агрегатов и узлов.
Автомобили, представленные на нашем рынке, доступны в двух вариациях моторов и коробок. Стоит отметить, что официально для китайского рынка заявлены моторы 1 и 1.5 литра на выбор с вариатором или механикой. Однако у нам приехали машины с некоторыми отличиями в этом плане, сейчас все поясню.
Итак, первый агрегат - турбо-литр на чугунном блоке с тремя цилиндрами, небольшой турбинкой, распределенным впрыском и заявленным ресурсом в 300 000 километров. Речь идет о модели двигателя E3T10 на 102 л.с. 150 Нм крутящего. Между прочим, довольно неплохой агрегат, правда сочетается он либо с МКПП, либо с вариатором. Бесступенчатый "автомат" достался модели тот же, что теперь устанавливается на "Весты" - CVT18. С невысоким крутящим моментом мотора и небольшой массой, прослужить в таких условиях должен не меньше 200 000 километров.
Однако не менее интересен и второй вариант. Повторюсь, что на китайском рынке имеется версия с 1.5 литровым мотором на 116 сил и таким же вариатором, что и на 1.0 л моторе. К нам же завезли машины в другом исполнении - здесь установлена более старая вариация двигателя со все теми же 1.5 литрами объема, но на 109 л.с.
Агрегат простой, атмосферный, без сложных систем, вот вам модель мотора - SQRD4G15B, здесь алюминиевый блок, 4 цилиндра, обыкновенный впрыск, естественно, никаких турбин, ременной привод ГРМ и заявленный ресурс в 250 тыс. километров без капитального ремонта.
Агрегатируется данный мотор классической автоматической трансмиссией. Что удивительно, в этом плане Tiggo 2 Pro также похож на "Рено", потому как коробка - аналог "Реношного" DP2. Напомню, что это довольно старый, но простой "автомат" на 4 ступени, который когда-то был взят от моделей Ауди 80-х годов и доработан на современный лад. Агрегат простой, при должном обслуживании ходит неплохо.
Что касается оснащения, то "Тигго" в этом также неплох.
Тут все по классике современных автомобилей: в наличии обязательно есть монитор мультимедийной системы с меню на русском языке, куча электронных опций, всюду кнопки, отделка салона под "кожу", стильные резкие линии интерьера. В отличие от того же "Икс-Рея" есть подлокотник, между передними сиденьями.
Говорить о просторе в салоне, конечно, не приходится, тут особо не разгуляешься, все-таки не внедорожник, однако места достаточно. Объем багажника даже больше, чем у конкурентов, с коими мы ведем эту длинную линию сравнения - 420 "чистых китайских" литров.
При всех вышеописанных преимуществах, конечно же, хочется поскорее узнать о цене на все это добро. И тут прорекламировать никак не получится, все-таки, за довольно бюджетный и простенький автомобильчик хотелось бы видеть цену пониже, но имеем, что имеем.
У дилеров, занимающихся полу-официальной продажей машин из автосалона стоимость колеблется у отметки в 1.9 млн рублей. Частники, пригоняющие авто на перепродажу, более скромные в этом плане, у них "китайский Х-Рей" без пробега стоит от 1.650.000 рублей. И по нынешним меркам это уже считается "адекватной ценой".
Естественно, многие автолюбители в нашей стране не согласятся с такой трактовкой о приемлемости и адекватности цены: попробуй сейчас накопи эти деньги - отдавать их за машину, привезенную "серым путем" неизвестно кому, ой, как не захочется.
Но если исходить из той логики, что дорого сейчас абсолютно всё, то вариант вполне себе соответствует запрашиваемому соотношению цены и качества - машина оснащена неплохо, есть классический автомат, простой неприхотливый атмосферный мотор и все это в пределах 2 млн рублей. Ох, вот уж не подумал бы несколько лет назад, что буду такое говорить о бюджетном в своем исполнении "кроссовере". Однако реалии рынка таковы - плати, сколько просят, либо ходи пешком. И с таким имеющимся выбором, будто бы, второй вариант уже не такой отталкивающий.
И все же, если отбросить в сторону ставшее популярным "нытье" о дороговизне всего и вся, автомобиль сам по себе является хорошей альтернативой "Икс-Рею". Кажется, что ВАЗу нужно было договориться о выпуске не более дорогого XCITE X-CROSS 7, а подумать о выпуске X-RAY 2 на основе этого "Тигго 2 Про". Уверен, даже при цене до 2 млн рублей спрос был бы нехилый.
Но все же хочется узнать ваше мнение на этот счет. Как вообще относитесь к нише подобных компактных кроссоверов, нужно ли возрождать "Икс-Рей" или данный сегмент не нужен и не востребован у нас в стране? Делитесь своими рассуждениями внизу, буду ждать вас в комментариях.
Спасибо за внимание.