Продолжаю рассказы о гибридных летательных аппаратах из коллекции Музея ВВС в Монино.
Чего только не напридумывали люди за более чем столетнюю историю воздухоплавания!
Одна из диковинок - самолет-амфибия Ш-2, изобретенный Вадимом Борисовичем Шавровым (1898-1976) в 1930 году.
В музее хранится не оригинал 1930-х годов (их было всего 270), а рабочая полномасштабная копия, построенная в 2019 году. Однако выглядит раритет словно исторический, а не новодельный.
Штука большая, в кадр лезет с трудом. И, как всегда, посмотреть можно только анфас или чуть сбоку, обойти нельзя.
Взглянем чуть поближе.
А теперь, собственно, лодка. Вернее, катер.
Как пишут в Википедии, деревянная лодка "разделена на пять водонепроницаемых отсеков четырьмя шпангоутами с герметичными переборками, это обеспечивало самолету плавучесть и непотопляемость". В закрытой кабине помещалось три человека.
Для сравнения - полноразмерная современная модель из Музея реконструкции исторических воздушных аппаратов (Historic Aircraft Restoration Museum, St Louis) в американском городе Сен-Луис.
Машины, в просторечии именуемые "шаврушками", находились на службе до 1960-х годов и слыли неубиваемыми. Но всему приходит свой срок, увы.
Они использовались там, где нормальный самолет сесть не мог, и единственно возможной была посадка на воду. Таких мест в нашей стране немало. Амфибии использовались в различных хозяйственных и исследовательских целях: аэрофотосъемка местности, отслеживание миграций рыбных косяков и стад животных, доставка почты геологам, переправка в цивилизованный мир раненых и больных.
Поэтому, хотя выглядит гибрид самолета и катера забавно и даже кустарно, машина оказалась надежной, а ее послужной список достоин уважения.
--
В моей космоопере "Хранительница" в двух последних книгах, "Двойник" и "Возвращение Улисса", встает вопрос об использовании какого-то летательного аппарата для исследования и спасательных операций в необитаемой и заповедной зоне планеты Тиатара - а именно, береговой линии и островов моря Сайял. Добраться туда по суше совершенно невозможно: джунгли, топи, реки, скалы - любая экспедиция завязнет надолго или потерпит неудачу. По воде - тоже, ибо между морем (довольно мелким) и озером Ойо, примыкающим к обитаемой зоне, лежит обширная местность, которая иногда бывает болотом, а в сухую погоду поверх илистой жижи образуется ненадежная корка из засохшей тины и грязи.
В "Двойнике" для переправки экспедиции используют космический челнок, что, конечно, дорого и экстравагантно.
А к началу романа "Возвращение Улисса" моя героиня, госпожа Хранительница, добивается от Планетарного совета покупки двух универсальных амфибий, "Валги" и "Веллы", которые способны на любые подвиги: взлетать и садиться вертикально хоть на клочок суши, хоть на воду, добираться по воде собственным ходом до берега и даже недолгое время находиться под водой.
Как выглядит это чудо инопланетной техники, я подробно описывать не стала. Конечно же, не так, как "шаврушка". Но идея, в сущности, та же самая.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Литмаркете и на Литресе, а также на портале Литсовет.
А на Литмаркете выложены также бесплатные аудиоверсии четырех книг: "Тетрадь с Энцелада", "Тиатара", "Двойное кольцо" и "Око космоса".