Тибет часто представляют как колыбель человечества - место, где скрывается тайная страна полубогов Шамбала, источник всей мудрости мира. А тайны всегда притягивают ученых, писателей и авантюристов. В течение истории многие стремились найти здесь сокровенные знания.
Во время первого похода к базовому лагерю Эвереста буквально в первом же лодже я испытала легкий шок, открыв тетрадь для записи заказа еды. Все листы этой книжки содержали водяной знак свастики (правда, графически иной). Потом я уже в Катманду купила книгу символов буддизма и увидела там красную звезду и звезду Давида. Позже попалась информация о проекте Аненербе, экспедиции Блюмкена под эгидой НКВД и других вояжах, участники которых пытались найти в тайнах Тибета обоснование своим идеям или идеологии. Понятно, что про Аненербе уже написано тысячи статей, но мне захотелось опубликовать давно написанный пост. Я долго писала эту статью, поскольку есть проблема - множественные публикации тех журналистов, авторов сенсаций, конспирологов и самозваных “агентов просвещения”, которые, претендуя на то, чтобы пролить свет на связь наци и буддистов Тибета, на самом деле создают новые мифы, умело смешивая факты с вымыслом — намеренно или нет. За время изучения материала я прочитала много информации, у которой не было никакого подтверждения либо было опровержение. Очень много мифов и фантазий, которые кочуют из одной публикации в другую. Я не претендую на истину, но собранная информация весьма интересна. Итак, начинаем.
Аненербе: как и зачем создали
Аненербе - немецкий аналитический центр, созданный в1935 году по приказу Генриха Гиммлера. Настоящим названием организации было " Forschungs-und Lehrgemeinschaft das Ahnenerbe", что в переводе означает "Общество изучения наследия предков".
По сути Гиммлер хотел, чтобы послевоенный мир вернулся к древнему
феодальному государству. Его интерес был вполне практичным, ведь он
хотел создать идеальное феодальное общество. Его план предполагал
строительство множества арийских деревень, в которых дома были бы
построены в стиле римской эпохи. В Восточном Берлине была построена
образцовая деревня Мехров. Артефакты, включая древний камень, кости и
керамику, помогли воссоздать жизнь древних германцев. Один из ведущих
молодых археологов Ассьен Бемерс (1912-1988) утверждал, что он может
проследить “нордическое” происхождение до эпохи палеолита в Германии (то
есть до того времени, когда здесь бродили шерстистые мамонты).
Но в начале 1937 года всё изменилось странным образом. Гиммлер провел полную реорганизацию "Аненербе". И теперь фокус сместился на поиски божественных предков, существование которых бы доказало избранность немцев. Гитлер считал, что человечество делится на три группы: основателей культуры, носителей и разрушителей. Он назвал арийскую расу (то есть высоких, светловолосых и голубоглазых) основателями культуры и ответственными на протяжении веков за развитие искусства, науки, музыки, литературы и других аспектов мировой культуры. Нетрудно догадаться, кого он назвал разрушителями культуры. Гитлер верил, что современные немцы являются потомками древней арийской расы, и Гиммлер не собирался разочаровывать своего босса, опровергая эту теорию. Сначала были экспедиции в Финляндию для поиска истоков эпоса Калевалы, ибо там было всё: герои, провидцы и пророки, обладающие сверхъестественными способностями, сотворение мира, приключения, короли, происхождение язычества и даже потусторонняя мельница, которая производила соль и золото. Участники экспедиции записывали такие вещи, как мистические песнопения, заклинания и заклятия, в надежде, что смогут использовать эти более аутентичные обряды и ритуалы вместо христианских церемоний.
Новая идея – поездка в Боливию для того, чтобы изучить Тиауанако, доиспанский город в южных Андах, был средоточием культуры, которая процветала между 500 и 900 годами. Были гипотезы, что Тиауанако был отколовшейся колонией Атлантиды, которая, в свою очередь, была родиной арийской расы. Оккультист Эдмунд Кисса посетил Тиауанако в 1928 году, когда, по его утверждению, нашел доказательства арийских корней города. Экспедицию в Боливию отменили из-за начала войны. А еще были экспедиции Аненербе, которые которая занимались поиском гигантских скелетов в Танганьике на территории современной Танзании; попытки найти мифический город джиннов Зерзура в Ливии; поездки Отто Рана в разные места за Святым Граалем, в том числе и в Исландию; неутомимые поиски Ковчега Завета. А в 1938 году взоры обратились на Тибет и туда была направлена экспедиция во главе с Эрнстом Шефером.
Тибет
За пять лет до того, как немцы вошли в Тибет, 13-й Далай-лама умер. Его преемником стал Тензин Гьяцо (р. 1935), или 14-й Далай-лама. Далай-лама является пожизненным духовным лидером тибетского буддизма и фактическим политическим лидером нации. 14-й Далай-лама был слишком молод, чтобы править, и был назначен регент. Чего регент не знал, так это того, что его гости считали буддистов и индуистов более низкими по сравнению с немцами. Нацисты считали, что коренные тибетцы разбавили арийскую расу смешанными браками 1500 лет назад, когда арийцы из Атлантиды эмигрировали в Тибет.
Тибетцы были хорошо знакомы со свастикой. Левосторонняя свастика была известна тибетским буддистам как “юнгдрунг”, символ удачи. Даже сегодня, когда западный мир питает отвращение к свастике, юнгдрунг занимает видное место в домах и в монастырях Тибетского нагорья.
Экспедиция Шефера
Эта тибетская экспедиция 1938-1939 года, хотя и планировалась ее участниками как чисто научное предприятие, на самом деле с самого начала ее планирования находилась между политикой и наукой. Генрих Гиммлер и “Аненербе” (Общество наследия предков СС) хотели повлиять на это предприятие с политической, эзотерической и псевдонаучной точек зрения. Успех экспедиций, в которых участвовал Шефер, зоолог и геолог по образованию, привлек внимание Генриха Гиммлера. Несмотря на свое двойственное отношение к Азии в целом, Гиммлер, который был очарован мрачными, фантастическими идеями азиатского мистицизма и верил в карму, проявлял неподдельный интерес к Тибету. Когда он услышал о планах Шефера возглавить независимую экспедицию в Тибет, он сразу же загорелся идеей организовать эту экспедицию под эгидой “Аненербе СС”. Потакая своим мистическим наклонностям, он хотел, чтобы Шефер и его экспедиция провели исследования, основанные на “Теории мирового льда” Гербигера, которая утверждала, что Атлантида была уничтожена великим потопом, вызванным столкновением ледяной Луны с Землей. Но у Шефера были другие цели - это создание полного научного отчета о Тибете путем синтеза геологии, ботаники, зоологии и этнологии.
Трудности путешествия в Тибет и трудности, с которыми столкнулась экспедиция, были ничтожны по сравнению с проблемами, с которыми столкнулся Шефер при организации и финансировании проекта. Несмотря на то, что ему удалось отстоять свою научную свободу в борьбе с безумными планами Гиммлера, его цели и цели Гиммлера и “Аненербе”, по-видимому, все больше и больше расходились, пока Вольфрам Зиверс, глава “Аненербе”, не заявил в январе 1938 года, что “Тем временем задача экспедиции решена". слишком далеко отошло от целей рейхсфюрера СС и не соответствует его идеям изучения культуры”.
Таким образом, в конечном итоге экспедиция не была спонсирована СС или “Аненербе”. Однако Шефер продолжал получать политическую помощь от “Аненербе” и Гиммлера. Он прекрасно осознавал, что зависит от доброй воли рейхсфюрера, и был вынужден пойти на компромисс по некоторым пунктам, чтобы сохранить свою поддержку англичан и получить паспорта. Гиммлер дал свое согласие на экспедицию при условии, что все ее участники вступят в СС.
Экспедиция была наконец готова. В нее входили пять человек: Шефер - маммолог и орнитолог; Эрнст Краузе - энтомолог, фотограф и оператор; Бруно Бегер - этнолог; Карл Винерт - геофизик; и Эдмунд Гир - технический руководитель каравана. Ведущим ученым был Бегер, расовый антрополог, который после войны предстал перед судом за преступления против человечности.
До экспедиции в Тибет Бегер возглавлял отдел в RuSHA, где специализировался на идентификации евреев по расовым признакам. После Тибета его направили в концлагерь Освенцим II-Биркенау, где он отбирал заключенных-евреев для печально известной коллекции еврейских скелетов. Восемьдесят шесть отобранных им мужчин и женщин были отправлены в концлагерь Нацвайлер-Штрутхоф во Франции, где они были убиты в газовой камере, расположенной за пределами лагеря. Целью было использовать скелеты в качестве наглядных примеров еврейской расовой нечистоплотности.
Они отправились в путь весной 1938 года, направившись сначала в Калькутту. Однако политическая реальность настигла их по прибытии. Когда они уезжали, национал-социалистическая пропагандистская газета “Фолькишер беобахтер” напечатала статью под заголовком "Экспедиция СС отправляется в неизведанные районы Тибета". The Indian Statesmanнемедленно перепечатал статью, но уже под заголовком “Нацистское вторжение — негодяи в Индии”. Это создало бы Шеферу огромные проблемы во время переговоров с англичанами о разрешении на въезд в Сикким и Тибет. Несмотря на то, что Шеферу, по-видимому, удалось убедить британцев в исключительно научной цели своей миссии, британские подозрения в шпионаже не покидали экспедицию на протяжении всего ее срока и придавали ей гораздо большее значение, чем это было оправдано.
Хотя тибетское правительство несколько раз отказывало во въезде в
экспедицию, несколько месяцев спустя Шефера и его команду впустили в
Лхасу, где они пробыли целых два месяца. Члены экспедиции установили
официальные контакты с министрами Кашага и регентом-ретингом, а также
дружеские контакты со многими аристократическими семьями. Считается, что
немцев больше интересовала религия бон, которая была распространена в
Тибете до буддизма. Эта религия близка к шаманизму и основана на вере в
анимических духов.
Бегер был самым активным участником проведения расовых экспериментов над тибетцами. Прежде, чем согласиться участвовать в экспедиции, Бегер заявил, что его вклад будет заключаться в “изучении текущей расово-антропологической ситуации с помощью измерений, изучения характерных черт, фотографии и образцов, а также в сборе материала о соотношении, происхождении, значении и развитии нордической расы в этом регионе"
Были сняты черепные и лицевые измерения. С тибетцев были сняты лицевые слепки. Бегер снял измерения с 376 человек, а также слепки голов, лиц, кистей рук и ушей еще семнадцати. Триста пятьдесят человек предоставили отпечатки пальцев и ладоней. Команда также собрала все, от животных до растений, а археологические артефакты были вывезены обратно в Германию. Велись подробные записи об антропологических аспектах тибетской культуры. Бергер вел ежедневный дневник, и в 1943 году его заметки об экспедиции были опубликованы в виде книги.
Возвращение в Германию В августе 1939 года немцы собрали вещи и уехали. Менее чем через месяц Гитлер вторгся в Польшу, и началась Вторая мировая война. Гиммлер решил, что экспедиция увенчалась успехом и доказала, что арийская раса обосновалась в Тибете. Шефера повысили в должности и выделили ему отдельный отдел в Аненербе.
Хотя после войны Шефер был арестован и заключен в тюрьму, в 1949 году он был освобожден, а год спустя переехал в Венесуэлу, где преподавал в университете. Он вернулся в Германию и стал куратором музея естественной истории.
Послевоенный период
Когда война подошла к своему завершению, члены "Аненербе" уничтожили всю документацию, которая, по их мнению, могла быть использована против них на неизбежных процессах над военными преступниками. Однако Шефер тайно перевез свои тибетские “сокровища” и документы в замок в Зальцбурге, где они и были обнаружены в 1945 году. После войны процедуры денацификации в основном не затронули их членов. К сожалению, археологические теории Аненербе сумели пережить крах Третьего рейха и смену поколения бывших “археологов” Аненербе. Сегодня крайне правые и неонацистские группировки используют дискредитировавшие себя истории и выводы.
После войны о причастности Бегера к сбору скелетов евреев было неизвестно, и он был классифицирован как “денацифицированный” и освобожден. К 1960 году властям стало известно о его роли и он был арестован, но освобожден четыре месяца спустя. Однако в 1970 году Бегер, наконец, предстал перед судом и был признан виновным как соучастник убийства восьмидесяти шести евреев, а также как член преступной организации (то есть СС). Приговоренный к трем годам тюремного заключения, Бегер подал апелляцию, и приговор был смягчен до условного срока.
Но в этой истории есть и другая сторона - она явилась источником бесчисленных спекуляций и мифов о связи нацистов с буддистами, каких-то особых контактах, присутствию тибетских монахов в Берлине и многих других.
Статью "Тибет в огне" Дзен заблокировал, увы.