Если руководитель вашего отдела вам не нравится, вы вполне можете его уволить.
За последние годы я уволил нескольких своих руководителей, хотя был их подчиненным. Конечно, уволил не напрямую — а так сказать, посодействовал, приложил руку.
И сегодня я поделюсь опытом проведения этих операций. Возможно, они помогут вам сплавить руководителя, который вас раздражает.
Почему сплавлять руководителя — это нормально
Нет ничего аморального в том, что вы выдавливаете своего руководителя отдела с работы. Они могут увольнять нас, и точно так же мы можем в обратку сплавлять их. Так было везде и во все времена: футболисты меняли главных тренеров, солдаты — командиров, разъяренная толпа викингов — своего конунга.
К тому же:
1. Через месяц (а то и раньше) ваш уже бывший руководитель найдет себе новую работу. Любители почесать языком и посидеть на созвонах у нас по-прежнему в почете, несмотря ни какие кризисы и пандемии.
2. На новой работе он будет всё так же получать в 2–3 раза больше денег, чем вы. Конечно, он в расстроенных чувствах может сказать, что «тут меня не ценили», но поверьте, его банковская карточка утверждает обратное.
3. Менять работу каждые 5–10 месяцев — это абсолютно нормальная история для руководителей среднего звена. Они часто бегают из одной компании в другую, ища применения своим непризнанным талантам. И если вы его сплавите — сбегает еще разок, не переломится.
В общем, ваш руководитель отдела в любом случае не беззащитная пташка, а полноценный враг, которого нужно атаковать. Теперь разберемся в стратегии атаки.
Немного о руководительской «короне»
У руководителя отдела часто возникает иллюзия собственной важности. Он думает, что его руководящий статус дает ему широкие полномочия. Хотя по факту он часто оказывается кем-то вроде армейского сержанта — вроде висят две лычки на погонах, но люлей от вышестоящего начальства огребает наравне с другими.
То есть по сути ваш руководитель такой же офисный хомячок, только ему выдают кормушку чуть побольше, чем у вас. На этом отличия заканчиваются.
Самое главное — понять, что в пищевой цепи вы находитесь с ним на одном уровне. Это позволит вам быть уверенными в успехе операции по свержению. Речь ведь идет не об отжатии бизнеса у генерального директора, а о смещении себе подобного. Задача, вполне посильная любому крепкому стаду.
Изучаем психотип руководителя
Когда моим отделом руководили девушки, подстроить их увольнение было несложно. Нужно было всего лишь заполучить календарь их менструального цикла и как следует выбесить их в красные дни. Заявление по собственному не заставляло себя долго ждать.
А если серьезно, девушки гораздо более эмоциональные. Тут главное не пропустить момент, когда градус эмоций у них повысится до максимальных значений. Примерно как с микроволновкой.
Сплавлять руководителей-парней сложнее, но тоже возможно. Как правило, они не поддаются сиюминутным эмоциям — с ними работает накопительный эффект. Парни таят обиду в себе, она накапливается, накапливается, накапливается и потом выплескивается прощальным «ариведерчи» в бухгалтерии и общем чате.
Конечно, бывает и наоборот: девочка копит обиды, а мальчик рубит с плеча. Но в любом случае это две основные модели поведения. Главное, сделать так, чтобы эти обиды у руководителя были.
Что конкретно делать, чтобы руководителя выгнали
Здесь сложно дать точные советы, потому что у каждого из нас своя работа, на которой возникают тысячи разных ситуаций. Но какие-то закономерности проследить все-таки возможно.
Важно уловить кризисный момент в работе руководителя своего отдела. Когда он получает втык от своего начальства, когда его действиями недовольны. В этот момент вы должны ни в коем случае не подсказывать ему, что делать — даже если знаете правильный ответ.
Например, после одного из годовых собраний наш отдел получил массовый и коллективный втык. Досталось всем по первое число, но мы понимали, что основной удар пришелся по нашей девочке-руководительнице. Тут мы решили, что это идеальный момент для атаки — и уже через месяц девочка у нас не работала. Через месяц, Карл.
Займитесь саботажем, но в умеренных масштабах. Так, чтобы вину за некачественную работу свалили не на вас, а на руководителя. Саботировать надо начинать в тот момент, когда вы чувствуете, что ваш главный человек в отделе уже немного «поплыл», когда вы видите, что он начинает слегка психовать.
Например, один из моих бывших руководителей работал на договоре сроком в полгода. Мы знали, что срок договора скоро истекает и делали всё, чтобы не показать за это время никаких выдающихся результатов. Договор с руководителем, естественно, не продлили.
Важно вести подпольную деятельность так, чтобы ваш руководитель о ней не догадался. Если уж решили плести козни, шифруйтесь как следует. У руководителя до последнего дня его работы должна сохраняться иллюзия того, что вы кучка разобщенных людей, хотя на самом деле вы банда, сплоченная общей целью.
Вы уволили своего руководителя. Что дальше?
Единого универсального исхода быть не может, всё опять же непредсказуемо. Например, вам могут поставить нового руководителя, при котором начнется не жизнь, а сказка. А могут назначить очередную Бабу-Ягу, от которой вы начнете выть пуще прежнего.
В моем отделе все закончилось идеально — теперь у нас вообще нет руководителя. Сама должность руководителя в нашем отделе была дискредитирована, ее просто перестали воспринимать всерьез после нескольких внезапных увольнений главного человека по отделу. Вернее, эти увольнения могли показаться внезапными для несведущих сотрудников, но мы-то в отделе знали, к чему идет дело и насколько близок финальный акт трагедии.
Вместо руководителя у нас остались «главные маркетологи» и прочие люди с потешным званием «я тут за старшего». Никаких отчетов, никаких обязательных совещаний, никаких сидений в офисе с 9 до 18. Все эти «за старшего» теперь сами отчитываются перед вышестоящим руководством, а у нас началась долгая и счастливая жизнь, которая длится уже 5 лет.
Правда, для этого нам пришлось постараться и сплавить нескольких руководителей одного за другим. То ли трех, то ли четырех, я уже и не помню. Возможно, они прочитают эту статью — и напомнят мне в комментариях, сколько их было.