Найти тему

Выставка, которую нельзя пропустить! Интересная, современная и ... бесплатная.

“Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2”

Где: Дом культуры “ГЭС-2”.

Адрес: Москва, Болотная набережная, 15

До: 27 октября 2024

Одно из главных культурных событий в Москве 2024 – выставка в ГЭС-2 “Квадрат и пространство”.

Дмитрий Пригов Квадрат Малевича, 1989 газета, тушь, шариковая ручка
Дмитрий Пригов Квадрат Малевича, 1989 газета, тушь, шариковая ручка

Более ста лет люди спорят, о том, что такое «Черный квадрат» Казимира Малевича: «бесконечность и вечность», как говорил сам художник, новая точка отсчета в искусстве, великая провокация или не искусство в принципе (каждый, кто вступал в эту полемику, хотя бы раз слышал от оппонента: “так могу нарисовать и я, и мой ребенок”).

Казимир Малевич Черный квадрат, около 1923 холст, масло
Казимир Малевич Черный квадрат, около 1923 холст, масло

Организаторы выставки предлагают нам посмотреть другими газами на то, что нас окружает: смартфоны, телевизоры, QR-коды, современные площади (слово ”square” в английском языке имеет два значения: и квадрат, и городская площадь); всё это те самые черные квадраты. И раз споры по поводу картины Малевича не утихают, значит перед нами особое произведение. Кстати, тот самый квадрат не абсолютно черный и не абсолютно квадратный. Он затягивает вас в бездну, и эта бездна – 21 век с его гаджетами и одиночеством в толпе.

Казимир Малевич Четыре квадрата, 1915 холст, масло
Казимир Малевич Четыре квадрата, 1915 холст, масло

А еще “Черный квадрат” – это история не про картину, а про нас, про зрителей. Мы смотрим на произведение искусства, хотим увидеть нарратив, понять, что хотел сказать художник, а перед нами просто черный квадрат. И ничего другого кроме черного квадрата нам художник не предлагает. Вот почему на протяжении ста лет зритель вынужден выходить за рамки комфорта: он хочет увидеть что-то про вселенную, начало и конец, про любовь, жизнь и смерть, а перед ним просто черная геометрическая фигура, а значит мы должны в этот момент обратиться не к картине, а к самому себе, а это зритель делать не любит, он привык, чтобы его развлекали, удовлетворяли его эстетические потребности, а тут вдруг квадрат… черный. Бесит? Конечно! А раз вы испытываете эмоции, сильные эмоции, значит перед вами произведение искусства, и художник своей цели достиг.

Казимир Малевич Авиатор, 1914 холст, масло
Казимир Малевич Авиатор, 1914 холст, масло

Посмотрите на картину “Авиатор” Казимира Малевича, как точно переданы те невероятные перемены, которые несет миру технический прогресс, новые темп и ритм жизни.

Борис Турецкий Абстрактная композиция, 1958 холст, масло
Борис Турецкий Абстрактная композиция, 1958 холст, масло

Выставка, безусловно, заслуживает вашего внимания, т.к. её кураторами стали Франческо Бонами, итальянский художественный критик, один из самых авторитетных и влиятельных кураторов в мире современного искусства и Зельфира Трегулова, экс-директор Третьяковской галереи.

Александра Экстер Москва. Синтетический город, 1914 холст, масло
Александра Экстер Москва. Синтетический город, 1914 холст, масло

Удивительно, что “дорогая моя столица” благодаря энтузиазму уникальных искусствоведов и социальной миссии некоммерческого фонда развития современной культуры V–A–C приглашает вас на выставку абсолютно бесплатно (не забудьте взять и бесплатный буклет, и бесплатный аудиогид). И это круто, потому что искусство должно быть доступно для всех.

Иван Айвазовский Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря), 1881 холст, масло
Иван Айвазовский Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря), 1881 холст, масло

Открывают выставку «Черное море» Айвазовского, “Пейзаж. Степь” Куинджи, “Общий жертвенный котел в престольный праздник” Прянишникова.

Архип Куинджи Пейзаж. Степь. 1890-1895 холст, масло
Архип Куинджи Пейзаж. Степь. 1890-1895 холст, масло

Кураторы экспозиции задаются вопросом, почему супрематизм и другие варианты беспредметного искусства возникли именно в России, стране, которая следовала реалистической традиции и не претендовала на мировое художественное первенство.

Илларион Прянишников Общий жертвенный котел в престольный праздник, 1888 холст, масло
Илларион Прянишников Общий жертвенный котел в престольный праздник, 1888 холст, масло

И отвечают нам на это вопрос так: художникам удалось выразить невыразимое, передать ощущение бесконечности мироздания. Полотна Айвазовского и Куинджи поражают тяготением к беспредметности, т.е. к тому явлению в искусстве, которое возникнет в России в начале XX века.

Ольга Розанова Беспредметная композиция (Полет аэроплана), 1916 холст, масло
Ольга Розанова Беспредметная композиция (Полет аэроплана), 1916 холст, масло

Ольга Розанова была участницей общества «Супремус», которое возглавлял Казимир Малевич. Термин "супрематизм" был впервые использован Малевичем в 1915 году для характеристики абстрактных картин, состоящих из комбинаций разноцветных плоскостей простейших геометрических форм. Сама Розанова писала так: “Супрематизм отказывается от пользования реальными формами для живописных целей, ибо они, как дырявые сосуды, не держат цвет и он в них расползается и меркнет…Мы не смотрим на формы, с которыми мы оперируем, как на реальные предметы и не ставим их в зависимость от верха и низа картины, считаясь с их реальным смыслом, - реального смысла у них нет”.

Ольга Розанова Супрематизм, 1916-1917 холст, масло
Ольга Розанова Супрематизм, 1916-1917 холст, масло

Судьба отмерила ей всего 32 года жизни (художница умерла от дифтерита), из них 8 лет – творчества. Но в мировом искусстве она запомнилась как очень талантливый колорист, создатель собственного направления в абстракционизме – цветописи.

Никита Алексеев Серия Впечатления от цвета, 2009 Холст, акрил
Никита Алексеев Серия Впечатления от цвета, 2009 Холст, акрил

Цикл многоцветных «Впечатлений» Никиты Алексеева подводит итоги колористических поисков двадцатого столетия, демонстрируя возможности работы с чистым цветом, открытые художниками-авангардистами.

Герхард Рихтер Свеча, 1982 холст, масло
Герхард Рихтер Свеча, 1982 холст, масло
Пабло Пикассо, Портрет Амбруаза Воллара, 1910 холст, масло
Пабло Пикассо, Портрет Амбруаза Воллара, 1910 холст, масло

Когда вы будете ходить по этой выставке, вглядываясь в работы важнейших художников ХХ века: метафизическую «Свечу» Герхарда Рихтера, кубистический «Портрет Амбруаза Воллара» Пабло Пикассо, «Эскиз к портрету», в «Черный квадрат», задайте себе всего один вопрос: “Где я, зритель, нахожусь по отношению к этому произведению?”. Это очень интересный эксперимент, вы каждый раз будете отвечать по-разному, и каждый раз, вступая в диалог с художником и его произведением, вы будете открывать самого себя, а это и есть одна из основных задач искусства.

Эрик Булатов Дверь, 2009-2011 холст, масло
Эрик Булатов Дверь, 2009-2011 холст, масло

Для меня бездна “Черного квадрата” не так страшна как “Дверь” Эрика Булатова. На фоне этой щели, сквозь которую пробивается белый свет, тьма, поглотившая реальность становится очевидной и абсолютно беспросветной.

Василий Кандинский Импровизация, 1913 холст, масло
Василий Кандинский Импровизация, 1913 холст, масло

«Импровизации 34» с подзаголовком «Восток II» Василия Кандинского написана в октябре 1913 года. Общеизвестный факт, что художник обладал особой формой восприятия мира — синестезией, которая выражалась у его в единстве чувств: он видел цветовые образы, когда слышал музыку, и слышал музыку, когда писал картины. Музыка и живопись для Василия Кандинского — понятия неразрывные.

Герман Нитч MZM_025_09, 2009 джутовая ткань, акрил
Герман Нитч MZM_025_09, 2009 джутовая ткань, акрил

Австрийский художник Герман Нитч был одновременно и композитором, его концепции цветного звука и звучащего цвета во многом вдохновлены Кандинским. Его произведение, посвященное Москве, в 2019 году было исполнено в Третьяковской галерее, а за полтора года до смерти он подарил Третьяковке монументальное и экспрессивное полотно «MZM_025_09» — итог живописной акции “Собор цвета”.

Микеланджело Пистолетто Стена, 1967 Алюминий, прокат, шелкография
Микеланджело Пистолетто Стена, 1967 Алюминий, прокат, шелкография

На выставке много инсталляций: все делают селфи перед «Стеной» Микеланджело Пистолетто, а многие ли задумываются, что это метафора нашего мира, что все мы замурованы своими личными внутренними стенами, и редко кому везет быть замурованным не в одиночестве, а с кем-то любимым.

Владимир Селезнёв Метрополис. Traum(a)stadt, 2024 инсталляция
Владимир Селезнёв Метрополис. Traum(a)stadt, 2024 инсталляция

Очень сильное впечатление на меня произвела инсталляция Владимира Селезнева “Метрополис”. Это 3D картина города … из мусора. Здесь очень важно, в какой момент вы войдете в зал с инсталляцией. У неё две ипостаси: при выключенном свете вы видите наикрасивейший урбанистический пейзаж, как будто летите ночью на самолете, а внизу светится мегаполис, но через 10 секунд свет включается, а перед вами расставленные на полу пластиковые бутылки, картонные коробки, упаковки для продуктов и канцелярии.

-20

Мне кажется, что войти во мраке и увидеть идиллическую картину, а потом осознать ужас надвигающейся экологической и социальной катастрофы круче, чем сначала встретиться с мусором и хаосом, а через 10 секунд увидеть светящийся город с высотками, дорогами, парками и прудами. Но здесь есть история про то, что художник испытывает терпение зрителя, ведь есть те, кто заходит в комнату при включённом свете, видит гору мусора, ничего не понимает и уходит, не хочет потратить 10 секунд своей жизни и задержаться. А те, кто остаются, доверившись художнику, наблюдают метаморфозу перерождения мусора в прекрасный город, момент рождения искусства.

-21

Тотальная инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Случай в музее» возвращает нас в советские времена. Это рассказ о вымышленном художнике Кошелеве, который готовится к открытию персональной выставки, на стенах картины с типичными для СССР мотивами: доярки, агрономы, учителя, трудовые советские будни, лыжный кросс. Но сонная тишина музея нарушена прорванной трубой: с потолка льется вода, наполняя расставленные по полу емкости (тазы, ведра, ковшики).

-22

-23

Казалось бы, все понятно: это история про убогий советский быт, но нужно потратить еще пару минут, присесть на лавочку и прислушаться к капающей воде, и вам откроется музыкальный рисунок, виртуозно созданный Владимиром Тарасовым, который был не только композитором и звукорежиссером, но конструктором водяных труб. Эти капли рассказывают историю нашей жизни: все идеально, только водопровод как на зло прорвало.

Александр Юликов Красная звезда и Черный квадрат, 2016 холст, масло
Александр Юликов Красная звезда и Черный квадрат, 2016 холст, масло

В конце статьи еще немного фотографий с выставки специально для вас.

Друзья! В Дзене происходят изменения: неактивных подписчиков отписывают от канала. Если вы хотите получать свежие обзоры актуальных выставок в Москве, просто не забывайте ставить лайки, а еще лучше писать краткие комментарии.

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#ГЭС-2 #от_Малевича_до_ГЭС-2 #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты #Малевич #Черный_квадрат #Квадрат_и_пространство