Найти в Дзене
Фонотека в кармане

David Gilmour - Luck and Strange, 2024 (альбом недели, часть 30)

Оглядываясь на творчество Дэвида Гилмора в 21 веке могу сказать что каждый из трёх его сольных альбомов этого периода ассоциируется у меня с определёнными жизненными этапами. Период On An Island (2006) это пора завершающихся школьных лет, в эпоху Rattle That Rock (2015) я уже специалист с высшим образованием и хорошими перспективами, и вот выходит Luck And Strange (2024), уже муж и отец, но всё так же люблю и ценю творчество гитариста Pink Floyd. Luck And Strange (2024) можно было бы смело выпускать под именем Gilmour’s Family или под названием Family Album, поскольку Дэвид работает не только в уже давнем дуэте со своей супругой Полли Сэмсон, которая отвечает за текстовую составляющую альбомов мужа, но и со своими детьми. Так сын Чарли поучаствовал в написании текста для композиции Scattered, старшая дочь Габриэль (ранее записывалась с отцом, сыграв на фортепьяно в композиции In Any Tongue из предыдущего альбома) подпевает в The Piper's Call и A Single Spark , а младшая – Романи помимо
Оглавление

Оглядываясь на творчество Дэвида Гилмора в 21 веке могу сказать что каждый из трёх его сольных альбомов этого периода ассоциируется у меня с определёнными жизненными этапами. Период On An Island (2006) это пора завершающихся школьных лет, в эпоху Rattle That Rock (2015) я уже специалист с высшим образованием и хорошими перспективами, и вот выходит Luck And Strange (2024), уже муж и отец, но всё так же люблю и ценю творчество гитариста Pink Floyd.

Luck And Strange (2024) можно было бы смело выпускать под именем Gilmour’s Family или под названием Family Album, поскольку Дэвид работает не только в уже давнем дуэте со своей супругой Полли Сэмсон, которая отвечает за текстовую составляющую альбомов мужа, но и со своими детьми. Так сын Чарли поучаствовал в написании текста для композиции Scattered, старшая дочь Габриэль (ранее записывалась с отцом, сыграв на фортепьяно в композиции In Any Tongue из предыдущего альбома) подпевает в The Piper's Call и A Single Spark , а младшая – Романи помимо бэк-вокала практически на всех треках альбома исполняет ведущую вокальную партию в композиции Between Two Points и в ней же и Vita Brevis играет на арфе.

Дэвид и Романи
Дэвид и Романи

Between Two Points в итоге стала самым спорным моментом альбома, потому что на ней не только не поёт Дэвид Гилмор, но она даже не принадлежит его авторству. Это песня поп-дуэта The Montgolfier Brothers, которая была выпущена в 1999 году на их дебютном альбоме Seventeen Stars.

Гилмор объясняет возникновение этой кавер-версии на альбоме весьма прозаично:

Это прекрасная песня, которую Полли и я знаем и любим уже много-много лет и мы подумали почему бы её не исполнить. Я не пытался сделать её отличной от оригинала, но и не преследовал цели повторить один-в-один. Я просто иду туда, куда меня ведет музыка, чтобы попытаться уловить что-то из того, что есть в оригинале.

Вступлением к песня служит Vita Brevis с ведущей арфой, которая переходит в практически эмбиентный звук, вокал Романи вполне вписывается в слегка отстранённое повествование. Вопрос в том насколько эта композиция ассоциируется с Дэвидом Гилмором? Наверное только с пятой минуты, когда вступает узнаваемая гитара, слушатель, без обращения к выходным данным свяжет её с гитаристом Floyd. Но кто мы такие чтобы оспаривать право музыканта записывать то, что ему хочется, особенно на сольном альбоме.

Прочтение Дэвида очень близко к The Montgolfier Brothers, но опять же до того момента пока не начинается соло-партия, которой в оригинале просто нет.

Изначально планировалось что вокальную партию всё же исполнит Дэвид, но песня не подходила ему в текстовом плане, тогда волевой родитель изменил тональность под голос своей младшей дочери и попросил её спеть.

Идея семейного альбома родилась во времена пандемии, когда, будучи в изоляции, семья Гилмор устраивала семейные музыкальные вечера с трансляцией на youtube, на которых все пели песни и играли на инструментах. Первой ласточкой тех сессий стал вышедший ещё в 2020 году совместный сингла Дэвида и Романи Yes, I Have Ghosts, попавший в итоге на Luck and Strange в виде бонус-трека.

-3

Полли Сэмпсон:

За время карантина у нас накопилось много идей, у меня отрывки текстов у Дэвида отрывки музыки, но мы понимали что если не возьмёмся за дело всерьёз, то ничего не напишем.

В итогу cупруги покинули уютный дом и отправились на север Лондона, где сняли небольшой жильё, в котором у гитариста было немного студийного оборудования, а у автора текстов удобный стол. Так они работали с понедельника по пятницу обмениваясь идеями, пока из этого сотрудничества не стали вырисовываться оформившиеся песни, пусть пока в виде демо-версий.

Пора было собирать группу и искать продюсера. С одной стороны, Дэвид признавал что мог бы записать всё сам, но ему не хотелось терять то ощущение, которое возникает, года в одной комнате собирается группа и люди вместе начинают играть. Отражением этих студийных джемов стал второй бонус трек к альбому - композиция Luck and Strange (original Barn Jam), представляющая собой четырнадцатиминутное студийное музицирование.

В этот студийный бэнд вошёл давний соратник Гилмора Гай Пратт, сыгравший на бас-гитаре, барабанщик Стив ДиСтанислао, клавишники Роджер Ино и Роб Джентри, басист Том Герберт, известный сессионный барабанщик Стив Гэдд, а также Адам Беттс, барабанщик лондонских прог-рокеров Three Trapped Tigers.

Особым сюрпризом для поклонников Floyd стало присутствие на альбом, в частности в заглавном треке, клавишных партий Ричарда Райта. Дэвид рассказывал журналу Prog, что эти партии Рик записал в 2007 году, во время таких же домашних джемов. И именно от музыкальной фразы Рика он отталкивался, сочиняя композицию.

-4

Перед заглавным треком идёт вступительная композиция альбома - инструментал Black Cat, хоть и ставший самым коротким из интро на альбомах Гилмора 21 века, но не менее убедительным. В песне Luck and Strange отчётливо слышатся нотки блюза, если убрать из неё аранжировочный лоск, то она вполне могла бы звучать под акустическую гитару.

На альбоме много акустики, послушайте The Piper's Call. Если сравнивать пятый альбом с предыдущими, то по настроение мне он показался максимально близким к дебютнику. Да, между ними более 45 лет и в новом альбоме Дэвид обращается к теме приближающейся смерти через образы сжимюащегося времени и краткости нашей жизни в масштабах вселенской вечности. Хочется процитировать Владимира Набокова: "Заглушая шепот вдохновенных суеверий, здравый смысл говорит нам, что жизнь – только щель слабого света между двумя идеально черными вечностями".

Но жизнь явно мила Гилмору, особенно когда он начинает играть соло в The Piper's Call, столько энергии в этих звуках. Из общего, достаточно мягко-созерцательного настроения альбома, выбивается достаточно жёсткая Dark and Velvet Nights, этакая Take a Breath образца 2024 года.

С ней контрастирует выполненная в умиротворяющем ключе Sings, в которой Гилмор даже отказался от гитарных соло, но впереди нас ждёт Scattered. В этой финальной (не считая бонус-треков) композиции альбома сложно дистанцироваться от ассоциация с Echoes и Comfortably Numb, но возможно и не стоит. Давайте просто наслаждаться.

Ветераны сцены не молодеют, и каждый такой релиз, а в случае Гилмора, учитывая интервалы между его работами, особенно, воспринимается как потенциально последний. Но у Гилмора похоже другой план.

Гитарист планирует отправиться в небольшой тур в поддержку Luck and Strange, а после вновь засесть в студии с теми же музыкантами. И не думаю что это бравада, с одной стороны Гилмору уже под 80 и ему не до этого, а с другой - Luck and Strange это 6 новых полноценных песен, 2 небольших инструментала и 1 кавер - не так уж и много, так что возможно у Дэвида ещё припрятано 5-6 композиций для будущего релиза.

Предыдущие выпуски рубрики "Альбом недели":

Альбом недели | Фонотека в кармане | Дзен

Подписывайтесь на канал, будет интересно.