Найти тему

«Преисполнен оптимизма». Новый экономический прогноз правительства позволит нарастить бюджетные расходы

Оптимистичный экономический прогноз правительства (премьер Михаил Мишустин справа) позволит Минфину (министр Антон Силуанов слева) заложить в бюджет достаточно расходов

Министр финансов Антон Силуанов недаром говорил, что рост экономики по итогам года окажется выше прошлогодних 3,6%, и называл оценку 3,9% – росно столько значится в обновленном прогнозе Минэкономразвития на 2025-2027 гг. Исходя из этого прогноза Силуанов будет верстать бюджет на следующие три года, что позволит ему еще больше увеличить расходы.

«Минэк преисполнен экономического оптимизма», – констатирует экономист Дмитрий Полевой. Это традиционная особенность ведомства. Повышены прогнозы роста ВВП (2,5-2,8% в следующие три года), цены на нефть (до $69,7 за баррель в 2025 г.), профицита торгового баланса и курса рубля (ожидается, что он будет дешеветь, но медленнее, чем в прошлой версии прогноза: 96,5 руб./$ в следующем году, 100 руб. в 2026 г. и 103,2 в 2027 г. ), зарплат и потребительского спроса.

Это гораздо оптимистичнее ожиданий Центробанка, который, наоборот, понизил прогноз роста экономики (0,5-1,5% в 2025 г. и 1-2% в 2026 г.) и цены на нефть. Этот «разрыв в оптимизме» осложняет возвращение инфляции к цели, предупреждает экономист Bloomberg Economics по России и СНГ Александр Исаков: «Мягкая дезинфляция не требует снижения выпуска – рецессии: достаточно временного замедления роста спроса ниже потенциальных темпов – охлаждения, чтобы потенциал экономики и факт сошлись. У ЦБ это происходит за счет замедления ниже потенциала в 2025-26 гг., у правительства экономика продолжает расти сверх консенсусных оценок потенциала на всем прогнозном горизонте. Оптимизм в бюджетном планировании имеет негативные макроэкономические побочные эффекты – завышенные прогнозы ВВП позволяют увеличить расходы федерального бюджета, что увеличивает бюджетный импульс и заякоривает инфляцию на высоких уровнях».

Экономике, вероятно, придется расплачиваться оптимизм правительства более высокой инфляцией. Минэкономразвития ожидает ее по итогам этого года даже выше прогноза ЦБ, а в следующем – 4,5%, на верхней границе прогноза. При этом в прогнозе инфляционные риски растут.

Напряженность на рынке труда не ослабнет, а гонка зарплат продолжится. Минэкономразвития понизило прогноз безработицы (она все три года останется 2,6%), но значительно повысило ожидания реальных зарплат и реальных располагаемых доходов населения (соответственно 7% и 6,1% в 2025 г.). Они будут расти быстрее, чем экономика и производительность труда, что будет стимулировать потребительский спрос.

Эксперты не видят, за счет чего экономика может расти так быстро, как ожидает правительство. Консенсус опрошенных ЦБ аналитиков – рост ВВП на 1,7% в следующем году (если отбросить по 10% самых радикальных прогнозов, оценки колеблются в пределах 1,1-2,8%). Аналитики «Твердых цифр» связывают значительное замедление роста ВВП при ускорении инфляции во II квартале с исчерпанием доступности факторов производства, особенно трудовых. «Кажется, что по некоторым ресурсам – свободным квалифицированным кадрам и возможностям выходить на внешние рынки – мы подошли к критической границе», – полагает главный экономист «Т-инвестиций» Софья Донец.

Об этом говорил и зампред ЦБ Алексей Заботкин: «Резервы рабочей силы и производственных мощностей практически исчерпаны». Экономика будет расти за счет производительности труда, объясняет представитель Минэкономразвития. Про это рассуждать намного проще, чем добиться, говорил профессор Университета Висконсин-Мэдисон Владимир Гимпельсон.

Обновленный прогноз скорее будет аргументом в пользу повышения ставки, заключает Исаков. В реальности Минэкономразвития риски инфляции выглядят ваше, чем в прогнозах ЦБ, согласен Полевой напоминая, предупреждение ЦБ по итогам обсуждения ключевой ставки в июле: те, кто ждет инфляцию выше его прогнозов, должны быть готовы и к более высокой ключевой ставке.

Читайте еще:
«Россию ждет очередная конверсия, и она будет катастрофой».Экономист Игорь Липсиц* объясняет, почему мы увидим повторение 1980– 1990-х в российской экономике
Как изменилась российская экономическая политика после 2022 года. Разбираемся, за что ругают технократов в ЦБ, Минфине и насколько их позиции всё еще прочны
Никому не известная компания, зарегистрированная на судимого россиянина, в 2023 году заработала 3,4 триллиона рублей. Она уступила по прибыли только «Роснефти» и «Газпрому», а потом исчезла. Главное из расследования
Рынок бункеров на подъёме — и это неудивительно в ситуации, когда более трети американцев считают, что живут в последние времена

Подпишитесь на канал "Жизнь Дурова: ЗОЖ, деньги, ИТ"