Найти в Дзене
Военная история в наградах

Военный агент

Пистолет-пулемет Villar-Perosa М1915 был изначально сконструирован конструктором Ревелли в 1914 году для вооружения аэропланов, но использовавшийся в этом образце слишком слабый 9-мм пистолетный патрон Глизенти сделал данный пистолет-пулемёт неэффективным для применения в воздушном бою. В 1915 году новую систему превратили в подобие сверхлегкого ручного пулемета, сделав его первым в мире пистолетом-пулемётом. Известны установки Villar-Perosa на самолётах, автомобилях, мотоциклах, велосипедах (на рулевой раме) и др. Также данный пистолет-пулемёт ограниченно использовался в австрийской армии, в калибре 9 mm Steyr.

В начале XX века итальянский офицер-артиллерист Абриэль Ревелли разработал самозарядный пистолет калибра 7,65 мм выпускавшийся иттальянской оружейной еомпанией под наименованием Глизенти модел 1906.

Хотя этот пистолет и был принят на вооружение, он считался недостаточно мощным по причине относительной слабости использовавшегося в нём патрона. Поэтому компания-производитель переработала конструкцию под 9-мм патрон.

Однако прочность пистолета не была рассчитана на значительно возрастающие при использовании патрона 9х19 мм Парабеллум нагрузки. Поэтому было решено оставить габариты его гильзы и пули, ослабив при этом заряд. Итальянская армия приняла на вооружение пистолет под новый патрон названный Глизенти модель 110.

Несмотря на хорошо проработанную конструкцию, переход на новый калибр оказался провальным. Пистолет остался почти столь же слабым, как и раньше; кроме того, попытка использовать в нём крайне сходный по габаритам патрон Парабеллум могла окончиться взрывом. После принятия на вооружение последнего пистолета под патрон Глизенти Beretta Mod. 15, он был вытеснен патроном 9х17 мм

Латунная бесфланцевая гильза патрона Глизенти в целом аналогична таковой же патрона 9 мм Парабеллум. Обычная и оболочечная пуля в форме усечённого конуса (FMJ-TC) из-за проблем с подачей (кроме пистолета Beretta Mod. 15) у пуль с усечённой головкой. Основное отличие — уменьшенный на 25 % заряд.
Кроме Италии патрон производился по итальянскому заказу в Австрии и США.

Конструктивно Пистолет-пулемет Villar-Perosa М1915 представлял собой отнятый от спарки ствол со снятой гашеткой и уложенный в винтовочную ложу, использовался тот же патрон. Из-за разделения стволов скорострельность понизилась вдвое, но она, тем не менее, равнялась почти 900 выстрелам в минуту, зато появился второй спусковой крючок позади первого, что позволило менять режим огня выбором одного из них.

В Военно-историческом музее артиллерии, СПб
В Военно-историческом музее артиллерии, СПб

Основные недостатки

  • Чрезвычайно высокая скорострельность (1200 — 3000 выстрелов в минуту), отсюда — повышенный расход боеприпасов, необходимость частой перезарядки магазина, сильная вибрация, быстрый перегрев и износ деталей пистолета-пулемёта, особенно ствола (при том, что M1915 мог стрелять исключительно непрерывным огнём).
  • Громоздкость: излишне большая ширина из-за спаренности.

-3

Сергей Александрович Головань (20.09.1872—1927) — генерал-майор русской императорской армии, герой обороны Порт-Артура.

Начальное образование получил в Царскосельской гимназии, после чего 15 августа 1890 года был принят в Московское пехотное юнкерское училище.

5 августа 1891 года произведён в подпоручики и в 1892 году выпущен из училища. Служил в Кронштадской крепостной артиллерии. 5 августа 1895 года произведён в поручики и 19 июля 1898 года в штабс-капитаны.

Пройдя курс наук в Еиколаевской академии Генерального штаба, Головань 28 мая 1902 года за отличиные успехи был произведён в капитаны. С 4 декабря 1902 года по 8 февраля 1904 года отбывал цензовое командование ротой.

3 февраля 1904 года Головань был назначен обер-офицером для поручений при штабе 3-го Сибирского армейского корпуса, и в этой должности состоял в рядах Порт-Артурского гарнизона всё время осады крепости японцами; 27 января 1905 года он был награждён орденом Св.Георгия 4-й степени:

За отличия в делах против японцев, при отбитии штурмов Порт-Артура в октябре месяце и с 7-го по 19-е ноября 1904 года.

За другие отличия во время русско-яаонской войны он был награждён орденами Св.Анны 4-й степени, 3-й степени с мечами и бантом и 2-й степени с мечами. Также он получил ордена Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом и Св.Станислава 2-й степени с мечами. В 1906 году произведён в подполковники (со старшинством от 9 ноября 1904 года).

19 августа 1906 года Головань был назначен помощником делопроизводителя Главного управления Генерального штаба (ГУГШ), а 9 ноября 1908 года занял должность делопроизводителя ГУГШ. 6 декабря 1908 года получил чин полковника и в 1911 году был награждён орденом Св. Владимира 3-й степени.

13 сентября 1914 года Головань был назначен военным агентом в Швейцарии и в Первой мировой войне участия не принимал; 6 декабря 1915 года произведён в генерал-майоры. После Октябрьской революции остался в Швейцарии и скончался в Давосе 9 августа 1927 года. По другим данным из открытых источников он умер 8 августа 1927 года во Франции.

К августу 1917 года под началом генерала Голованя действовали две агентурные организации и 13 отдельных агентов. Последние, в свою очередь, имели собственную агентуру, ведшую разведывательную деятельность на территории Германии и Австро-Венгрии. Уволен с должности военного агента в Швейцарии с обязательством в кратчайшие сроки возвратиться в Россию приказом НКВиМД от 6.09.1918г. Через Голованя осуществлялась также связь Генерального штаба с организацией "Брута", освещавшей работу военной промышленности и планы противника. Имеются сведения, что эта группа также отслеживала нелегальные контакты немцев с Россией, включая связи с эмигрантской общиной в Швейцарии и, в особенности, с большевиками и Лениным. Именно она в 1917 году дала сведения, что Владимир Ильич Ленин подкуплен немцами. После октябрьского переворота остатки зарубежной агентурной разведки России еще некоторое время работали по инерции. Как следует из описания архива главы российской военной агентуры в Швейцарии С.А.Голованя 1919-1921 гг , хранящегося в институте Гувера (США), во время гражданской войны он взаимодействовал с находившимися в Швейцарии офицерами белой армии, в особенности с бывшими военнопленными инвалидами, которые находились на излечении в швейцарских санаториях, вел переписку с штабом Вооруженных сил юга России и военным представителем Верховного правителя при союзных правительствах.

В буквальном переводе Магенброт (Magenbrot) означает «хлеб для желудка». Альтернативное название — Альпенкройтер Брот (Alpenkräuter-Brot) или «хлеб из альпийских трав».
Это неуклюжее на вид, маленькое, темно-коричневого цвета, сладкое глазированное печенье квадратной или округлой формы. Помимо какао содержит различные полезные для пищеварения специи (бадьян, корица, гвоздика и мускатный орех). Отсюда и столь творческое название. Для ароматизации в печенье добавляют цукаты из апельсиновой или лимонной цедры и фундук.
На приготовление теста для этого десерта обычно уходит два дня: его делают заранее и оставляют на ночь, чтобы осело. После этого нарезают небольшими кусочками и запекают.

Предлагаю вниманию уважаемых читателей очередную публикацию приквела про дядю Прохора.

Проня представил себе эту строгую Надю, которая "теперь будет недовольна", усмехнулся и предложил:

- Вас проводить?

- Сделайте милость! Мне тут вообще-то близко осталось...

Разговор, состоявшийся на пути к большому пятиэтажному дому, ограничился всего лишь несколькими "дежурными" вопросами-ответами:

- Как вас зовут, молодой человек?

- Прохор Лукич.

- А меня Владимир Ильич. Вы давно в Цюрихе?

- Третий день.

- А мы здесь уже больше полугода... Куда путь держите, если не секрет?

- На фронт. Я офицер. Бежал из австрийского плена...

- Ну да ну да... Вот мы и пришли. Благодарю вас ещё раз. На чай не приглашаю, извините. Наденька не любит неожиданных визитов...

- Я бы всё равно отказался от приглашения. Время позднее уже...

- Желаю здравствовать!

Проня пожал протянутую руку и повернул по направлению к своей гостинице.

На следующий день после плотного и позднего завтрака поручик ожидал Александра Романовича в фойе, просматривая свежие газеты. Посольский чиновник опоздал на четверть часа и оправдался тем, что вчера засиделись, "до позднего вечера отмечая день рождение Сергея Александровича". Проня поинтересовался из вежливости:

- Сколько же исполнилось его превосходительству?

- Сорок четыре года.

Ехать пришлось сравнительно долго, дорога шла в гору. Александр Романович поведал Проне, что вершина впереди называется Утлиберг. Стал накрапывать мелкий и частый дождик, добавив ощущения холода в погоду и тоскливости в настроение. Генеральский экипаж стоял около длинного и приземистого строения, расположенного по середине большой огороженной невысоким забором территории. Сам генерал прохаживался рядом, ворчливо заметив:

- Опаздывайте, молодые люди!

Извинившись за опоздание вновь прибывшие прошли к большому столу под навесом, на котором были разложены чертежи, рисунки и даже несколько фотогрфий, придавленных камнями. С края стола лежало что-то более "выпуклое", укрытое мешковиной.

Содержание вступительного слова военного агента свелось к тому, что "частная инициатива", о которой он упоминал вчера за обедом, "вылилась в прожект, связанный с приобретением на личные средства участников новой разновидности стрелкового вооружения, которое он назвал сверхлёгким пулемётом. Вес оружия был сравним с весом "обычной" винтовки, а стрелть это оружие могло очередями, как пулемёт. От Прони требовалось оценить преимущества и недостатки этого оружия в "практическом наступательном и оборонительном бою", а также сделать предложение о минимально необходимом количестве экземпляров для получения "практических положительных результатов" и высказать соображения по тактическим приёмам его использования.

Выслушав эту речь Проня несколько приуныл и собрался уже было в своем "ответном слове" высказать аргументы в пользу отказа от исполнеия столь ответственной роли, но генерал, почувствовав такой настрой поручика, поднял руку и добавил:

- Вы в армии, господин поручик, как говорится "без году неделя", хотя, если почитать ваш послужной список, то уже на самом деле больше года. Надеюсь, за это время вы уже смогли столкнуться с нашей военной бюрократией и, не побоюсь этого слова, косностью, на самых разных уровнях... По лицу вижу, что имели уже это "счастье". Я на военной службе уже больше четверти века. И могу вам с уверенностью сказать, что то, что можно терпеть и наблюдать, как развитие военной науки и техники движется "самотеком" в мирное время, не допустимо в период войны. По этой причине, в основном, возникла и наша "частная инициатива". Я вам могу многое рассказать из тактики на поле боя в период войны с японцами, но... Прошло уже больше десяти лет с тех пор. Война сейчас, как мы видим, сейчас идёт уже совсем другая.

К столу подошёл местный житель, неся на подносе три металлических стакана, над которыми вился пар, и графин с замысловатым орнаментом. Запахло корицей. Военный агент одобрительно кивнул и продолжил:

- Вы видели современную войну, так сказать, изнутри. Возможно, вы и не идеальный кандидат для этой роли, но, как говорится, за не имением гербовой, пишут на простой... Вы, господин поручик, стоите сейчас передо мной, рекомендации у вас отменные. Искать кого-то другого?.. Увольте! Время дороже. Сейчас именно срочно необходимо начать "писать", то есть не писать буквально в инстанции и ждать от них ответа, а действовать, так сказать, явочным порядком. Потом уже обобщать результаты и опыт этих действий и, описаясь, на него "выходить в инстанции". Понимаете меня?

- Понимаю, ваше... Сергей Александрович!

- Вот и замечательно! Короче, на столе разложены документы и есть сам экземпляр этого самого сверхлёгкого пулемёта, которые любезно организовал для нас мой коллега, военный агент в Риме, поддержавший нашу инициативу, так сказать словом и делом... Вы, господин поручик, после ознакомления с материальной частью выскажете своё мнение относительно заданных сейчас вопросов. В зависимосчти от содержания ваших ответов мы примем решения относительно наших последующих действий. За бараком есть место для стрельбища. Хозяин поместья вам мешать не будет. Так что целый день в вашем распоряжении. Завтра за ужином в том же ресторане поделитесь вашим частным мнением относительно увиденного и испробованного. Ужин будет за мой счет. Александр Романович вам сейчас в помощь! Я поехал. Честь имею, господа!

Распрощавшись с генералом, Проня первым делом откинул мешковину и осмотрел "сверхлёгкий пулемёт". Оружие очень походило на обычную винтовку, в основании ствола которой вертикально вверх был вставлен коробчатый патронный магазин. Весила конструкция навскидку немногим больше десяти фунтов. Положив оружие обратно поручик углубился в изучение бумаг, разложенных на столе. Александр Романович прохаживался рядом, грея ладони о металлический стакан, а свои внутренности - содержимом стакана.

Потом пришёл черед пострелять. Под столом обнаружился почти полный ящик патронов, при ближайшем рассмотрении оказавшимися очень похожими на патроны от германского "люгера". Быстро истратив два снаряженных магазина Проня приступил к их снаряжению. В следующий раз, когда понадобилось снова вставлять патроны в магазины, он приспособил к этому делу посольского сотрудника. Так дело с "огневыми испытаниями" пошло чуть быстрее. Перед самыми сумерками, немного оглохнув от стрельбы, поручик более или менее был готов составить своё "частное мнение" о сверхлёгком пулемёте. Оружие оставило у него двойственное впечатление. Это впечатление теперь предстояло сформулировать в виде перечня ответов на вопросы, поставленные военным агентом.

Возвращались в город уже в полной темноте. Потирая ноющее от отдачи плечо Проня вежливо отказался от компании Александра Романовича за ужином, сославшись на то, что ему нужно будет ещё "привести свои мысли в порядок по поводу увиденного". Посольский чин не стал настаивать, распрощавшись с поручиком до завтра. Ужинать наш герой устроился во вчерашней кухмистерской, заказав в этот раз после сырного супа ещё отбивную по-швейцарски, а к чаю добавил магенброд. Доедая последний кусочек отменной отбивной поручик опять вспомнил про Хильфе и предположил, что свинину, пахнущую горчицей и коньяком, овчарка есть бы отказалась.

Вечерняя прогулка в этот раз не входила в планы поручика. В гостинице он "вооружился" стопкой бумаги и карандашом, истратив на приобретение канцелярских принадлежностей несколько раппенов, которые перекочевали из его кармана в карман портье. Вспомнил поручик при этом пассаж, услышанный днём от военного агента про то, на чём надо писать, когда это необходимо делать быстро. Сравнения себя с простой бумагой" немного раззадорило Проню. Улыбнувшись сам себе он поднялся в номер "коротать ночь-полночь за столом".

Вечная Слава и Память всем защитникам Родины!

Берегите себя, уважаемые читатели!

Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!

Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала.

По мотивам ваших комментариев или вопросов я подготовлю несколько новых публикаций.