Привет. Все мы с замиранием сердца следили за тем, как развиваются события на орбите, где застряли 2 астронавта НАСА, а над судьбой их космического корабля нависла жгучая неопределённость. Но всё в итоге закончилось хорошо. Спускаемая капсула Starliner Calypso наконец-то приземлилась на военном объекте Уайт-Сэндс (WSMR, Нью-Мексико, США) 7 сентября 2024 года в 04:01 UTC (07.01 МСК).
Миссия CFT (Crew Flight Test) на этом завершена. Астронавты Уилмор и Уильямс остались на Международной космической станции (МКС), и теперь они члены 71-й экспедиции. Эти люди вернутся на Землю в феврале следующего года на борту корабля Crew Dragon Freedom, который должен стартовать 25 сентября миссией «Crew-9» с двумя членами экипажа вместо четырёх, чтобы оставить свободные места для бывшего экипажа Starliner CFT.
А сейчас немного подробностей о том, как всё происходило. А ведь там было не всё так гладко на самом деле.
Итак, поехали.
Starliner Calypso отделился от переднего стыковочного узла МКС 6 сентября в 22:04 UTC. После того, как открылись двенадцать комплектов крюков стыковочной системы американского сегмента станции (созданной на основе советской системы АПАС-89), и корабль отошёл на небольшое расстояние, подруливающие двигатели служебного модуля Starliner кратковременно включились через 2 и 8 секунд после отделения, чтобы увеличить скорость отлёта.
Через пять минут корабль находился за пределами зоны безопасности вокруг МКС (Keep Out Sphere), воображаемой сферы радиусом 200 метров с центром в центре массы станции. Двигатели Starliner продолжали работать до тех пор, пока через 25 минут корабль не вышел из эллипсоида подхода, зоны размером 4 x 2 x 2 километра. (Длинная сторона по ходу движения МКС в обе стороны от станции). Этот манёвр гарантировал, что даже в случае отказа двигательных систем Starliner не пройдёт через эту зону снова в течение следующих 24 часов. Этого времени будет достаточно, чтобы устранить неисправность, или чтобы МКС выполнила манёвр уклонения.
В 23:42 UTC крышка переднего стыковочного люка была закрыта, чтобы защитить капсулу при входе в атмосферу.
28 подруливающих устройства управления пространственным положением сервисного модуля тягой 38,6 кгс (виновники возвращения Starliner в беспилотном режиме) на этот раз функционировали без проблем. Напомню, что во время стыковки корабля 5 из этих двигателей перестали работать из-за непредвиденного перегрева, который затронул тефлоновые прокладки, препятствующие прохождению окислителя в камеру сгорания (тогда 4 из 5 двигателей работать всё же заставили).
По выводам Boeing, и производителя двигателей Aerojet Rocketdyne, перегрев, который уже имел место в двух предыдущих испытательных полётах Starliner, хотя и с меньшей интенсивностью, произошёл из-за того, что астронавты взяли на себя управление во время сближения корабля и МКС. Похоже, никто в Boeing не думал, что люди склонны управлять космическими кораблями немного не так, как это делают компьютеры. И заложили в алгоритмы стыковки те параметры, которые были отработаны при беспилотной стыковке Starliner с МКС, состоявшейся 21 мая 2022 года.
Наконец, в 03:17 UTC 7 сентября произошло тормозное зажигание четырёх двигателей OMAC, расположенных по бокам служебного модуля. Эти изделия имеют тягу 680,4 кгс. Четыре OMAC включились на 59 секунд в 90 километрах от МКС, замедлив Starliner примерно на 130 м/с. Через три минуты после включения сервисный модуль отделился. Поскольку он полностью сгорает в атмосфере над Тихим океаном, его двигательная система никогда не будет подробно проанализирована.
В 03:45 UTC начался вход спускаемой капсулы в атмосферу. Теперь настал черёд поработать её двигательной установке, состоящей из двенадцати двигателей MR-104J, использующих топливо на гидразиновой основе, с тягой по 440 ньютонов каждый. Эти двигатели нужны для того, чтобы удержать центр тяжести спускаемой капсулы в правильном положении, позволяющем создать некоторую подъёмную силу, и обеспечить возможность приземления с большей точностью и меньшим ускорением.
На этом этапе произошёл единственный примечательный инцидент возвращения: один из двенадцати двигателей не включился. В принципе, это несерьёзная неисправность, так как система резервирована (у каждого подруливающего устройства есть дублёр), но после проблем с двигателями сервисного модуля это очень нехороший звоночек. Поскольку хоть это и другой тип изделия, они тоже производятся компанией Aerojet Rocketdyne. Есть над чем задуматься. А ещё возникли проблемы в навигационной системе корабля. Несерьёзные, но всё же.
Выдержав температуру 1700°C при входе в атмосферу, спускаемая капсула спокойно «провалилась» в неё. После сброса лобового теплозащитного экрана на высоте примерно 9 километров раскрылись два тормозных парашюта, что позволило спускаемой капсуле стабилизироваться и замедлить снижение.
Третий, основной парашют, раскрылся на высоте 0,9 километра в 03:57 UTC. Через минуту отделился задний теплозащитный экран, и в 04:00 UTC сработали надувные подушки безопасности.
Starliner благополучно вернулся на Землю в 04:01 UTC.
Ну что же. Успешное возвращение Starliner даёт Boeing условный «спасательный круг», и позволяет сохранить лицо, по крайней мере на данный момент. Хотя будущее программы остаётся под вопросом. Несмотря на то, что НАСА, похоже, всё устраивает, и оно продолжает подготовку к введению корабля в эксплуатацию, и первому плановому полёту Starliner на МКС в следующем году (Starliner-1).
Интересно, что на пресс-конференции, посвящённой приземлению Starliner не присутствовал ни один представитель Boeing. Но в компании уверенно заявили, что «85% или даже 90% целей миссии» были выполнены. Видимо между понятиями «спускаемая капсула вернулась на Землю» и «спускаемая капсула вернулась на Землю с экипажем» и содержаться эти 10 процентов успеха.
Любого жителя средней полосы России и прилегающих к ней районов до боли в коленях мучает очень насущный вопрос: почему у Boeing так много проблем?
Тут причины комплексные. С одной стороны, бесспорно одно – внутреннее управление в компании оставляет желать лучшего. С другой стороны, у компании не было опыта работы с аналогичными изделиями, который позволил бы ей, возможно, устранить некоторые из проявившихся недостатков (SpaceX смогла получить опыт работы с грузовыми Dragons до разработки Crew Dragon).
Но самое главное не это. Boeing просто не хочет заниматься этим проектом. И с нетерпением ждёт, когда НАСА плюнет на всю эту канитель, разорвёт контракт, и откажется от Starliner. (Потратив на работы по этой теме два миллиарда долларов).
К сожалению, никогда раньше никакая компания не строила космический корабль с меньшим энтузиазмом, чем с тем, с каким Боинг сделал Starliner.
Хорошей новостью является то, что третья миссия Starliner завершилась относительным успехом. Но будет ли четвёртая?
Всем добра.
Специально для Вас!
Реклама ООО Яндекс ИНН 7736207543